/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 427,45 Brent 36,55
Казахстанский туризм – статус «выжить»

Казахстанский туризм – статус «выжить»

«Бума» по внутренним направлениям не произошло. Как поддержат бизнес?

08:00 20 Июль 2020 6074

Казахстанский туризм – статус «выжить»

Автор:

Сара Бухина

Фото: Андрей Веретенников

Туризм переживает самые сложные времена за всю свою историю. Пандемия превратила эту пока не особо значимую в экономике Казахстана (6% в ВВП), но динамично растущую отрасль буквально в выжженное поле. Первыми, напомним, еще за пару месяцев до режима ЧП пострадали компании, которые работали с иностранными группами. Уже в январе B2B-партнеры стали массово отзывать заказы зарубежных гостей, а с закрытием границ и полной отменой виз этот бизнес встал намертво. В профильном комитете потери в сфере въездного туризма оценивают в 70-80%. Так, если в 2019 году на экспорте туруслуг страна заработала порядка $2,5 млрд, то к концу этого года ожидаемый доход – на уровне $600 млн. А прибыль туркомпаний и мест размещения упадет с 300 млрд тенге до 60-80 млрд. Такими прогнозами с Inbusiness.kz поделились в комитете индустрии туризма МКС РК, отвечая на наш запрос.

Примечательно, что в целом на ситуацию в ведомстве смотрят не без оптимизма, рассчитывая, что отрасль сможет подняться с колен «уже со следующего года, а часть потерь компенсируется за счет внутреннего туризма».

Внутренний туризм: «бум» или «бам»?

В госреестре на начало этого года состояли 1484 туроператора и 4385 турагентов. При этом на внутренний туризм из них были ориентированы лишь порядка 20%. Пандемия вынудила сотни компаний либо заморозить свою деятельность, либо переориентироваться на местные туры – преимущественно на Алаколь, Каспийское море и Бурабай.

«По разным оценкам, количество таких фирм составляет более 300», – отмечают в комитете индустрии туризма.

«Часть игроков наглухо закрылись и ушли из бизнеса либо на всякий случай до лучших времен повесили замок на дверь. Они взвесили все риски и поняли, что не стоит напрягаться – средств что-то делать нет. Некоторые не сумели перестроиться из въездного на внутренний, все-таки это новые для них продукты», – добавил спикер.

По данным саморегулируемой Ассоциации субъектов внутреннего туризма, созданной в феврале этого года и активно включившейся в решение проблем бизнеса, рынок туроператоров Алматы и области сократился до критического минимума. Из 87 лицензированных компаний на середину июня продолжали работать лишь восемь. А из 130 нелегальных фирм на рынке остались порядка 20.

Один из руководителей ассоциации – Михаил Клименко возглавляет и компанию, ориентированную на внутренние туры, ТОО «Туризм Казахстана». В интервью Inbusiness.kz, он рассказал, что никакого «бума» по местным направлениям в период пандемии не произошло. Напротив, отчеты фирмы за январь-июнь показывают кратное снижение прибыли. Если в первом полугодии 2019-го они продали алматинцам и гостям мегаполиса более 6,5 тысячи билетов на автобусные туры, то в этом всего около 2,5 тысячи. Если их валовый оборот в марте-июне (сезон автобусных туров начинается с марта) составлял 96 млн тенге, то за такой же период этого года оборот упал до 7 млн.

Несмотря на то, что спрос на местные туры, несомненно, вырос, компания, как и другие подобные фирмы, терпит убытки из-за повсеместных ограничений. С начала пандемии TQ (ТОО «Туризм Казахстана») было вынуждено ввести правило «Один автобус в одном направлении за один день». То есть, например, на Чарын в субботу оправлялись уже не четыре автобуса, как раньше, а только один. Это в рамках ограничения на массовое ведение групп. Причем для соцдистанции в автобусе размещаются уже не 52 туриста, а максимум 39 с соблюдением всех санитарных норм. Пассажир с температурой к туру не допускается, кстати, без возврата денег за путешествие. Однако во время карантина компаниям запретили собирать даже это количество людей. Пока длится новый локдаун, поездки возможны только для групп не более трех человек. Что, разумеется, не выгодно ни перевозчикам, ни операторам, ни потребителям – ведь тур дорожает сразу в три-четыре раза.

