Концепцию проекта Закона Республики Казахстан "О специальных экономических и индустриальных зонах" (в новой редакции) рассмотрели на межведомственной комиссии по законопроектной работе при министерстве юстиции РК.
"На сегодняшний день органы управления некоторых СЭЗ ("Морпорт Актау", "Сарыарка", "Павлодар") имеют ряд проблем ввиду отсутствия должного финансирования, что, в свою очередь, явилось следствием недостаточности заполнения таких СЭЗ участниками. Также проблемами некоторых СЭЗ являются отсутствие необходимой штатной численности и отдельных налоговых льгот для органов управления. Для решения вышеуказанных проблем необходима разработка нескольких бюджетных программ для финансирования органов управления СЭЗ "Павлодар", "Сарыарка" и "Морпорт Актау", утверждаемых постановлениями правительства. В этой связи предлагается определить финансирование деятельности управляющих компаний из государственного бюджета отдельно на начальной стадии развития. Такое финансирование также будет включать средства на привлечение иностранного стратегического партнера в управление СЭЗ", – отмечается в тексте концепции, имеющейся в распоряжении abctv.kz.
Реализация нормы законопроекта о финансировании операционной деятельности управляющих компаний повлечет прогнозное увеличение расходной части бюджета (СЭЗ "Павлодар", "Сарыарка" и "Морпорт Актау) в течение трех лет в размере двух миллиардов тенге.
Вице-министр по инвестициям и развитию РК Ерлан Хаиров сообщил журналистам, что в концепции речь идет о двух основных изменениях.
"Во-первых, впервые прописан порядок функционирования индустриальных зон, в том числе частных и государственных. Во-вторых, будут сниматься барьеры по действующим специальным экономическим зонам, в том числе упрощение администрирования, функционирования, получение преференций и налоговых льгот", – сказал он.
Концепция законопроекта также прописывает механизм закрытия индустриальных зон, что вызвало бурное обсуждение среди членов комиссии и приглашенных.
Однако председатель комитета по инвестициям министерства по инвестициям и развитию РК Сапарбек Туякбаев отметил, что данная возможность пока скорее гипотетическая, чем реальная.
"Мы не планируем закрывать, упразднять индустриальные зоны. Если инфраструктура уже построена, то акимат или нацкомпания-инициатор берут обязательства по заполнению, потому что при предусмотрении бюджетных средств будут определенные условия контракта. Если заявляется индустриальная зона, два-три года проходит, и через некоторое время жизнь показывает, что нет необходимости, еще и деньги не потрачены государством, то должен быть законодательный регламент, чтобы как-то упразднить на бумаге. Мы должны предусмотреть все возможные случаи в жизни, но мы не думаем, что после прохождения стольких процедур согласования с министерствами кто-то будет собираться завтра закрывать", – сказал он журналистам.
Вместе с тем в министерстве стали скрупулезнее подходить к инициативам по созданию новых индустриальных зон.
"В этом году действительно были обращения. Некоторым индустриальным зонам мы отказали, потому что это еще недоработано, мы не убедились, что туда придут инвесторы", – сказал г-н Туякбаев.
При этом он отметил, что в нескольких регионах уже почти четыре-пять лет обсуждается создание индустриальных зон.
"Если работают, если потрачены государственные деньги на инфраструктуру, то вообще не рассматривается упразднение", – вновь заверил он.
Глава комитета отметил, что индустриальные зоны начали создаваться четыре-пять лет назад.
"Строится четыре года как минимум, если не пять лет. А с заполняемостью ни в одной индустриальной зоне мы проблем не видим сейчас. Да, только завершили инфраструктуру, но ставим задачу, и будет заполняться", – сказал Сапарбек Туякбаев.
Концепция законопроекта будет регламентировать работу и частных индустриальных зон, которых в Казахстане пока три.
"У нас частные индустриальные зоны: в Атырау, в ВКО и в Алматинской области. В Алматинской области нормальной состоявшейся индустриальной зоной можно назвать "Даму". Это частная. Остальные большие. Поэтому сейчас даже национальная палата предпринимателей предлагает понятие "малая индустриальная зона". Допустим, в малых городах, где акиматы хотят развивать производство", – сказал он.
Жанболат Мамышев