Завершившийся в Актау саммит глав государств пяти прикаспийских государств изначально называли историческим, его итоги подтвердили это утверждение. Впервые за 20 лет лидеры всех стран Каспия пришли к общему знаменателю и согласовали правила пользования морем.
"Конвенция – своего рода конституция Каспийского моря. Заключив конвенцию, мы создаем базу для сотрудничества. Особое внимание в конвенции уделено обеспечению безопасности на Каспийском море", – заявил Нурсултан Назарбаев.
Он отметил, что совокупная численность населения государств составляет около 240 млн человек, что обусловило необходимость совместного решения всего комплекса вопросов, связанных с Каспием.
Общее водное пространство
Было отмечено, что конвенция является основным всеобъемлющим документом, регулирующим права и обязательства сторон в отношении Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство, особое внимание в конвенции было уделено вопросам обеспечения безопасности, предупреждения и предотвращения последствий чрезвычайных ситуаций и военной деятельности прикаспийских государств.
Итак, в конвенции отмечено, что на Каспийском море не будет вооруженных сил, не принадлежащих странам "пятерки", то есть Казахстану, Азербайджану, Ирану, Туркменистану и России. Таким образом, снят с повестки вопрос об американских базах в Актау. Были установлены территориальные воды шириной 15 морских миль, при этом их внешние границы обретают статус государственных. К территориальным водам примыкают десятимильные рыболовные зоны, где каждое государство обладает исключительными правами на промысел.
За пределами рыболовных зон сохраняется общее водное пространство. Вне морских государственных границ будет действовать свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран. Достигнута договоренность о свободе транзита к другим морям и Мировому океану. Каждое государство реализует суверенные права на недропользование в границах своего сектора дна. При этом предусмотрена возможность прокладки по дну моря магистральных трубопроводов и кабелей с условием соблюдения экологических требований.
Казахстан также предложил меры по развитию сотрудничества на Каспийском море, заключение отдельного пятистороннего договора по согласованным мерам доверия в области военной деятельности, стимулирование реализации проектов в энергетической сфере, оптимизацию тарифной политики и улучшение условий транспортировки, а также принятие документа по борьбе с незаконным промыслом биологических ресурсов.
Для выполнения конвенции принято решение о создании механизма пятисторонних регулярных консультаций под эгидой министерств иностранных дел на уровне заместителей министров иностранных дел, полномочных представителей прикаспийских государств и проведении первых консультаций не позднее шести месяцев со дня подписания документа. С целью развития контактов между предпринимателями и бизнес-структурами пяти стран предложено провести первый Каспийский экономический форум в 2019 году в Туркменистане.
Была отмечена важность развития туристического сегмента экономики в Каспийском регионе, учитывая значительный культурный и рекреационный потенциал моря и его прибрежной зоны. Будут проведены пятисторонние консультации по тематике туризма на Каспии.
Эксперты, опрошенные аbctv.kz, отметили, что встреча в Актау действительно имела важное значение, так как статус Каспия оставался одним из центральных нерешенных вопросов региона.
Впереди еще ратификация
Депутат нижней палаты Парламента РК Айкын Конуров отметил, что переговоры по Каспию "прикаспийской пятерки" имеют свою давнюю историю, и многие моменты уже были урегулированы в формате двусторонних соглашений. Конвенция же стала логическим завершением многолетней работы, и ее подписание в Актау произошло именно в то время и в том месте, потому что изменилась геополитическая ситуация и экономические приоритеты для стран Прикаспия.
Эксперт заметил, что возможности внутреннего моря теперь больше рассматриваются с точки зрения улучшения транзита и развития биоресурсов, чем добычи углеводородов, а в этом плане должно быть общее понимание и консенсус. К тому же стало очевидно, что бездонных запасов нефти на Каспии в реальности нет, что и обусловило легкость принятия конвенции.
"Запрет на размещение иностранных баз на Каспии, как и активное взаимодействие пограничных и антитеррористических подразделений, думаю, придаст региону стабильности. Иран же, находясь под санкционным давлением, ожидаемо ищет дружбы и, соответственно, идет на компромиссы с ближайшими соседями, ведь именно позиция Тегерана, который хотел получить более жирный кусок на Каспии, долгие годы не позволяла согласовать позиции. Хотя и оставил себе возможность затягивания процесса ратификации. Глава Ирана четко заявил, что ратификация и ее сроки будут зависеть от парламентариев", " подчеркнул Айкын Конуров.
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что правы те, кто называет Актауский саммит и принятую на нем конвенцию историческими. Действительно, спустя 27 лет после распада Советского Союза статус Каспийского моря оказался закреплен международным договором, а его акватория была согласованно разделена между пятью прикаспийскими государствами, с огромной площадью совместного рыболовства. Однако, по его словам, впадать в эйфорию и строить далеко идущие планы, особенно Азербайджану и Туркменистану, совершенно не стоит. Один из ключевых вопросов – возможность строительства Транскаспийского газопровода по дну моря – абсолютно не решен, и ключи решения по-прежнему находятся в Москве и Тегеране.
Г-н Султангалиев убежден, что прикаспийские государства еще долго могли бы тянуть за хвост переговорный процесс, если бы не конструктивная роль США. Дональд Трамп, разорвав ядерное соглашение с Ираном и введя новые санкции, одним ударом разрушил все надежды иранского руководства на улучшение отношений с Западом и тем самым толкнул Тегеран на пересмотр своих позиций по каспийской проблематике. Для другого неуступчивого партнера – Туркменистана – мотиватором стали экономический кризис, возникший внутри страны, и надежды на возобновление переговоров по строительству газопровода на более оптимистичной основе, заметил он.
"Недопущение вооруженных сил других государств на Каспий – главное военно-политическое достижение прошедшего саммита. Тем самым в прикаспийском регионе прочно устанавливается военная гегемония России и Ирана. Для других государств данный аспект также является позитивным, так как гарантирует отсутствие потенциальных военных столкновений в Каспийском море в обозримом будущем. Конечно сложные переговоры по разделу самого лакомого кусочка Каспия – его дна со значительными запасами нефти и газа – еще впереди, но самый главный шаг – принятие Конвенции о статусе Каспийского моря – сделан", – сказал г-н Султангалиев.
Споры еще впереди
Политолог Ислам Кураев заметил, что страны многие годы пытались решить вопрос границ, и это удалось сделать в Актау. По его словам, страны довольны, однако осталось немало вопросов и противоречий, особенно между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Все спорные месторождения находятся в их акватории, и странам придется на основе двухсторонних и трехсторонних соглашений решать свои вопросы.
Пока Иран обозначил в качестве приоритетных вопросы национальной безопасности, а уже территориальные и экономические блага отошли на второй план, поэтому Тегеран согласился подписать соглашение, но не факт, что в будущем не продолжатся споры, так как конвенция вступит в силу только после того, как парламент ИРИ ее ратифицирует, подчеркнул он.
"На самом деле решили только территориальные вопросы и вопросы безопасности, однако с точки зрения экономических, геологических, экологических сфер проблем осталось немало, и они могут привести к разногласиям в будущем. Иран будет и дальше гнуть свою линию. Для всех важно, чтобы не было военных третьих стран на Каспии, а также что военный флот и самолеты "каспийской пятерки" имеют право спокойно передвигаться как на воде, так и по воздуху. Поэтому пока акцент сделан именно на этом", – заключил Ислам Кураев.
Аскар Муминов