Кроме того, в преддверии второго карантина главный санврач Алматы, как известно, ограничил поездки общественного транспорта. И, хотя автобусные туры к регулярным пассажирским перевозкам отношения не имеют, их по умолчанию тоже запретили, говорит спикер.

«После объявления санврача перед началом карантина мы сняли все туры на ближайшие выходные. И сделали это не зря. Потому что 5 июля, когда мы пришли на традиционное место парковки автобусов по Байтурсынова, между Абая и Сатпаева, то увидели, как сотрудники ГАИ просто-напросто не позволяли другим автобусам загружаться. Мы пришли в ужас от того, что полиция стала исполнять все требования, которые им выдвинула санитарная служба, не имея на то соответствующего нормативно-правового акта», – рассказал Михаил Клименко.

Под предлогом пандемии часто закрываются национальные парки. Ограничение, по словам спикера, обычно вводится за несколько часов до конца рабочего дня перед выходными, притом что почти все туркомпании реализуют сегодня именно туры выходного дня. Планирование туров и глубокие продажи стали невозможны, сетует бизнес. И главная проблема, по мнению туристского сообщества, – в разрозненности решений местных исполнительных органов. Постановления региональных санврачей делают бизнес совершенно непредсказуемым. Об этом, впрочем, знают и чиновники комитета индустрии туризма.

«Правительство разработало и внедрило регламент работы туристских объектов, и в регионах созданы мониторинговые группы, которыми проводится проверка соблюдения разработанных санитарно-эпидемиологических норм объектами и выдача актов готовности. Но при этом каждый должен понимать, что любые ослабления действуют в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом отдельно взятом регионе. Все эти условия отражены в постановлениях главного санитарного врача республики и региональных главных санврачей», – подчеркивается в ответе комитета на наш запрос.

К примеру, отмечено, что работа гостиниц допускается при не превышении уровня прироста заболеваемости COVID-19 не более 7% в течение недели, по объектам санаторно-курортного назначения и домам отдыха – не более 5% за неделю и для детских оздоровительных лагерей – не более 2%. То есть, исходя из своих показателей заболеваемости, регионы и выставляют ограничения.

Еще одна боль бизнеса – банковские кредиты.

«Банки всю сферу туризма внесли в некую красную зону. И ни при каких условиях абсолютно не кредитуют. Единственный способ, который они предлагают, – это предоставить залог в размере 200% от запрашиваемой суммы. И, соответственно, процентовку они ставят от 30% годовых. Это, естественно, невыгодно. Нам очень нужна финансовая подпитка на пополнение оборотных средств. И мы не говорим о десятках миллионов. Речь идет, допустим, о 3-5 млн тенге на заработные платы сотрудникам, аренду помещений, транспорта», – говорит Михаил Клименко.

Таким образом, чтобы отрасль внутреннего туризма ожила и компании могли удовлетворить растущий на него спрос населения, СРО «Ассоциация субъектов внутреннего туризма» просит:

  • разрешить перевозку более трех человек в карантин – до 39 пассажиров;
  • не приравнивать туристические автобусы к общественным: в них нет стоячих мест, нет остановок по пути следования, при которых меняется состав пассажиров, а также соблюдаются строгие саннормы при посадке и социальная дистанция при рассадке в салон;
  • наладить адекватное банковское финансирование;
  • внедрить единую систему оповещения бизнес-сообщества о планируемых ограничениях минимум за четыре-пять рабочих дней.

Как я провел это лето?

