/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстанский туризм – статус «выжить»

Казахстанский туризм – статус «выжить»

«Бума» по внутренним направлениям не произошло. Как поддержат бизнес?

08:00 20 Июль 2020 11589

Казахстанский туризм – статус «выжить»

Автор:

Виктория Кучма

Фото: Андрей Веретенников

Туризм переживает самые сложные времена за всю свою историю. Пандемия превратила эту пока не особо значимую в экономике Казахстана (6% в ВВП), но динамично растущую отрасль буквально в выжженное поле. Первыми, напомним, еще за пару месяцев до режима ЧП пострадали компании, которые работали с иностранными группами. Уже в январе B2B-партнеры стали массово отзывать заказы зарубежных гостей, а с закрытием границ и полной отменой виз этот бизнес встал намертво. В профильном комитете потери в сфере въездного туризма оценивают в 70-80%. Так, если в 2019 году на экспорте туруслуг страна заработала порядка $2,5 млрд, то к концу этого года ожидаемый доход – на уровне $600 млн. А прибыль туркомпаний и мест размещения упадет с 300 млрд тенге до 60-80 млрд. Такими прогнозами с Inbusiness.kz поделились в комитете индустрии туризма МКС РК, отвечая на наш запрос.

Примечательно, что в целом на ситуацию в ведомстве смотрят не без оптимизма, рассчитывая, что отрасль сможет подняться с колен «уже со следующего года, а часть потерь компенсируется за счет внутреннего туризма».

Внутренний туризм: «бум» или «бам»?

В госреестре на начало этого года состояли 1484 туроператора и 4385 турагентов. При этом на внутренний туризм из них были ориентированы лишь порядка 20%. Пандемия вынудила сотни компаний либо заморозить свою деятельность, либо переориентироваться на местные туры – преимущественно на Алаколь, Каспийское море и Бурабай.

«По разным оценкам, количество таких фирм составляет более 300», – отмечают в комитете индустрии туризма.

«Часть игроков наглухо закрылись и ушли из бизнеса либо на всякий случай до лучших времен повесили замок на дверь. Они взвесили все риски и поняли, что не стоит напрягаться – средств что-то делать нет. Некоторые не сумели перестроиться из въездного на внутренний, все-таки это новые для них продукты», – добавил спикер.

По данным саморегулируемой Ассоциации субъектов внутреннего туризма, созданной в феврале этого года и активно включившейся в решение проблем бизнеса, рынок туроператоров Алматы и области сократился до критического минимума. Из 87 лицензированных компаний на середину июня продолжали работать лишь восемь. А из 130 нелегальных фирм на рынке остались порядка 20.

Один из руководителей ассоциации – Михаил Клименко возглавляет и компанию, ориентированную на внутренние туры, ТОО «Туризм Казахстана». В интервью Inbusiness.kz, он рассказал, что никакого «бума» по местным направлениям в период пандемии не произошло. Напротив, отчеты фирмы за январь-июнь показывают кратное снижение прибыли. Если в первом полугодии 2019-го они продали алматинцам и гостям мегаполиса более 6,5 тысячи билетов на автобусные туры, то в этом всего около 2,5 тысячи. Если их валовый оборот в марте-июне (сезон автобусных туров начинается с марта) составлял 96 млн тенге, то за такой же период этого года оборот упал до 7 млн.

Несмотря на то, что спрос на местные туры, несомненно, вырос, компания, как и другие подобные фирмы, терпит убытки из-за повсеместных ограничений. С начала пандемии TQ (ТОО «Туризм Казахстана») было вынуждено ввести правило «Один автобус в одном направлении за один день». То есть, например, на Чарын в субботу оправлялись уже не четыре автобуса, как раньше, а только один. Это в рамках ограничения на массовое ведение групп. Причем для соцдистанции в автобусе размещаются уже не 52 туриста, а максимум 39 с соблюдением всех санитарных норм. Пассажир с температурой к туру не допускается, кстати, без возврата денег за путешествие. Однако во время карантина компаниям запретили собирать даже это количество людей. Пока длится новый локдаун, поездки возможны только для групп не более трех человек. Что, разумеется, не выгодно ни перевозчикам, ни операторам, ни потребителям – ведь тур дорожает сразу в три-четыре раза.

Кроме того, в преддверии второго карантина главный санврач Алматы, как известно, ограничил поездки общественного транспорта. И, хотя автобусные туры к регулярным пассажирским перевозкам отношения не имеют, их по умолчанию тоже запретили, говорит спикер.

«После объявления санврача перед началом карантина мы сняли все туры на ближайшие выходные. И сделали это не зря. Потому что 5 июля, когда мы пришли на традиционное место парковки автобусов по Байтурсынова, между Абая и Сатпаева, то увидели, как сотрудники ГАИ просто-напросто не позволяли другим автобусам загружаться. Мы пришли в ужас от того, что полиция стала исполнять все требования, которые им выдвинула санитарная служба, не имея на то соответствующего нормативно-правового акта», – рассказал Михаил Клименко.

