На экспорт казахстанской нефти приходится более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 миллиона баррелей в сутки.
В течение 20 лет они поставлялись по трубопроводу КТК в российский черноморский порт Новороссийск, который обеспечивает доступ к мировому рынку.
В июле российский суд пригрозил закрыть КТК, что побудило правительство Казахстана и крупных иностранных производителей в качестве меры предосторожности заключить контракты с другими торговыми точками.
Ни одна из альтернатив не является столь практичной, как трубопровод КТК, что повышает риск дальнейшей волатильности на энергетических рынках.
"Вскоре после того, как Россия вторглась в Украину в феврале, мировые цены на нефть достигли 14-летних максимумов, и цены оставались высокими, поддерживая в среднем более 100 долларов за баррель в июле", – сообщает агентство.
Источник, непосредственно знакомый с этим вопросом, сообщил Reuters, что государственная нефтяная компания Казахстана "КазМунайГаз" (КМГ) ведет предварительные переговоры с торговым подразделением государственной компании Азербайджана SOCAR о разрешении продажи 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год по азербайджанскому трубопроводу, который доставляет нефть в турецкий средиземноморский порт Джейхан.
При объеме чуть более 30 000 баррелей в сутки этот объем незначителен по сравнению с обычными 1,3-1,4 млн баррелей в сутки, которые проходят по трубопроводу КТК.
По словам источника, окончательный контракт должен быть подписан в конце августа, а поставки по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) начнутся через месяц.
"Еще 3,5 миллиона тонн казахстанской нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса, сообщили два источника".
В сочетании с потоками BTC этот объем составит чуть более 100 000 баррелей в сутки, или 8% от потоков CPC. КМГ отказался от комментариев, а SOCAR отказалась комментировать конкретную сделку.
Опора на Азербайджан позволила бы Казахстану обойти российскую территорию стороной. В прошлом месяце BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки из трубопровода Баку – Супса в более крупную трубу BTC.
Однако новый маршрут BTC означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров, чтобы доставлять свою нефть через Каспийское море в Баку из своего порта в Актау, который имеет ограниченный запас топлива, сообщили источники.
Другие маршруты
"Тенгизшевройл" (ТШО), совместное предприятие, возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о собственных маршрутах по трубопроводу и железной дороге, сообщили два источника.
Трубопровод BTC также может быть вариантом для TCO, но источник сказал, что в случае согласия на начало поставок может потребоваться до шести месяцев. ТШО отказался от комментариев.
Качество – еще один фактор, препятствующий быстрому согласованию. Казахстанская смесь CPC основного сорта – это легкая кисловатая сырая нефть, продаваемая со значительной скидкой по сравнению с флагманским азербайджанским сортом BTC, который является более легким в переработке среднесладким сортом.
ТШО уже начал перенаправлять небольшие объемы нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за шторма часть терминала КТК стала непригодной для использования.
Два источника сообщили, что ТШО бронирует больше железнодорожных перевозок и они могут увеличиться в сентябре или октябре.
Казахстан отдельно экспортирует до 1 миллиона тонн, или 250 000 баррелей в сутки, нефти марки Urals по трубопроводной системе России в порты Черного и Балтийского морей.
Читайте по теме:
- "Кто пытается сделать КТК объектом информационной войны – обзор мнений экспертов"
- "Транзитный пасьянс: куда направить казахстанскую нефть?"
- "Почему КТК останется самым оптимальным маршрутом для экспорта казахской нефти?"
- "Очередная остановка КТК означает вероятную национализацию трубы Россией – мнение"
- "Станет ли Транскаспийский маршрут альтернативой КТК и что для этого нужно?"
- "Почему ситуация вокруг КТК месседж Западу, а не Казахстану?"
- "Казахстан рассматривает Иран в качестве одного из дополнительных маршрутов транспортировки казахстанской нефти – Болат Акчулаков"
- "Будет ли найдена альтернатива КТК?"