Где же и как отдыхают казахстанцы во время пандемии? Спрос на местные туры пока все-таки меньше прошлогоднего и имеет скачкообразный w-характер, находясь под влиянием различных ограничений. Такую оценку спроса дают эксперты компании Incide Travel, основываясь на данных Системы управления объектами размещения PMS и channel manager, и яндекс-запросах пользователей.

«Спрос пока еще сильно ограничен страхами населения тратить деньги и барьерами санврачей на передвижения и сбор людей. Но все же в последнее время динамика спроса – позитивная. Детей надо чем-то занимать, к тому же свежий воздух, хорошее настроение и «солнечный» витамин D людям нужен как никогда», – отмечает руководитель Incide Travel Еркин Тикенов.

Новый тренд сезона-2020 – гиперлокальный туризм: когда население предпочитает не выезжать за пределы своего региона. Этот тренд подтверждают и последние данные статкомитета миннацэкономики: пассажирооборот в Казахстане сократился в первом полугодии на 45%. Напомним, что ж/д сообщения, регулярные автобусные перевозки между регионами и практически все авиамаршруты были восстановлены только к 1 июня.

Учитывая, что большинство пляжных дестинаций закрыты либо функционируют в ограниченных условиях, на рынке вырос спрос на экотуры и туры выходного дня. Однако их разновидности сильно сократились. К примеру, в феврале разработано на предстоящий сезон 70 направлений, больше половины из которых были абсолютно новые и казались очень перспективными. Это, например, агротуры по Алматинской области. Но позже от них пришлось отказаться. Сегодня компания возит туристов лишь по 12 направлениям.

«Потребительская способность, несомненно, упала, но она по-прежнему существует. И растет спрос. До этого двухнедельного локдауна люди еще смотрели на качество, что включено, какой гид едет, какой опыт у компании. Сейчас люди разрывают нашу социальную сеть, пишут: вывезите нас куда угодно!» – поделился наблюдением глава турфирмы Михаил Клименко.

Специалисты наблюдают интерес потребителя в сторону малоизведанных маршрутов, таких как розовое озеро Кобейтуз, Соколиные горы в Буйратау, Селетинские каньоны Бестобе, оз. Сарыоба (Акмолинская область), урочище Киин-Кериш (ВКО), соленое озеро Индер (Атырауская область), впадина Карын-Жарык (Мангистауская область) и др. Большинство посещений таких мест неорганизованные. Туристы дикарями, то есть самостоятельно, добираются туда на своих авто, при этом на месте мало или нет совсем сервисов (питание, аренда инвентаря, санузлы и урны) и контроля за дестинацией.

«Что несет нагрузку на ее экосистему без видимых экономических выгод», – подчеркивают в комитете индустрии туризма. Вместе с тем в топ-5 самых популярных направлений по Казахстану по-прежнему входят озеро Алаколь, Бурабай, Каспийское море, оз. Балхаш и Алматинский горный кластер.

Наибольшее количество отдыхающих, если брать выезды за пределы своего региона, приходится на жителей Нур-Султана, Алматы, Шымкента и Атырау. Действующие базы отдыха и отели на Алаколе и Бурабае в основном уже заняты до конца летнего туристского сезона. Тем не менее на Алаколе за стартовавший месяц назад сезон, по данным комитета, отдохнули пока не более 50 тысяч казахстанцев. Для сравнения – за весь прошлогодний сезон побережье Алаколя приняло порядка 1,3 млн человек.

Еще одно влияние пандемии – внутренний туризм приобретет круглогодичный режим, и, к примеру, предприниматели Бурабая констатируют рост запросов на отдых в будущий зимний сезон.

«Это обусловлено переносом отпусков на другой календарный период и социальным дистанцированием населения. В условиях карантина люди устали и захотят даже осенью и зимой выезжать в близлежащие от их городов курортный зоны», – считают в профильном ведомстве.

Цены на турпродукты выросли. По информации комитета – на 5-10%, по ощущениям потребителей – на 20%. Сильная инфляция еще подкорректирует эти ценники до конца года, уверены представители отрасли.

