/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 448,70 Brent 36,55
Казахстан поищет новых клиентов на уголь

Казахстан поищет новых клиентов на уголь

Новых покупателей будут искать в Европе и Китае.

15:21 24 Январь 2017 8253

Казахстан поищет новых клиентов на уголь

Автор:

Ирина Севостьянова

Казахстанским угольщикам нужно искать новые рынки сбыта. Такую задачу определил премьер-министр страны, говоря о будущем угольной отрасли.  

«Смотреть нужно на перспективу. Понятно, мы несколько лет говорим о том, что российская сторона уменьшает закуп угля. Понятно, как бы мы ни говорили, что все станции, которые были ориентированы на экибастузский уголь, не могут использовать другой уголь – кузбасский, к примеру. Но технологии сегодня развиваются очень быстро. И в скором времени мы можем полностью потерять рынок, который имеем по России», – заявил Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства, где обсуждалось развитие отрасли.

Именно из-за снижения закупа угля Россией казахстанская угольная промышленность в 2016 году не в полном объеме выполнила план по добыче. Вместе с тем снижать темпы добычи республика не планирует: как заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, на 2017 год запланирована добыча 100 млн тонн угля (добыча 2016 года – 98 млн тонн, из которых 71,8 млн тонн поставлено на внутренний рынок, 26,2 млн тонн – на экспорт).

Г-н Бозумбаев констатировал, что тенденция сокращения объемов добычи угля характерна не только для Казахстана, но и для других стран и является следствием перехода к «зеленой» экономике и низкоуглеродному развитию.

Тем не менее «министерство считает необходимым усилить работу по поддержке сохранения уровня добычи угля в стране путем расширения следующих программ: по комплексной глубокой переработке угля, производству из угля дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов по программе по диверсификации экспортных поставок».

Одним из вариантов первый вице-премьер Аскар Мамин видит увеличение поставок казахстанского угля в Китай. 

«Надо посмотреть, есть ли возможность у нас поставки угля, увеличения объемов экспорта на китайский рынок. Это достаточно большой рынок, и более 200 млн тонн угля по итогам прошлого года импортировано на рынок Китая из разных стран, в основном это, конечно, морские поставки. Надо посмотреть, есть ли у нас возможность освоить по углю приграничные регионы (КНР – прим. автора)», – сказал он.

Г-н Мамин напомнил, что потребление экибастузского угля Россией будет снижаться.

«Нам нужно учитывать тренды, которые происходят в угольной отрасли, в том числе и на соседних рынках. Например, Россия до 2030 года планирует увеличить объем производства угля с 400 млн тонн до 500. Это их политика. Плюс замена угля из Экибастуза на кузнецкие угли (Кузнецкий угольный бассейн – прим. автора) – это тоже определенное ограничение на российский рынок сформирует. Поэтому нам надо смотреть по новым рынкам», – сказал он.

В ответ на это Бакытжан Сагинтаев отметил необходимость более детального изучения этого вопроса.

«Вот вы сейчас говорите, Китай импортирует 200 млн тонн по прошлому году. У меня есть данные, что правительство Китая приняло решение о сокращении добычи (угля – прим. автора) на 500 млн тонн к 2020 году. То есть они у себя в рамках принятых решений по экономике, экологии, в рамках новой реальности, как они говорят, сокращают добычу угля. Поэтому здесь необходимо изучить, с какой стороны они сокращают, я имею в виду территориально, и с какой части они завозят уголь?» – сказал премьер.

Кроме того, в настоящее время проводится работа по использованию шахтного метана для выработки электроэнергии, что значительно уменьшает выбросы парниковых газов.

Помимо перехода на продукцию глубоких переделов, у казахстанских угольщиков есть и вполне насущные проблемы, из-за которых они ограничены в своих экспортных возможностях. Глава Минэнерго отметил, что предприятия «столкнулись с барьерами доступа к услугам операторов морских портов Российской Федерации».

«В этой связи прошу вас поручить соответствующим государственным органам проработать данный вопрос в рамках Евразийской экономической комиссии с возможным внесением изменений и дополнений к договору ЕАЭС», – обратился он к премьер-министру.

