Казахстан способен удивить даже самых бывалых туристов

24813

Недавно общественному совету города Алматы был презентован проект по развитию экотуризма в Национальном парке Иле-Алатау, который получил поддержку членов совета.

Казахстан способен удивить даже самых бывалых туристов

Одним из участников обсуждения стала Баян Шапагатова, президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга, а также консультант в области инвестиций и управления рисками. В ходе обсуждения эксперт анонсировала предстоящий летом вебинар с представителями американских нацпарков. Это не могло не заинтересовать Inbusiness.kz, и мы узнали детали.

Баян Саиновна, расскажите, пожалуйста, о вебинаре. О чем будет говориться, кто будет участниками, какой аудитории адресована информация?

Касательно вебинара сначала расскажу небольшую предысторию. С национальным парком наша ассоциация уже несколько лет пытается работать. Мы даже сами подавали заявку на четыре участка, но, к сожалению, ничего не получили в связи с тем, что поменялась полностью концепция. Если раньше выдавали отдельно, напрямую, теперь решили делать через одного оператора. Мы несколько лет предлагали отказаться от гостевых домов, поскольку гостевые дома предполагают фундаментальные строения.

Наша идея в том, чтобы перейти по примеру европейских, американских национальных парков к сборно-разборным модульным конструкциям, к трейлерным паркам, которые состоят из прицепов. То есть это такие зоны отдыха, которые могут быть разобраны, вывезены буквально в течение дня. Везде за рубежом используются такие конструкции, и, поскольку эта территория сдается в аренду, в случае если национальный парк прекращает договор, то это можно легко вывезти. А все эти рестораны, отели, гостевые дома, которые требуют много бетона, естественно, не экологичны.

Мы четыре года продвигаем такой подход. С одной стороны, мы рады, что Иле-Алатауский нацпарк к нам прислушался и в текущем плане указано как раз то, что мы предлагали: глэмпинги, кемпинги, стоянка для караванеров. Поскольку у нас ассоциация кемпингового туризма, караванинга, как раз для развития этого вида туризма мы в конце прошлого года подготовили запрос министерству иностранных дел – помочь изучить опыт американских национальных парков от нашей ассоциации. Они направили этот запрос в наше посольство в США, а те обратились в службу национальных парков при правительстве США. И они предложили провести вебинар. По примеру вебинара, который проводили для Японии. Они направили нам запрос, чтобы мы подготовили программу и список участвующих лиц. Естественно, участниками будут те, кто изъявит желание, но, скорее всего, это будут представители национальных парков, министерства сельского хозяйства, Kazakh Tourism, министерства культуры и спорта, общественных организаций, научно-исследовательских институтов, то есть те, кто может оказать реальную помощь в дальнейшем внедрении этого опыта в Казахстане.

Нас интересуют вопросы стандартизации. Скорее всего, у участников будут свои вопросы. Мы сейчас составляем драфт программы, и мы всегда открыты, если есть какие-то вопросы и предложения.

Каково Ваше видение развития национальных парков, в частности развития экотуризма на их территориях?

Здесь не стоит изобретать велосипед. Нет смысла придумывать что-то новое и свое, когда можно взять лучшее – европейский опыт, американский опыт. Американцы – пионеры в этом виде деятельности, поэтому лучше взять и изучить американский опыт, внедрить его. Экотуризм как раз основан так, что внутри нацпарка не должно делаться ничего из не "зеленых" технологий, не экологичных, то есть чтобы не было никакого углеродного следа. Должны использоваться материалы, которые легко утилизируются, которые не оставляют влияния. То есть цель – минимальное воздействие на окружающую среду.

К сожалению, до этого момента мы видим из опыта, что у подножия нацпарка были построены рестораны с бетонными фундаментами. И когда участки у этих людей забирали и возвращали нацпарку, то остатки этих ресторанов и бетона – они в этих конструкциях так и оставались, потому что это дорого убирать. Я понимаю, с другой стороны, предпринимателя: он берет участок в аренду, берет кредит, на этот кредит строит ресторан, потом у него забирают этот участок, а он уже в больших расходах. Мы не хотим, чтобы предприниматель страдал, но мы не хотим, чтобы и природа страдала. Но отсутствие требований привело к тому, что предпринимателю дали это построить. А это вообще должно быть запрещено – никакого бетона на территории национального парка. Все должно быть выполнено на основании именно "зеленых" технологий.

Как президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга, расскажите, пожалуйста, об этом направлении. Какой Вы видите потенциал, риски и барьеры?