Что касается выездного туризма, то открывшимся с 20 июня авиасообщением с Турцией успели воспользоваться уже более 600 казахстанских туристов. Но с 4 июля на две недели Турция ограничила въезд для наших граждан. Чиновники аккуратно сообщают, что сегодня «рассматривается вопрос восстановления рейсов еще с рядом стран, но все зависит от эпидемиологической обстановки».

Новые меры поддержки турбизнеса

Значимой поддержкой отрасли стало бы государственное стимулирование целевого спроса. Речь, в частности, о круглогодичной загрузке санаториев за счет бюджета врачами, полицейскими и членами их семей. Представители рынка предлагают, чтобы каждый, кто находится на передовой борьбы с Covid-19, мог восстановить здоровье по такой квоте. При этом санаторно-курортный сегмент получит необходимое финансирование.

«Туризм за собой тянет огромную цепочку рабочих мест, и, если человек приехал, он ест, гуляет, купается, и вся эта цепочка восстанавливается через такое целевое потребление. Государство вроде бы дало деньги, но оно дало, чтобы потянуть за собой кучу рабочих мест. И такие схемы в мире есть, и это тоже можно делать», – говорит эксперт Incide Travel Еркин Тикенов.

В ответ на запрос Inbusiness.kz в комитете индустрии туризма сообщили о том, что вопрос квот на санаторный отдых – в компетенции минздрава. А вот инвесторов и бизнес власть планирует поддержать целым рядом субсидий.

В частности, это:

  • возмещение до 10% от затрат частников при строительстве, реконструкции и оснащении туристских объектов;
  • преференции для инвестпроектов стоимостью порядка 2,7 млрд тенге для объектов в топ-10 туристских дестинациях и порядка 540 млн тенге на остальной территории республики, за исключением столицы, городов республиканского значения. То есть на эти проекты возможно освобождение от таможенных пошлин, НДС, КПН, налога на имущество, а также предоставление натуральных грантов и инвестиционных субсидий;
  • возмещение 25% затрат бизнеса по строительству объектов придорожного сервиса в соответствии с нацстандартами;
  • субсидирование затрат на содержание санитарно-гигиенических узлов в размере 30 МРП;
  • возмещение 25% затрат туроператоров и турагентств по приобретению транспортных средств туристского класса, приобретению горнолыжного оборудования;
  • субсидирование затрат туроператоров за каждого иностранного туриста;
  • возмещение авиакомпаниям 100% провозной платы за детей по внутренним авиамаршрутам.

Стоит добавить, что в профильном ведомстве прогнозируют сокращение доли внутреннего туризма в ВВП страны с 4,8% до 1,2-1,5% к концу года.

Сара Бухина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/yigP43uK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/xM3bhsw1.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/2XTfVkIb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/OETYYII9.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Mcfy8yo2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/VgeD0MYb.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/eqXa7Q9c.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/dUPaQRPe.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/h6342Tjd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/9ehjRFrz.jpg

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

Идею создания в Казахстане аналога проекта «Живые уроки», который реализуется в России с 2015 года, туроператоры начали предлагать в 2018 году. Однако поддержки в лице госорганов предприниматели найти не смогли.

12 Август 2020 15:59 139

Живые уроки: туротрасль предлагает развивать детский образовательный туризм

В апреле 2020 года между НПП и «Казахтуризмом» была подписана дорожная карта по развитию туризма. Проект «Живые уроки» стал одним из важных компонентов дорожной карты.

Оригинальный проект осуществляется при содействии министерства культуры РФ, «Ростуризма» и субъектов РФ – участников проекта. За два с половиной года к «Живым урокам» присоединились 36 субъектов РФ. Образовательные экскурсии и туры в рамках проекта разработаны в соответствии с учебными программами разных предметов на базе природного, культурно-исторического, производственного и научного потенциала российских регионов.

