Часть недавно прибывших из Китая компаний уже съезжают, передает inbusiness.kz. Чаще всего они едут в соседнюю Россию.
Не так давно Казахстан вышел на второе место в мире по добыче криптовалют. Резкий всплеск числа майнеров начался в мае нынешнего года после ужесточения карательных мер в их отношении в соседнем Китае. Теперь, спустя примерно полгода после начала так называемого великого исхода майнеров из Поднебесной, в Казахстане всерьез встал вопрос о дефиците электрической энергии.
В прошлом месяце специалисты Кембриджского университета выяснили, что доля Казахстана в мировом майнинге составляет порядка 18%. Больше только в США. Республика и раньше стабильно находилась среди лидеров криптоиндустрии. Этому способствовала дешевая по мировым меркам стоимость электрической энергии, производящейся в профиците, а также отсутствие регулирования в отрасли.
После того как Коммунистическая партия Китая объявила майнинг "вне закона", наплыв добытчиков криптовалют в Казахстан увеличился в еще большей степени. Судите сами, с сентября 2019 года по апрель 2021-го доля Казахстана в мировом майнинге выросла с 1,4% до 8,6%. Это уже сильнейший рост, однако в значительной степени он объясняется "эффектом низкой базы" в Казахстане. Теперь же буквально за полгода в республике число майнеров увеличилось еще на десять процентов от общего числа.
Сначала в Казахстане решили обложить майнеров налогом. В июне президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал соответствующий закон. Налог на майнинг начнет действовать уже с начала 2022 года. Суть его заключается в том, что за каждый затраченный на майнинг киловатт-час электроэнергии нужно будет выплатить бюджету один тенге.
Но самое интересное началось после. По всей видимости, казахстанские чиновники оказались не готовы к столь большому потоку майнеров и, как следствие, нагрузке на энергосистему страны. Иначе как объяснить постоянно меняющуюся риторику по отношению к криптодобытчикам.
Сначала выяснилось, что за первые девять месяцев 2021 года потребление электрической энергии в Казахстане выросло более чем на 7%. Учитывая, что все последние годы показатель стабильно рос только на 1-2%, то столь резкий прирост списали на майнеров. Вкупе с частой аварийностью на местных электростанциях мощностей может не хватить, и дошло до того, что в течение ближайших месяцев Казахстану потребуется импорт электроэнергии – не менее 300-400 МВт. Недавно российский вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия и Казахстан договорились об экспорте электроэнергии из РФ.
Оказалось, что Казахстан, в течение последних лет зазывавший к себе майнеров, поскольку был профит электричества, не готов принять по-настоящему большие объемы по добыче криптовалют.
Позже министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев заявил, что майнинг необходимо развивать за счет возобновляемых источников энергии. Если так, то это сразу сведет на нет одно из главных преимуществ республики – дешевая электроэнергия. Не так давно inbusiness.kz писал, что в настоящее время цена солнечной электроэнергии составляет 35 тенге за киловатт, ветровой – 22 тенге, в то время как полученной на угольных станциях только 7-8 тенге.
В итоге на фоне потенциального дефицита электричества в Казахстане от министерства энергетики пошло множество противоречивых заявлений. Например, сначала в минэнерго заявили, что при дефиците электроэнергии у страны должна быть возможность снижать потребление со стороны майнеров. Дошло до того, что в министерстве энергетики заявили, что намерены ограничить майнерам потребление до 100 МВт. Сама по себе эта цифра может мало о чем говорить. Но на встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым Магзум Мирзагалиев оценил потребление одних только нелегальных майнеров на 1,2 тыс. МВт. Помимо этого, в стране имеется порядка 50 официально оформленных дата-центров.
Позже министр Мирзагалиев уже заявил, что казахстанские майнинг-фермы не будут отключать от электричества при условии, что те будут соблюдать законодательство РК. Поскольку криптофермы являются такими же субъектами бизнеса, как и другие предприниматели, а их отключение можно расценивать как дискриминацию. А потому отключать будут только "серых" майнеров.
Учитывая столь часто меняющееся мнение властей касательно майнеров, можно предположить, что нынешний зимний сезон вряд ли пройдет гладко. Уже сейчас были случаи, что в нескольких населенных пунктах Кызылординской, Туркестанской и Восточно-Казахстанской областей и города Шымкента жителям без предупреждения отключали электричество на несколько часов. По информации сетевого оператора KEGOC, причина экономии света связана с тем, что большинство энергоустановок на электростанциях находятся в аварийном состоянии и требуют внепланового ремонта.
А на прошлой неделе на Экибастузской ГРЭС-1 были остановлены два блока – 19 ноября аварийно отключился блок № 5 мощностью 500 МВт. 20 ноября блок № 8 также мощностью 500 МВт на этой станции был остановлен для проведения аварийного ремонта. Буквально за несколько дней до этого премьер-министр Казахстана Аскар Мамин заверил, что проблем с обеспечением электроэнергией в республике не будет.
В итоге сейчас некоторые майнинговые компании уже сворачивают удочки и начинают переводить свои мощности в другие страны. Например, компания Xive закрывает фермы в одном из южных регионов Казахстана как раз из-за проблем с электричеством. Сейчас Xive ищет новое место для более 2,5 тыс. машин для майнинга.
"Майнинг на юге Казахстана более невозможен", – заявил Дидар Бекбау, один из соучредителей Xive.
По его словам, другие компании также заняты поиском для релокации.
Недавно стало известно, что из Китая за время "великого исхода" майнеров со стороны 14 крупнейших криптокомпаний было вывезено более 2 млн единиц оборудования. При этом около 1,8 млн отправились в Россию. В Казахстан же, согласно данным Financial Times, было завезено только 87,8 тыс. устройств.
Фото: Вывоз майнинговых устройств из Китая по данным FT.
Таким образом, своими непоследовательными действиями в области регулирования криптодобычи казахстанская власть не только душит развитие отрасли внутри страны. Гораздо важнее, что подобные действия заставят лишний раз задуматься инвесторов из других областей, стоит ли свои средства вкладывать в экономику страны, которая метается из одной крайности в другую.
Руслан Логинов