Эту просьбу поддержал и глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.

«10 марта в Бишкеке, как вы знаете, будет межправсовет, и член Евразийской комиссии (Нурлан – прим. автора) Алдабергенов внес свое заключение о том, что российская сторона в данном случае не соблюдает договоренности. Мы очень просили бы занять достаточно жесткую позицию по введению российской стороной правил недискриминационного доступа наших грузов. Это касается не только угля, но и зерна. Но по углю экспортные контракты могли бы получить новый толчок, если бы эти правила были введены в ближайшие месяцы», – попросил он премьера.

Г-н Радостовец обратил внимание и на имеющиеся проблемы внутри страны. В частности, в конце прошлого года угольные компании вынуждены были срывать поставки угля из-за нехватки вагонов. По данным АГМП, недообеспеченность вагонами составляла порядка 30%. Сейчас угольщики предлагают правительству пересмотреть правила перевозок, ужесточив требования к собственникам вагонов.

«Мы очень хотели бы на всю страну сказать, что в стране угля хватает, дефицита в стране угля нет, и пусть население и посредники это знают. (...) Мы очень хотели бы – все грузоотправители, участники рынка, иметь уже в феврале новые правила перевозок, где бы серьезно повысили роль и ответственность каждого участника. Мы честно говорим, что одной из причин вообще недопоставки своевременно угля явилась не только нехватка вагонов, но и в ряде случаев проблемы с тем, что несвоевременно шла погрузка и разгрузка. Поэтому требования должны быть ужесточены, и правила такие мы очень ждем», – заявил глава ассоциации.

Просят угольщики предоставить им и комплексную энергетическую стратегию страны на долгосрочную перспективу, поскольку из-за отсутствия таких долгосрочных планов они не могут выстраивать стратегии развития предприятий отрасли.

«Нам нужна стратегия энергетическая в стране, единая, где мы бы четко имели представление, какая доля будет сжигаться угля, какая должна перерабатываться, как это будет увязываться с возобновляемыми источниками, с газом, с переработкой и сжиганием нефтепродуктов. Нам такая стратегия нужна для выработки долгосрочных планов. Одна из причин, что мы несвоевременно сейчас подаем вагоны и грузим, у нас в том, если честно сказать, что у крупных и средних компаний нет долгосрочных контрактов по углю. Мы на площадке КТЖ выстраивали модель, при которой очень хотели бы уже в феврале иметь долгосрочные контракты у всех компаний, и здесь нужна помощь курирующего министерства», – сказал Николай Радостовец.

Выслушав мнения участников рынка, премьер предложил еще раз вернуться к вопросу о доступе к морским портам и включить его в повестку дня. А самим предприятиям «ставить работу на другой лад», учитывая мировые тенденции.

«Поэтому работу надо ставить на другой лад. Касательно поставки в Европу – вопрос доступа к морским портам давно мы рассматриваем. Этот вопрос нужно снова включить в повестку дня. Давайте еще раз к этому вопросу вернемся», – резюмировал Бакытжан Сагинтаев.

Ирина Севостьянова

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

В рамках подготовки к отопительному сезону в регионе ведется мониторинг обеспеченности топливом.

29 Июль 2020 18:37 2138

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

Несмотря на то, что на точках продажи имеются достаточные запасы топлива, потребительская активность пока невысока. Но жителей призывают не затягивать с покупкой, чтобы осенью у них же не возникло ажиотажного спроса.

Кошмар 2017 года, когда в соцсетях распространялись ролики с километровыми очередями за углем, не должен повториться.

«Мы провели две встречи с поставщиками угля по вопросам доставки, с добычей сложностей нет. Более того, в этом году наблюдается даже увеличение в сравнении с прошлым годом. Проблемы в доставке и отгрузке. Сейчас в области в очереди стоят 50 машин, прибывшие из Акмолинской области. Чтобы сократить очередь, «Шубарколь комир» начал отгрузку в круглосуточном режиме, ежедневный объем составляет около 550 тонн. В день на базу предприятия прибывает до 15 вагонов с углем по 60 тонн каждый», – докладывал в начале октября 2017 года на совещании тогдашний заместитель акима Алмас Айдаров.