Во-первых, здесь огромный потенциал. Если даже сопоставить плотность нашего населения и то, что только в Алматинской области имеется пять национальных парков, то уже понятно – это огромный потенциал. Надо сказать, что для туризма в дальнейшем мы могли бы создать национальный продукт, чтобы Казахстан занял одно из первых мест по экотуризму. Но здесь нужно взять за основу именно американский опыт. Почему? С одной стороны, это позволит сохранить природное разнообразие, а это первоочередная задача, с другой стороны, обеспечивается доступность природы для общественности. То есть мы должны сохранить мир разнообразия именно природного, и мы должны дать возможность населению иметь право доступа в национальные парки, особенно в этот период пандемии. Как сейчас мы видим, вопрос улучшения иммунитета и здоровья стал первоочередным, то есть это очень важно, чтобы каждый житель Алматы или Казахстана имел возможность прогуливаться, дышать свежим воздухом, кислородом. Но здесь есть очень много рисков, и основной риск – это культура населения.

Сейчас важно создавать программы реабилитации тех людей, которые переболели. Они должны посещать природные места, прогуливаться, должны быть пешие тропы. Это важно с точки зрения поддержания здоровья населения, здоровья нации в целом. Для того же медперсонала, медиков, которые очень много трудились в этот период пандемии. Но это все возможно при наличии четко выстроенных процессов, четко выстроенных троп, когда есть куча указателей, куча информационных щитов и так далее. Должна быть полная программа переориентации населения, менталитета, перестраивание бизнеса на более здоровый образ жизни. И это надо начинать с детских садов, школ. Как раньше в свое время были физкультурники, физкультминутки, зарядки и т. д.

Вообще текущая ситуация с пандемией показала нам, что наши приоритеты очень сильно поменялись. И в этой связи роль национальных парков очень важна. И сами нацпарки будут получать доход за счет массовости, а не высокой цены. Но, чтобы эта массовость была, все должно быть обустроено. И население должно быть проинформировано: должны быть видеоролики по телевидению, в Интернете и так далее о том, как нужно уметь беречь природу. Это сейчас упадет на благодатную почву – пандемия всех так перетрясла, перетряхнула, что все должны это понимать.

Та же уборка мусора – притча во языцех. Нужно детей с детского сада учить, как правильно сортировать мусор. И мусор надо сортировать, начиная с домашних условий. К сожалению, это очень трудно, и основное препятствие тут – наш менталитет. Если именно начиная с детских садов, с самого детства начинать работу, то, думаю, этот вопрос можно решить. Если малыша в садике будут этому учить, он потом придет домой и скажет: "Мама-папа, ты делаешь неправильно". Рано или поздно с этим придется согласиться и делать так, как скажет тебе ребенок. Это должна быть специальная программа с детских садов, школ.

Каков, по Вашему мнению, потенциал проекта Turanga Group для общества, нацпарка и в целом для развития сферы туризма?

Надо отметить, что проект, который предлагает Turanga Group, основан на подходе американских нацпарков и поэтому я с ними соглашусь. Главное, чтобы то, что запланировано, было выполнено именно так, как запланировано. У нас часто бывает, что планируется одно, а в итоге получаем совсем другое. Поэтому здесь нужен общественный контроль и мониторинг. Но если проект будет реализован в том виде, в каком он запланирован, то я буду очень рада, и надеюсь, что действительно проект станет "пилотом" внедрения американской модели.

Конечно, в дальнейшем, когда спадет этот вопрос с пандемией, можно будет пригласить зарубежных экспертов, чтобы они могли проинспектировать, посоветовать. Этот процесс нам придется постоянно улучшать, совершенствовать, ведь, как говорится, нет предела совершенству. Я надеюсь, когда проект будет внедрен так, как нужно, это даст нам очень сильный толчок к развитию внутреннего туризма, даст толчок повышения здоровья всей нации, и плюс это даст в дальнейшем потенциал возможности въездного экотуризма. Мы сможем зарабатывать на этом, приглашать иностранных туристов, путешествовать в наших нацпарках. И тогда это будет давать большую монетизацию – если Казахстан станет одним из лидеров экотуризма во всем мире. Будет конкурировать с Южной Африкой или с Соединенными Штатами Америки. Я считаю, здесь достаточно большой потенциал, потому что у нас уникальные нацпарки, конечно, и для туристов, которые уже видели все, для них мы будем новым открытием в области туризма.

Еще один вопрос к Вам, как к профессиональному консультанту в области инвестиций и управления рисками. Министерство культуры и спорта отмечало, что проект в Иле-Алатау рассматривается как "пилот" в направлении развития нацпарков в Казахстане по американской модели. Как думаете, будет ли влиять реализация проекта, барьеры, с которыми он столкнется, на интерес инвесторов к участию в проектах в нацпарках Казахстана?

