/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстан способен удивить даже самых бывалых туристов

Казахстан способен удивить даже самых бывалых туристов

Недавно общественному совету города Алматы был презентован проект по развитию экотуризма в Национальном парке Иле-Алатау, который получил поддержку членов совета.

08:00 17 Июль 2020 13353

Казахстан способен удивить даже самых бывалых туристов

Автор:

Одним из участников обсуждения стала Баян Шапагатова, президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга, а также консультант в области инвестиций и управления рисками. В ходе обсуждения эксперт анонсировала предстоящий летом вебинар с представителями американских нацпарков. Это не могло не заинтересовать Inbusiness.kz, и мы узнали детали.

Баян Саиновна, расскажите, пожалуйста, о вебинаре. О чем будет говориться, кто будет участниками, какой аудитории адресована информация?

Касательно вебинара сначала расскажу небольшую предысторию. С национальным парком наша ассоциация уже несколько лет пытается работать. Мы даже сами подавали заявку на четыре участка, но, к сожалению, ничего не получили в связи с тем, что поменялась полностью концепция. Если раньше выдавали отдельно, напрямую, теперь решили делать через одного оператора. Мы несколько лет предлагали отказаться от гостевых домов, поскольку гостевые дома предполагают фундаментальные строения.

Наша идея в том, чтобы перейти по примеру европейских, американских национальных парков к сборно-разборным модульным конструкциям, к трейлерным паркам, которые состоят из прицепов. То есть это такие зоны отдыха, которые могут быть разобраны, вывезены буквально в течение дня. Везде за рубежом используются такие конструкции, и, поскольку эта территория сдается в аренду, в случае если национальный парк прекращает договор, то это можно легко вывезти. А все эти рестораны, отели, гостевые дома, которые требуют много бетона, естественно, не экологичны.

Мы четыре года продвигаем такой подход. С одной стороны, мы рады, что Иле-Алатауский нацпарк к нам прислушался и в текущем плане указано как раз то, что мы предлагали: глэмпинги, кемпинги, стоянка для караванеров. Поскольку у нас ассоциация кемпингового туризма, караванинга, как раз для развития этого вида туризма мы в конце прошлого года подготовили запрос министерству иностранных дел – помочь изучить опыт американских национальных парков от нашей ассоциации. Они направили этот запрос в наше посольство в США, а те обратились в службу национальных парков при правительстве США. И они предложили провести вебинар. По примеру вебинара, который проводили для Японии. Они направили нам запрос, чтобы мы подготовили программу и список участвующих лиц. Естественно, участниками будут те, кто изъявит желание, но, скорее всего, это будут представители национальных парков, министерства сельского хозяйства, Kazakh Tourism, министерства культуры и спорта, общественных организаций, научно-исследовательских институтов, то есть те, кто может оказать реальную помощь в дальнейшем внедрении этого опыта в Казахстане.

Нас интересуют вопросы стандартизации. Скорее всего, у участников будут свои вопросы. Мы сейчас составляем драфт программы, и мы всегда открыты, если есть какие-то вопросы и предложения.

Каково Ваше видение развития национальных парков, в частности развития экотуризма на их территориях?

Здесь не стоит изобретать велосипед. Нет смысла придумывать что-то новое и свое, когда можно взять лучшее – европейский опыт, американский опыт. Американцы – пионеры в этом виде деятельности, поэтому лучше взять и изучить американский опыт, внедрить его. Экотуризм как раз основан так, что внутри нацпарка не должно делаться ничего из не «зеленых» технологий, не экологичных, то есть чтобы не было никакого углеродного следа. Должны использоваться материалы, которые легко утилизируются, которые не оставляют влияния. То есть цель – минимальное воздействие на окружающую среду.

К сожалению, до этого момента мы видим из опыта, что у подножия нацпарка были построены рестораны с бетонными фундаментами. И когда участки у этих людей забирали и возвращали нацпарку, то остатки этих ресторанов и бетона – они в этих конструкциях так и оставались, потому что это дорого убирать. Я понимаю, с другой стороны, предпринимателя: он берет участок в аренду, берет кредит, на этот кредит строит ресторан, потом у него забирают этот участок, а он уже в больших расходах. Мы не хотим, чтобы предприниматель страдал, но мы не хотим, чтобы и природа страдала. Но отсутствие требований привело к тому, что предпринимателю дали это построить. А это вообще должно быть запрещено – никакого бетона на территории национального парка. Все должно быть выполнено на основании именно «зеленых» технологий.

Как президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга, расскажите, пожалуйста, об этом направлении. Какой Вы видите потенциал, риски и барьеры?

