(…)
Коррупция, как ржавчина, проедает всю вертикаль государственного аппарата.
Только по итогам семи месяцев 2020 года количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за коррупцию (лица, в отношении которых вынесены постановления о квалификации преступления), составило 912, что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 820.
(…)
Громкие задержания, эффектные кадры имеют краткосрочный эффект. Когда такие дела потом еще и разваливаются в суде из-за недостатка доказательств, недоверие общества к мерам государства по борьбе с коррупцией возрастает.
Без устранения причин и условий самих коррупционных явлений – это борьба с ветряными мельницами.
Люди должны видеть, что чиновника или какого-либо руководителя не просто привлекли к ответственности, но и в работе госоргана, где они работали, произошли соответствующие перемены к лучшему, которые исключают повторение событий.
Пока такой комплексной и превентивной работы я не вижу.
Чиновники меняются по кругу один за другим, а системные проблемы не решаются.
Начали проверять и вскрывать коррупцию в медицине только после дефицита лекарств в разгар пандемии.
О нарушениях при цифровизации этой сферы заговорили только сейчас, когда уже потрачены десятки миллиардов тенге.
Сейчас выделяем огромные средства на образование, занятость и социальные объекты.
Мы должны иметь гарантии, что через год мы вновь не будем говорить о выявленных хищениях в этих сферах, что эти министерства не будут у нас в антилидерах.
Людям ни к чему красивые рапорты о задержании, когда уже похищены многомиллиардные средства?
Полагаю, что мы должны в корне перестроить эту работу.
Сегодня настал момент для объединения усилий государства и граждан. Коррупция – это глубоко социальная болезнь. Победить мы ее сможем только общими усилиями.
Нужны новые формы общественного контроля и максимальная прозрачность управленческих решений.
Для формирования в обществе "нулевой терпимости" к коррупции должна постоянно проводиться целенаправленная идеологическая работа.
В целом антикоррупционной деятельности необходимо придать новый импульс по всем направлениям.
(…)
Бездействие в борьбе с коррупцией приводит к нарастанию у граждан протестных настроений и правового нигилизма.
Не может быть случайным совпадением то, что криминальные проявления массового характера происходят, как правило, в регионах с наибольшим уровнем коррупции.
Сегодняшняя оценка основана на количестве выявленных фактов взяток в том или ином министерстве. Это следует и из представленного доклада.
Оценка должна формироваться исходя из принимаемых мер по профилактике, минимизации рисков коррупции и устранению барьеров при получении госуслуг.
(…)
В орбиту уголовного процесса не должны вовлекаться честные, не боящиеся брать на себя ответственность чиновники. Госаппарат не должен бояться принимать решения.
Сегодня мы наблюдаем такие тенденции, когда государственные служащие не проявляют инициативу, размывают ответственность, создают излишнюю волокиту. Наглядно такая ситуация проявилась во время пандемии.
Активная борьба с коррупцией не должна превращаться в кампанейщину и охоту на ведьм, ни в коей мере не должна отражаться на качестве работы ответственных и законопослушных государственных служащих.
По моему поручению сейчас исключена возможность осуждения только на показаниях сообщников, вводится уголовная ответственность за провокацию преступлений.
Эти нормы позволят пресекать произвол со стороны правоохранительных органов.
Поручаю Генеральной прокуратуре и антикоррупционной службе в полугодовых отчетах информировать меня о пассивных руководителях, не имеющих достойных антикоррупционных инициатив.
Это касается и местных исполнительных органов.
(…)
Третье. Ускоренная цифровизация государственных услуг
Особое внимание нужно уделить вопросу дальнейшей интеграции баз данных.
У нас до сих пор не изжита практика, когда в ответ на претензии одного ведомства приходится нести справку из другого госоргана.
Такие анахронизмы и должна устранять цифровизация.
Интерактивная карта открытых бюджетов обеспечила общедоступность информации о расходовании более семи триллионов тенге бюджетных денег (за 2019-2020 годы).
"Сергек" показал, какую выгоду государству могут принести передовые технологии в части фиксации нарушений.
Заодно он лишил коррупционных доходов нечистых на руку дорожных полицейских.
Всем государственным органам, в первую очередь акиматам, нужно взять этот опыт на вооружение.
Подобные цифровые решения исключают человеческий фактор и устраняют условия, способствующие коррупции.
Четвертое. Защита бизнеса
На фоне экономических проблем поддержка предпринимательства приобретает особую актуальность.
За пять лет по уголовным делам о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности осуждено 11 лиц, по делам о рейдерстве – семь.
Из этих цифр видно, что правоохранительные механизмы защиты бизнеса пробуксовывают.
Между тем в своем послании в прошлом году я говорил о том, что воспрепятствование законному бизнесу является тягчайшим государственным преступлением. Вот об этом должны помнить все правоохранительные органы, в том числе Генеральная прокуратура.
Правительству совместно с Генеральной прокуратурой в месячный срок поручается внести на утверждение конкретные предложения по всем затронутым вопросам.
Между тем, есть определенные позитивные тенденции. Введенный нами институт антикоррупционного сопровождения приносит первые плоды.
По 510 бизнес-проектам только за первую половину текущего года выявлено 114 фактов незаконного вмешательства.
Эту работу нужно продолжать.
Генеральная прокуратура должна незамедлительно пресекать факты необоснованного вовлечения предпринимателей в орбиту уголовного преследования.
Предприниматели, инвесторы должны чувствовать мощную защиту от коррупционного давления.
Пятое. Усиление общественного контроля
Как бы ни старались госорганы, без поддержки общества успеха им не добиться.
У граждан должна сформироваться идеология добропорядочности.
Сейчас в этом направлении проводится большая работа.
Лига академической честности, волонтерские клубы антикоррупционной направленности, киоски честности и кассы самообслуживания – информация о таких проектах должна широко освещаться.
Одновременно должно идти усиление общественного контроля по всему фронту противодействия коррупции.
Гражданское общество готово помогать государственным органам.
Достаточно было создать платформу "Адал көмек", и более 11 тысяч граждан из социально уязвимых слоев бесплатно получили консультации известных адвокатов.
(…)
Подпишитесь на наш канал Telegram!