В настоящее время пока трудно сказать, чтобы проект был инвестиционно привлекательным, учитывая сумму вложений, ориентир на большой поток в будущем. Коммерческая успешность зависит от многих составляющих: от маркетинга, рекламы, правильных этапов реализации, внедрения культуры и т. д. Очень много рисков в этом плане. Но если проект как "пилот" реализуется эффективно, тогда это будет сигналом к рынку, что это выгодно, и привлечет, например, других инвесторов в другие нацпарки Казахстана. Опять же в Америке – там исторически более 50 нацпарков, а коммерчески успешными являются не все, менее 10. Все-таки основная задача нацпарков – это сохранение биоразнообразия, и не все могут иметь хорошую транспортную доступность и удачное расположение. Но в целом бизнес внутри национальных парков США очень инвестиционно привлекательный. Есть ряд инвесторов в Америке, которые занимаются именно развитием трейлерных парков в национальных парках. Они создают трейлерный парк, раскручивают, вкладывают туда какую-то сумму, причем сумма инвестиций может быть порядка, скажем, 100-200 тысяч долларов, а в итоге продают трейлерный парк где-то за 500 тысяч долларов. То есть поднимают цену своих вложений в два-три раза, это очень хорошо. Что еще хорошо в этих инвестициях, что это не те инвесторы-операторы, которые полностью ставят нацпарк, это частные инвесторы, которые внутри нацпарка ставят трейлерный парк. Такой тип инвесторов существует, их меньше. Чем хороши такие инвестиции – они достаточно быстроокупаемы, потому что нет фундаментальных вложений, только одно административное здание, в остальном будут стоять прицепы.

В Европе и Америке в основном в нацпарках используют трейлеры для проживания, прицепы. Это очень удобно, потому что, если вам дали участок в аренду и, например, если у вас аренда закончилась, вы можете свой трейлер быстро, за день, вывезти с территории нацпарка и перегнать на другой участок. Вы можете летом их держать на озере, зимой – у горнолыжного курорта. Как говорится, все свое ношу с собой, в каком месту захочу, там и сплю.

У нас сделали трейлерный парк на территории Государственного национального природного парка Бурабай под названием "Триумф Тревел". Ребята, наверное, первые в Казахстане это, наконец, сделали. Трейлерные парки предлагала сделать и я, надеюсь, в будущем они появятся у нас, в Алматинской области.

На заседании общественного совета был вопрос о стандартах строительства объектов в экотуризме (тех же глэмпингов), и Вы сказали, что есть утвержденные мировые стандарты, в России они тоже не так давно были приняты, а Казахстан только предпринимает первые шаги. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Касательно стандартов. В Казахстане сейчас нет стандартов для кемпингов, глэмпингов в национальных парках и вне национальных парков. В мире есть разные стандарты – в Европе, в Германии, есть британские стандарты, американские, канадские. В России в 2018 году было принят стандарт по кемпингу. Глэмпинг – это тот же самый кемпинг, только гламурный, всем стандартам кемпинга также должен соответствовать. И поэтому нам нужно в первую очередь принять стандарт, причем не только строительства, а также стандарт функционирования. В том плане, что запрещено шуметь после десяти вечера, поскольку это нацпарк, природа. Это не зона отдыха на пляже, где может быть дискотека до утра. То есть такие вещи, как дискотека до утра, в кемпингах в национальных парках категорически должны быть запрещены. Вы можете с восьми до 11 вечера попеть у костра, но ночью обязательно должна быть тишина, потому что люди приехали туда отдыхать. И рядом могут быть животные, которые испугаются ваших звуков, и т. д.

Должны быть жесткие стандарты, как строительства, так и функционирования. В строительстве это стандарты того, какие материалы можно использовать, например, нельзя асфальтировать. Если, например, в зоне отдыха на пляже вы можете асфальтом дорогу покрыть, то в национальном парке никакого асфальта, только гравийные тропы. Использование экологичных, "зеленых" материалов. Каким образом должна проводиться утилизация мусора, грязных вод. Очистка должна быть трехэтапная. У нас должны быть такие стандарты. И на основе этих стандартов вы можете давать звездочки объекту: зеленый кемпинг, не зеленый кемпинг, три звезды, пять звезд. Требования к кемпингам и глэмпингам, находящимся в национальных парках, должны быть гораздо жестче, чем на простых территориях.

Спасибо за беседу!


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться