Казахстанцы погружаются в долговую яму

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
35383

В погоне за прежним уровнем жизни в условиях падения реальных зарплат население ударными темпами открывает кредитные карты.

Казахстанцы погружаются в долговую яму

Тон розничному кредитованию задавали коммерческие банки, они увеличили выдачу займов на 40% по сравнению с 2016 годом и выдали 2,1 триллиона тенге против 1,5 триллиона годом ранее. Усилия банков помогли им вдвойне. Помимо полученной процентной маржи, новые займы подутюжили портфель проблемных кредитов.

Если в начале прошлого года доля NPL (кредиты с просрочкой свыше 90 дней) составляла 17%, то к концу она упала до 15,7% за счет прироста ссудного портфеля. Однако реальный уровень проблемных розничных кредитов будет очевиден лишь во II квартале этого года, когда "вызреют" портфели, выданные во втором полугодии 2017 года, считают в ПКБ.

В разрезе банковских продуктов максимальный прирост – 95% – показал рынок кредитных карт. В 2017 году их было выдано на сумму более чем 80 миллиардов тенге, на фоне продолжающегося второй год подряд падения реальных доходов, свидетельствует зарплатная статистика Нацбанка. Асем Нургалиева, директор по развитию бизнеса ПКБ, связывает высокие карточные показатели с несколькими моментами.

"Прежде всего это рыночный фактор, портфель рынка кредитных карт сам по себе очень маленький и составляет всего один процент, порядка 50 миллиардов тенге, от совокупного кредитного розничного портфеля, – объясняет эксперт. – Второй фактор – это все-таки всеобъемлющая цифровизация, которая и дальше будет идти большими шагами, поскольку принят закон о цифровом Казахстане, где уделяется отдельное место цифровизации финансового сектора, то есть переводу всех услуг в удаленный режим, который, в свою очередь, возможен при наличии определенного банковского продукта. А это в основном кредитные либо дебетные карты".

По словам представителя ПКБ, банки, у которых ранее не было кредитных карт, экстренно выходят на этот рынок, а банки, уже работающие в этой нише, усиливают свои позиции.

"Кредитная карта – инструмент, при помощи которого вы можете удаленно общаться с клиентом. Клиент заходит в интернет-банк, после чего может получать все остальные услуги банка дистанционно. Цифровизация ведет к тому, что кредитных карт будет все больше и больше", – уверена Асем Нургалиева.

Третьим фактором увеличения объема банковских карт она назвала потребительский  фактор.

"Мы научились пользоваться банковскими картами, продолжает она. – Если раньше карты использовались как беззалоговые кредиты: получил карту – снял деньги, то сейчас финансовая и цифровая культура выросли. Кредитки больше используют для е-commercе, для каких-то бонусов. К тому же у карт есть так называемый грейс-период, когда  вы можете пользоваться деньгами и не платить проценты банку, все это ведет к росту популярности карт у населения". 

В 2017 году продолжился рост и ипотечного кредитования. Ипотека стала второй по темпу прироста (57,8% по отношению к 2016 году), когда банки выдали свыше 400 миллиардов тенге на улучшение жилищных условий казахстанцев. В ПКБ в наступившем году ожидают дальнейший рост ипотечного кредитования. Драйверами роста останутся государственная поддержка программ по доступности жилищных займов, а также кредитная активность АО "Жилстройсбербанк", несмотря на анонсируемую частичную его приватизацию.

Локомотивом розничного кредитного рынка остаются  беззалоговые экспресс-займы. Их выдали на 1,4 триллиона тенге (на 400 миллионов тенге больше показателя 2016 года). Залоговое потребительское кредитование и автокредитование спросом не пользовались, банки выдали 215 миллиардов тенге и 106 миллиардов тенге соответственно.  

По итогам 2017 года  число новых заемщиков, не имевших ранее банковских кредитов, фактически осталось на уровне 2016 года. К слову, тогда новые клиенты банков  составили  14% от общего количества заемщиков, в 2017 году – 11%.

Микрофинансовые организации  (МКО) в свою очередь увеличили кредитование на 71%,  выдав потребителям свыше 110 млрд тенге, что составило около 5% в общем объеме выдач розничных кредитов. По оценке г-жи Нургалиевой, кредитная активность МКО останется высокой и в 2018 году, а портфель таких займов вполне может достигнуть 200 млрд тенге.

Прошедший год стал удачным и для кредитования корпоративного рынка. Портфель корпоративных долгов перед БВУ вырос на 791 млрд тенге, до 16,3 трлн тенге. По-прежнему основной его объем (56%) приходится на малые предприятия, 10% на средний и 22,2% – крупный бизнес. Доля займов для ИП занимает 5,5% от совокупного корпоративного кредита. Доля NPL портфеля бизнес-кредитования составила более 20%, что на 6,8% больше показателя на конец 2016 года.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться