Казахстанским угольщикам нужно искать новые рынки сбыта. Такую задачу определил премьер-министр страны, говоря о будущем угольной отрасли.
"Смотреть нужно на перспективу. Понятно, мы несколько лет говорим о том, что российская сторона уменьшает закуп угля. Понятно, как бы мы ни говорили, что все станции, которые были ориентированы на экибастузский уголь, не могут использовать другой уголь – кузбасский, к примеру. Но технологии сегодня развиваются очень быстро. И в скором времени мы можем полностью потерять рынок, который имеем по России", – заявил Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства, где обсуждалось развитие отрасли.
Именно из-за снижения закупа угля Россией казахстанская угольная промышленность в 2016 году не в полном объеме выполнила план по добыче. Вместе с тем снижать темпы добычи республика не планирует: как заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, на 2017 год запланирована добыча 100 млн тонн угля (добыча 2016 года – 98 млн тонн, из которых 71,8 млн тонн поставлено на внутренний рынок, 26,2 млн тонн – на экспорт).
Г-н Бозумбаев констатировал, что тенденция сокращения объемов добычи угля характерна не только для Казахстана, но и для других стран и является следствием перехода к "зеленой" экономике и низкоуглеродному развитию.
Тем не менее "министерство считает необходимым усилить работу по поддержке сохранения уровня добычи угля в стране путем расширения следующих программ: по комплексной глубокой переработке угля, производству из угля дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов по программе по диверсификации экспортных поставок".
Одним из вариантов первый вице-премьер Аскар Мамин видит увеличение поставок казахстанского угля в Китай.
"Надо посмотреть, есть ли возможность у нас поставки угля, увеличения объемов экспорта на китайский рынок. Это достаточно большой рынок, и более 200 млн тонн угля по итогам прошлого года импортировано на рынок Китая из разных стран, в основном это, конечно, морские поставки. Надо посмотреть, есть ли у нас возможность освоить по углю приграничные регионы (КНР – прим. автора)", – сказал он.
Г-н Мамин напомнил, что потребление экибастузского угля Россией будет снижаться.
"Нам нужно учитывать тренды, которые происходят в угольной отрасли, в том числе и на соседних рынках. Например, Россия до 2030 года планирует увеличить объем производства угля с 400 млн тонн до 500. Это их политика. Плюс замена угля из Экибастуза на кузнецкие угли (Кузнецкий угольный бассейн – прим. автора) – это тоже определенное ограничение на российский рынок сформирует. Поэтому нам надо смотреть по новым рынкам", – сказал он.
В ответ на это Бакытжан Сагинтаев отметил необходимость более детального изучения этого вопроса.
"Вот вы сейчас говорите, Китай импортирует 200 млн тонн по прошлому году. У меня есть данные, что правительство Китая приняло решение о сокращении добычи (угля – прим. автора) на 500 млн тонн к 2020 году. То есть они у себя в рамках принятых решений по экономике, экологии, в рамках новой реальности, как они говорят, сокращают добычу угля. Поэтому здесь необходимо изучить, с какой стороны они сокращают, я имею в виду территориально, и с какой части они завозят уголь?" – сказал премьер.
Кроме того, в настоящее время проводится работа по использованию шахтного метана для выработки электроэнергии, что значительно уменьшает выбросы парниковых газов.
Помимо перехода на продукцию глубоких переделов, у казахстанских угольщиков есть и вполне насущные проблемы, из-за которых они ограничены в своих экспортных возможностях. Глава Минэнерго отметил, что предприятия "столкнулись с барьерами доступа к услугам операторов морских портов Российской Федерации".
"В этой связи прошу вас поручить соответствующим государственным органам проработать данный вопрос в рамках Евразийской экономической комиссии с возможным внесением изменений и дополнений к договору ЕАЭС", – обратился он к премьер-министру.
Эту просьбу поддержал и глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.
"10 марта в Бишкеке, как вы знаете, будет межправсовет, и член Евразийской комиссии (Нурлан – прим. автора) Алдабергенов внес свое заключение о том, что российская сторона в данном случае не соблюдает договоренности. Мы очень просили бы занять достаточно жесткую позицию по введению российской стороной правил недискриминационного доступа наших грузов. Это касается не только угля, но и зерна. Но по углю экспортные контракты могли бы получить новый толчок, если бы эти правила были введены в ближайшие месяцы", – попросил он премьера.
Г-н Радостовец обратил внимание и на имеющиеся проблемы внутри страны. В частности, в конце прошлого года угольные компании вынуждены были срывать поставки угля из-за нехватки вагонов. По данным АГМП, недообеспеченность вагонами составляла порядка 30%. Сейчас угольщики предлагают правительству пересмотреть правила перевозок, ужесточив требования к собственникам вагонов.
"Мы очень хотели бы на всю страну сказать, что в стране угля хватает, дефицита в стране угля нет, и пусть население и посредники это знают. (...) Мы очень хотели бы – все грузоотправители, участники рынка, иметь уже в феврале новые правила перевозок, где бы серьезно повысили роль и ответственность каждого участника. Мы честно говорим, что одной из причин вообще недопоставки своевременно угля явилась не только нехватка вагонов, но и в ряде случаев проблемы с тем, что несвоевременно шла погрузка и разгрузка. Поэтому требования должны быть ужесточены, и правила такие мы очень ждем", – заявил глава ассоциации.
Просят угольщики предоставить им и комплексную энергетическую стратегию страны на долгосрочную перспективу, поскольку из-за отсутствия таких долгосрочных планов они не могут выстраивать стратегии развития предприятий отрасли.
"Нам нужна стратегия энергетическая в стране, единая, где мы бы четко имели представление, какая доля будет сжигаться угля, какая должна перерабатываться, как это будет увязываться с возобновляемыми источниками, с газом, с переработкой и сжиганием нефтепродуктов. Нам такая стратегия нужна для выработки долгосрочных планов. Одна из причин, что мы несвоевременно сейчас подаем вагоны и грузим, у нас в том, если честно сказать, что у крупных и средних компаний нет долгосрочных контрактов по углю. Мы на площадке КТЖ выстраивали модель, при которой очень хотели бы уже в феврале иметь долгосрочные контракты у всех компаний, и здесь нужна помощь курирующего министерства", – сказал Николай Радостовец.
Выслушав мнения участников рынка, премьер предложил еще раз вернуться к вопросу о доступе к морским портам и включить его в повестку дня. А самим предприятиям "ставить работу на другой лад", учитывая мировые тенденции.
"Поэтому работу надо ставить на другой лад. Касательно поставки в Европу – вопрос доступа к морским портам давно мы рассматриваем. Этот вопрос нужно снова включить в повестку дня. Давайте еще раз к этому вопросу вернемся", – резюмировал Бакытжан Сагинтаев.
Ирина Севостьянова