Уже не важно (ибо выводы сделаны), в чем была проблема: в логистике с доставкой топлива к складам или проблемы с отгрузкой на разрезах. Но бытовой уголь в Карагандинской области осенью 2017 года по уровню ажиотажа встал в один ряд с гречкой и туалетной бумагой начала 2020 года.

В акимате региона проводились ежедневные совещания с продавцами и владельцами складов, отрабатывали с железной дорогой, требуя для вагонов с зимним теплом для населения зеленый свет.

В том же году продавцы отмечали, что было много автомобилей с не карагандинскими номерами. По крайней мере, на одном из пунктов их было до 30%.

В 2018 году в регионе разработали электронную карту, на которой были отмечены 38 пунктов продажи с адресами и телефонами.

Подготовка к нынешнему отопительному сезону по бытовому углю идет без ажиотации, но вдумчиво. Обеспеченность (загруженность складов) на сегодняшний день – 20%, что соответствует графику.

Потребность Карагандинской области в угле на отопительный сезон 2020/21 г. составляет 1689,06 тыс. тонн, из них:

  • коммунально-бытовые нужды – 536,83 тыс. тонн, в том числе бюджетные организации – 190 тыс. тонн;
  • население – 1152,23 тыс. тонн.

Как видно по этим цифрам, большую часть необходимого угля «съедает» население частного сектора. Именно частники, а не госучреждения, не дай Будда, встанут в очереди.

Как inbusiness.kz пояснил один из продавцов, «наполнение складов идет в плановом режиме, срывов нет, совещания в акимате проводятся регулярно. Если не будет задержек от поставщика и с дорогой, а с ними тоже отрабатывают, то все пройдет спокойно».

И власти, и продавцы, призывают потребителей приобретать уголь уже сейчас, чтобы в сентябре-октябре по 10-12 часов не стоять в очереди на пунктах продажи.

Также аким области Женис Касымбек потребовал усилить разъяснительную работу среди населения:

«На торговых точках контролируйте запасы и цены. Объясняйте людям необходимость заблаговременного закупа угля. Делайте все необходимое, чтобы не допустить в пиковый сезон дефицита и очередей», – поручил глава региона на совещании.

Возможно, здесь следует учесть опыт темиртауского УЧС, сотрудники которого реально достали весь город своими обходами, памятками, разъяснения, беседами и прочим мозгосверлением. Зато получилось так, как говорил Давид Гоцман: «Вбейте себе в мозг!». Ну и флешмобы у спасателей, конечно, хорошие.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Экологи вынесли обвинительный приговор угольной энергетике. Что ответит экономика страны?

20 Февраль 2020 09:58 8201

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Угольная энергетика с каждым днем притесняется все сильнее. Статьи экологов в высокорейтинговых научных журналах заявляют, что уголь больше всех виноват в загрязнении воздуха, деградации окружающей среды, стихийных бедствиях и экстремальных погодных явлениях.

Научный опыт в Нур-Султане и Алматы

29 января 2020 года в научном журнале «Atmospheric Pollution Research» было опубликовано одно любопытное исследование. Суть его в следующем: в октябре-ноябре 2017 года ученые сели в такси с закрытыми окнами и проехали по некоторым автобусным маршрутам в Нур-Султане. Задача исследователей была – измерить массовую концентрацию CO (угарный газ), CO2 (углекислый газ) и PM1, PM2.5, PM4 и PM10 (мелкодисперсных частиц).

В результате опыта ученые установили, что концентрация угарного газа в столице соответствует стандартам Европейской комиссии и EPA, а вот концентрации PM в старой части города превышают допустимые нормы.

«На конечной остановке маршрута № 53 в старой части города массовая концентрация PM2.5 резко увеличивалась до 258 мкг/м3. Причем данный рост наблюдался во время поездок, как в прямом, так и в и обратном направлении», – говорится в научной работе.

Причину загрязненного воздуха исследователи объяснили наличием двух угольных электростанций в том районе.

Другое исследование ученых, опубликованное в журнале Talanta четыре года назад, утверждает, что в Алматы основной источник BTEX (смесь бензола, толуола и трех изомеров ксилола) не связан с автомобильными выхлопами, а с большой долей вероятности является «продуктом» электростанции и отопления в жилых домах, большинство из которых используют уголь в качестве топлива.

Подобных исследований с каждым днем становится все больше. Уголь, который привел к экономическому процветанию ряда стран, теперь называют «грязным». Из экологических соображений ведущие экономики одна за другой принимают решения о прекращении использования угля в энергетике. Целевой показатель, установленный Брюсселем, заключается в прекращении производства электроэнергии на угле к 2030 году.

Экономика или экология

По данным Kazgeology, в угольной промышленности Казахстана занято около 28 200 человек (в отрасли работают 83 малых, 12 крупных и средних предприятий). Угледобыча ведется в трех регионах: в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Около 70% электроэнергии в стране вырабатывается с использованием угля. Страна занимает восьмое место в мире по объему доказанных запасов угля (25,6 млрд тонн, согласно статистике BP Statistical Review of World Energy, June 2017. – Прим.) и десятое по объему производства (102,4 млн тонн). Вклад в ВВП составляет порядка 1,5%. По данным energyprom.kz за 12 месяцев 2019 года в Казахстане добыли угля и лигнита на 360,1 млрд тенге. По оценке мониторингового агентства, в 2019 году спрос на казахстанский уголь сократится на 2%.

Все эти цифры, в общем-то, говорят, что республика пока не готова отказаться от угольной энергетики, а если сделает это, то заплатить за такой вклад в решение проблемы глобального потепления придется большой ценой.

К примеру, требование экологов перевести алматинскую ТЭЦ-2 с угля на газ, по мнению представителей отрасли, обойдется дорого и приведет к повышению тарифов для населения примерно в два раза. Кроме того, на Urban Forum, проходившем осенью 2019 года в Алматы, специалисты заявили, что в городе нет такого количества газа, чтобы отказаться от угля.

Такая ситуация характерна не только для Алматы. Угольная промышленность – одна из самых крупных отраслей экономики Казахстана. Именно из-за экономической выгоды уголь приводит в действие большинство электростанций в стране. Без доступной угольной энергии уровень жизни казахстанцев станет значительно ниже. Не нужно быть великим экономистом, чтобы это понять. На каждый товар и услугу влияют цены на энергоносители: вырастут тарифы на горячую воду, тепло и энергию – вырастут цены на товары и услуги. Это станет фактором, сдерживающим рост экономики и уровень жизни населения. Не просто так все чаще звучат призывы экономить на всем, покупать качественные вещи и носить их годами, а потом передавать по наследству.

Давление ради сокращения

Вытеснение угля из энергетики – общемировая тенденция. Получить инвестиции производству, в той или иной степени связанному с углем, уже практически невозможно. А страховщики отказываются страховать угольную промышленность. По данным The Guardian, 35 крупнейших страховых компаний мира заявили, что не будут больше страховать угольное производство, которое является крупнейшим источником изменения климата. Как уточняет издание, большинство угольных проектов не могут быть профинансированы, построены или эксплуатироваться без страховки.

Из-за того что немецкий конгломерат Siemens не отказался от контракта на угольную шахту в Австралии, экоактивисты провели акции протеста перед зданиями компании по меньшей мере в нескольких городах. Об этом пишет Financial Times. 

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что не сделает «безрассудных» сокращений в угольной промышленности, также столкнулся с негативной реакцией. «Многие австралийцы обвинили его правительство в бездействии по поводу глобального потепления, причем критика усилилась, поскольку летняя жара побила рекорды по всей стране и усугубила пожары», – сообщает BBC News. 

Казахстан также сталкивается с большим давлением в плане сокращения выбросов CO2 и экологического развития.

2 августа 2016 года Казахстан подписал Парижское соглашение по изменению климата, взяв на себя обязательства в решении проблемы глобального изменения климата, конечно, на местном уровне. К 2030 году наше развивающееся государство обязалось сократить выбросы парниковых газов на 15%. Страна должна развивать возобновляемые источники энергии для достижения «зеленой экономики», чтобы выполнить условия соглашения и сделать воздух чище, а климат не таким жарким.

Венера Смаилова