Во-первых, здесь огромный потенциал. Если даже сопоставить плотность нашего населения и то, что только в Алматинской области имеется пять национальных парков, то уже понятно – это огромный потенциал. Надо сказать, что для туризма в дальнейшем мы могли бы создать национальный продукт, чтобы Казахстан занял одно из первых мест по экотуризму. Но здесь нужно взять за основу именно американский опыт. Почему? С одной стороны, это позволит сохранить природное разнообразие, а это первоочередная задача, с другой стороны, обеспечивается доступность природы для общественности. То есть мы должны сохранить мир разнообразия именно природного, и мы должны дать возможность населению иметь право доступа в национальные парки, особенно в этот период пандемии. Как сейчас мы видим, вопрос улучшения иммунитета и здоровья стал первоочередным, то есть это очень важно, чтобы каждый житель Алматы или Казахстана имел возможность прогуливаться, дышать свежим воздухом, кислородом. Но здесь есть очень много рисков, и основной риск – это культура населения.

Сейчас важно создавать программы реабилитации тех людей, которые переболели. Они должны посещать природные места, прогуливаться, должны быть пешие тропы. Это важно с точки зрения поддержания здоровья населения, здоровья нации в целом. Для того же медперсонала, медиков, которые очень много трудились в этот период пандемии. Но это все возможно при наличии четко выстроенных процессов, четко выстроенных троп, когда есть куча указателей, куча информационных щитов и так далее. Должна быть полная программа переориентации населения, менталитета, перестраивание бизнеса на более здоровый образ жизни. И это надо начинать с детских садов, школ. Как раньше в свое время были физкультурники, физкультминутки, зарядки и т. д.

Вообще текущая ситуация с пандемией показала нам, что наши приоритеты очень сильно поменялись. И в этой связи роль национальных парков очень важна. И сами нацпарки будут получать доход за счет массовости, а не высокой цены. Но, чтобы эта массовость была, все должно быть обустроено. И население должно быть проинформировано: должны быть видеоролики по телевидению, в Интернете и так далее о том, как нужно уметь беречь природу. Это сейчас упадет на благодатную почву – пандемия всех так перетрясла, перетряхнула, что все должны это понимать.

Та же уборка мусора – притча во языцех. Нужно детей с детского сада учить, как правильно сортировать мусор. И мусор надо сортировать, начиная с домашних условий. К сожалению, это очень трудно, и основное препятствие тут – наш менталитет. Если именно начиная с детских садов, с самого детства начинать работу, то, думаю, этот вопрос можно решить. Если малыша в садике будут этому учить, он потом придет домой и скажет: «Мама-папа, ты делаешь неправильно». Рано или поздно с этим придется согласиться и делать так, как скажет тебе ребенок. Это должна быть специальная программа с детских садов, школ.

Каков, по Вашему мнению, потенциал проекта Turanga Group для общества, нацпарка и в целом для развития сферы туризма?

Надо отметить, что проект, который предлагает Turanga Group, основан на подходе американских нацпарков и поэтому я с ними соглашусь. Главное, чтобы то, что запланировано, было выполнено именно так, как запланировано. У нас часто бывает, что планируется одно, а в итоге получаем совсем другое. Поэтому здесь нужен общественный контроль и мониторинг. Но если проект будет реализован в том виде, в каком он запланирован, то я буду очень рада, и надеюсь, что действительно проект станет «пилотом» внедрения американской модели.

Конечно, в дальнейшем, когда спадет этот вопрос с пандемией, можно будет пригласить зарубежных экспертов, чтобы они могли проинспектировать, посоветовать. Этот процесс нам придется постоянно улучшать, совершенствовать, ведь, как говорится, нет предела совершенству. Я надеюсь, когда проект будет внедрен так, как нужно, это даст нам очень сильный толчок к развитию внутреннего туризма, даст толчок повышения здоровья всей нации, и плюс это даст в дальнейшем потенциал возможности въездного экотуризма. Мы сможем зарабатывать на этом, приглашать иностранных туристов, путешествовать в наших нацпарках. И тогда это будет давать большую монетизацию – если Казахстан станет одним из лидеров экотуризма во всем мире. Будет конкурировать с Южной Африкой или с Соединенными Штатами Америки. Я считаю, здесь достаточно большой потенциал, потому что у нас уникальные нацпарки, конечно, и для туристов, которые уже видели все, для них мы будем новым открытием в области туризма.

Еще один вопрос к Вам, как к профессиональному консультанту в области инвестиций и управления рисками. Министерство культуры и спорта отмечало, что проект в Иле-Алатау рассматривается как «пилот» в направлении развития нацпарков в Казахстане по американской модели. Как думаете, будет ли влиять реализация проекта, барьеры, с которыми он столкнется, на интерес инвесторов к участию в проектах в нацпарках Казахстана?

В настоящее время пока трудно сказать, чтобы проект был инвестиционно привлекательным, учитывая сумму вложений, ориентир на большой поток в будущем. Коммерческая успешность зависит от многих составляющих: от маркетинга, рекламы, правильных этапов реализации, внедрения культуры и т. д. Очень много рисков в этом плане. Но если проект как «пилот» реализуется эффективно, тогда это будет сигналом к рынку, что это выгодно, и привлечет, например, других инвесторов в другие нацпарки Казахстана. Опять же в Америке – там исторически более 50 нацпарков, а коммерчески успешными являются не все, менее 10. Все-таки основная задача нацпарков – это сохранение биоразнообразия, и не все могут иметь хорошую транспортную доступность и удачное расположение. Но в целом бизнес внутри национальных парков США очень инвестиционно привлекательный. Есть ряд инвесторов в Америке, которые занимаются именно развитием трейлерных парков в национальных парках. Они создают трейлерный парк, раскручивают, вкладывают туда какую-то сумму, причем сумма инвестиций может быть порядка, скажем, 100-200 тысяч долларов, а в итоге продают трейлерный парк где-то за 500 тысяч долларов. То есть поднимают цену своих вложений в два-три раза, это очень хорошо. Что еще хорошо в этих инвестициях, что это не те инвесторы-операторы, которые полностью ставят нацпарк, это частные инвесторы, которые внутри нацпарка ставят трейлерный парк. Такой тип инвесторов существует, их меньше. Чем хороши такие инвестиции – они достаточно быстроокупаемы, потому что нет фундаментальных вложений, только одно административное здание, в остальном будут стоять прицепы.

В Европе и Америке в основном в нацпарках используют трейлеры для проживания, прицепы. Это очень удобно, потому что, если вам дали участок в аренду и, например, если у вас аренда закончилась, вы можете свой трейлер быстро, за день, вывезти с территории нацпарка и перегнать на другой участок. Вы можете летом их держать на озере, зимой – у горнолыжного курорта. Как говорится, все свое ношу с собой, в каком месту захочу, там и сплю.

У нас сделали трейлерный парк на территории Государственного национального природного парка Бурабай под названием «Триумф Тревел». Ребята, наверное, первые в Казахстане это, наконец, сделали. Трейлерные парки предлагала сделать и я, надеюсь, в будущем они появятся у нас, в Алматинской области.

На заседании общественного совета был вопрос о стандартах строительства объектов в экотуризме (тех же глэмпингов), и Вы сказали, что есть утвержденные мировые стандарты, в России они тоже не так давно были приняты, а Казахстан только предпринимает первые шаги. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Касательно стандартов. В Казахстане сейчас нет стандартов для кемпингов, глэмпингов в национальных парках и вне национальных парков. В мире есть разные стандарты – в Европе, в Германии, есть британские стандарты, американские, канадские. В России в 2018 году было принят стандарт по кемпингу. Глэмпинг – это тот же самый кемпинг, только гламурный, всем стандартам кемпинга также должен соответствовать. И поэтому нам нужно в первую очередь принять стандарт, причем не только строительства, а также стандарт функционирования. В том плане, что запрещено шуметь после десяти вечера, поскольку это нацпарк, природа. Это не зона отдыха на пляже, где может быть дискотека до утра. То есть такие вещи, как дискотека до утра, в кемпингах в национальных парках категорически должны быть запрещены. Вы можете с восьми до 11 вечера попеть у костра, но ночью обязательно должна быть тишина, потому что люди приехали туда отдыхать. И рядом могут быть животные, которые испугаются ваших звуков, и т. д.

Должны быть жесткие стандарты, как строительства, так и функционирования. В строительстве это стандарты того, какие материалы можно использовать, например, нельзя асфальтировать. Если, например, в зоне отдыха на пляже вы можете асфальтом дорогу покрыть, то в национальном парке никакого асфальта, только гравийные тропы. Использование экологичных, «зеленых» материалов. Каким образом должна проводиться утилизация мусора, грязных вод. Очистка должна быть трехэтапная. У нас должны быть такие стандарты. И на основе этих стандартов вы можете давать звездочки объекту: зеленый кемпинг, не зеленый кемпинг, три звезды, пять звезд. Требования к кемпингам и глэмпингам, находящимся в национальных парках, должны быть гораздо жестче, чем на простых территориях.

Спасибо за беседу!


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3300

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

07 Октябрь 2020 12:16 2416

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!