Под предлогом пандемии часто закрываются национальные парки. Ограничение, по словам спикера, обычно вводится за несколько часов до конца рабочего дня перед выходными, притом что почти все туркомпании реализуют сегодня именно туры выходного дня. Планирование туров и глубокие продажи стали невозможны, сетует бизнес. И главная проблема, по мнению туристского сообщества, – в разрозненности решений местных исполнительных органов. Постановления региональных санврачей делают бизнес совершенно непредсказуемым. Об этом, впрочем, знают и чиновники комитета индустрии туризма.

«Правительство разработало и внедрило регламент работы туристских объектов, и в регионах созданы мониторинговые группы, которыми проводится проверка соблюдения разработанных санитарно-эпидемиологических норм объектами и выдача актов готовности. Но при этом каждый должен понимать, что любые ослабления действуют в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом отдельно взятом регионе. Все эти условия отражены в постановлениях главного санитарного врача республики и региональных главных санврачей», – подчеркивается в ответе комитета на наш запрос.

К примеру, отмечено, что работа гостиниц допускается при не превышении уровня прироста заболеваемости COVID-19 не более 7% в течение недели, по объектам санаторно-курортного назначения и домам отдыха – не более 5% за неделю и для детских оздоровительных лагерей – не более 2%. То есть, исходя из своих показателей заболеваемости, регионы и выставляют ограничения.

Еще одна боль бизнеса – банковские кредиты.

«Банки всю сферу туризма внесли в некую красную зону. И ни при каких условиях абсолютно не кредитуют. Единственный способ, который они предлагают, – это предоставить залог в размере 200% от запрашиваемой суммы. И, соответственно, процентовку они ставят от 30% годовых. Это, естественно, невыгодно. Нам очень нужна финансовая подпитка на пополнение оборотных средств. И мы не говорим о десятках миллионов. Речь идет, допустим, о 3-5 млн тенге на заработные платы сотрудникам, аренду помещений, транспорта», – говорит Михаил Клименко.

Таким образом, чтобы отрасль внутреннего туризма ожила и компании могли удовлетворить растущий на него спрос населения, СРО «Ассоциация субъектов внутреннего туризма» просит:

  • разрешить перевозку более трех человек в карантин – до 39 пассажиров;
  • не приравнивать туристические автобусы к общественным: в них нет стоячих мест, нет остановок по пути следования, при которых меняется состав пассажиров, а также соблюдаются строгие саннормы при посадке и социальная дистанция при рассадке в салон;
  • наладить адекватное банковское финансирование;
  • внедрить единую систему оповещения бизнес-сообщества о планируемых ограничениях минимум за четыре-пять рабочих дней.

Как я провел это лето?

Где же и как отдыхают казахстанцы во время пандемии? Спрос на местные туры пока все-таки меньше прошлогоднего и имеет скачкообразный w-характер, находясь под влиянием различных ограничений. Такую оценку спроса дают эксперты компании Incide Travel, основываясь на данных Системы управления объектами размещения PMS и channel manager, и яндекс-запросах пользователей.

«Спрос пока еще сильно ограничен страхами населения тратить деньги и барьерами санврачей на передвижения и сбор людей. Но все же в последнее время динамика спроса – позитивная. Детей надо чем-то занимать, к тому же свежий воздух, хорошее настроение и «солнечный» витамин D людям нужен как никогда», – отмечает руководитель Incide Travel Еркин Тикенов.

Новый тренд сезона-2020 – гиперлокальный туризм: когда население предпочитает не выезжать за пределы своего региона. Этот тренд подтверждают и последние данные статкомитета миннацэкономики: пассажирооборот в Казахстане сократился в первом полугодии на 45%. Напомним, что ж/д сообщения, регулярные автобусные перевозки между регионами и практически все авиамаршруты были восстановлены только к 1 июня.

Учитывая, что большинство пляжных дестинаций закрыты либо функционируют в ограниченных условиях, на рынке вырос спрос на экотуры и туры выходного дня. Однако их разновидности сильно сократились. К примеру, в феврале разработано на предстоящий сезон 70 направлений, больше половины из которых были абсолютно новые и казались очень перспективными. Это, например, агротуры по Алматинской области. Но позже от них пришлось отказаться. Сегодня компания возит туристов лишь по 12 направлениям.

«Потребительская способность, несомненно, упала, но она по-прежнему существует. И растет спрос. До этого двухнедельного локдауна люди еще смотрели на качество, что включено, какой гид едет, какой опыт у компании. Сейчас люди разрывают нашу социальную сеть, пишут: вывезите нас куда угодно!» – поделился наблюдением глава турфирмы Михаил Клименко.

Специалисты наблюдают интерес потребителя в сторону малоизведанных маршрутов, таких как розовое озеро Кобейтуз, Соколиные горы в Буйратау, Селетинские каньоны Бестобе, оз. Сарыоба (Акмолинская область), урочище Киин-Кериш (ВКО), соленое озеро Индер (Атырауская область), впадина Карын-Жарык (Мангистауская область) и др. Большинство посещений таких мест неорганизованные. Туристы дикарями, то есть самостоятельно, добираются туда на своих авто, при этом на месте мало или нет совсем сервисов (питание, аренда инвентаря, санузлы и урны) и контроля за дестинацией.

«Что несет нагрузку на ее экосистему без видимых экономических выгод», – подчеркивают в комитете индустрии туризма. Вместе с тем в топ-5 самых популярных направлений по Казахстану по-прежнему входят озеро Алаколь, Бурабай, Каспийское море, оз. Балхаш и Алматинский горный кластер.

Наибольшее количество отдыхающих, если брать выезды за пределы своего региона, приходится на жителей Нур-Султана, Алматы, Шымкента и Атырау. Действующие базы отдыха и отели на Алаколе и Бурабае в основном уже заняты до конца летнего туристского сезона. Тем не менее на Алаколе за стартовавший месяц назад сезон, по данным комитета, отдохнули пока не более 50 тысяч казахстанцев. Для сравнения – за весь прошлогодний сезон побережье Алаколя приняло порядка 1,3 млн человек.

Еще одно влияние пандемии – внутренний туризм приобретет круглогодичный режим, и, к примеру, предприниматели Бурабая констатируют рост запросов на отдых в будущий зимний сезон.

«Это обусловлено переносом отпусков на другой календарный период и социальным дистанцированием населения. В условиях карантина люди устали и захотят даже осенью и зимой выезжать в близлежащие от их городов курортный зоны», – считают в профильном ведомстве.

Цены на турпродукты выросли. По информации комитета – на 5-10%, по ощущениям потребителей – на 20%. Сильная инфляция еще подкорректирует эти ценники до конца года, уверены представители отрасли.

Что касается выездного туризма, то открывшимся с 20 июня авиасообщением с Турцией успели воспользоваться уже более 600 казахстанских туристов. Но с 4 июля на две недели Турция ограничила въезд для наших граждан. Чиновники аккуратно сообщают, что сегодня «рассматривается вопрос восстановления рейсов еще с рядом стран, но все зависит от эпидемиологической обстановки».

Новые меры поддержки турбизнеса

Значимой поддержкой отрасли стало бы государственное стимулирование целевого спроса. Речь, в частности, о круглогодичной загрузке санаториев за счет бюджета врачами, полицейскими и членами их семей. Представители рынка предлагают, чтобы каждый, кто находится на передовой борьбы с Covid-19, мог восстановить здоровье по такой квоте. При этом санаторно-курортный сегмент получит необходимое финансирование.

«Туризм за собой тянет огромную цепочку рабочих мест, и, если человек приехал, он ест, гуляет, купается, и вся эта цепочка восстанавливается через такое целевое потребление. Государство вроде бы дало деньги, но оно дало, чтобы потянуть за собой кучу рабочих мест. И такие схемы в мире есть, и это тоже можно делать», – говорит эксперт Incide Travel Еркин Тикенов.

В ответ на запрос Inbusiness.kz в комитете индустрии туризма сообщили о том, что вопрос квот на санаторный отдых – в компетенции минздрава. А вот инвесторов и бизнес власть планирует поддержать целым рядом субсидий.

В частности, это:

  • возмещение до 10% от затрат частников при строительстве, реконструкции и оснащении туристских объектов;
  • преференции для инвестпроектов стоимостью порядка 2,7 млрд тенге для объектов в топ-10 туристских дестинациях и порядка 540 млн тенге на остальной территории республики, за исключением столицы, городов республиканского значения. То есть на эти проекты возможно освобождение от таможенных пошлин, НДС, КПН, налога на имущество, а также предоставление натуральных грантов и инвестиционных субсидий;
  • возмещение 25% затрат бизнеса по строительству объектов придорожного сервиса в соответствии с нацстандартами;
  • субсидирование затрат на содержание санитарно-гигиенических узлов в размере 30 МРП;
  • возмещение 25% затрат туроператоров и турагентств по приобретению транспортных средств туристского класса, приобретению горнолыжного оборудования;
  • субсидирование затрат туроператоров за каждого иностранного туриста;
  • возмещение авиакомпаниям 100% провозной платы за детей по внутренним авиамаршрутам.

Стоит добавить, что в профильном ведомстве прогнозируют сокращение доли внутреннего туризма в ВВП страны с 4,8% до 1,2-1,5% к концу года.

Виктория Кучма


Подпишитесь на наш канал Telegram!

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/yigP43uK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/xM3bhsw1.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/2XTfVkIb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/OETYYII9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Mcfy8yo2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/VgeD0MYb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/eqXa7Q9c.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/dUPaQRPe.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/h6342Tjd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/9ehjRFrz.jpg

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3302

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

07 Октябрь 2020 12:16 2417

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!