«Живые уроки» хорошо вписываются во внеклассную деятельность, на которую в школах выделяется примерно 10 часов в неделю. Некоторые регионы придумали паспорт школьника, куда проставляются печати о посещенных уроках. На первых порах мы столкнулись с проблемой, когда туроператоры активно вошли в проект, но оказались не готовы музеи. Переделать программы под образовательные предметы не все смогли. Туроператоры также не всегда понимали, какие требования стоят перед ними. Когда ведется работа с детьми, то, помимо качественных программ, которые дополняли бы школьные предметы, должно быть полноценное питание, места размещения, хорошие дороги», – рассказала о реализации проекта в РФ генеральный директор компании «Интерс-Рус» Татьяна Козловская.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что министерства культуры и образования в целом поддерживают проект.

«Для того чтобы проект стал действительно глобальным, необходима синергия усилий бизнес-сообщества с МИО, понимание от министерства образования – какие именно дополнения в школьной программе можно сделать за счет «живых уроков». Например, проводить уроки физики и географии в музее Экспо, уроки биологии и рисования – в зоопарке и нацпарках, развививать профориентацию через промышленный туризм,» – отметила Юлия Якупбаева.

Для качественной реализации проекта АО Kazakh Tourism совместно с бизнес-сообществом и НПП начнет разработку методики «Живых уроков»: определение мест проведения уроков, знакомство с учебными программами, составление критериев по отбору педагогов для проведения уроков, иллюстрации и подготовка дополнительного материала.

«Пока мы наметили четыре направления, которые подойдут для уроков истории, физики, биологии и литературы. Это Алматы, Нур-Султан, Туркестан – Тараз и Семей – Жидебай. Планируется, что участниками пилотного проекта могут стать дети медработников, отличники и активисты, учащиеся седьмых-девятых классов. Также в связи с ограничениями на групповые передвижения между регионами, пока уроки рассматриваются без передвижения групп в соседние области. Коллеги, хотелось бы начать активную работу и до конца августа разработать методологию», – рассказал директор департамента организации мероприятий Даниэль Сержанулы.

Спикер добавил, что рассматривается несколько вариантов субсидирования, однако необходимо понять позволят ли нормативные акты такого рода финансирование.

В свою очередь представитель МОН Раиса Шер отметила, что к подготовке проекта нужно подойти серьезно, учитывать нагрузку на детей и сделать программу интересной:

«Живые уроки» – хорошая инициатива, необходимая. Но, может, не называть проект «уроки»? Это сразу заставит детей скучать, нужно подойти к вопросам креативно. Сегодня не каждый ребенок согласится во внеурочное время пойти в музей. В регионах есть маршруты, но возникают вопросы безопасности, питания и т. д. Возможно, надо начать со сбора данных программ. Мы готовы активно подключиться к работе», – отметила Раиса Шер.

Участники совещания в качестве успешного опыта предложили использовать опыт детских туров во время ЭКСПО. В течение лета 2017 года столицу посетило более 400 тысяч детей из регионов Казахстана.

«В каждом регионе есть комплекс маршрутов для детей. И их уже можно использовать в проекте. Что касается специалистов, думаю, найдем специалистов с большим опытом, наработками. Нам стоит начать мониторинг, чтобы понять, какой фундамент для создания «Живых уроков» уже имеется. Стоимость маршрутов не будет высокой, но встает вопрос, как добраться, например, из Актау до Алматы. Самолет – удовольствие дорогое», – сказала директор туркомпании «Турист» из Актау Евгения Слюсарева.

Директор туркомпании «Гвидон-тур» из Нур-Султана Татьяна Верницкая предложила сделать программу Kids go free круглогодичной.

«Мы можем расширить программу на групповой туризм. Не каждая многодетная мама может выехать со всеми детьми, но отправить одного ребенка на экскурсию семья может. Нельзя делать программу полностью социальной, какую-то часть должны оплачивать родители. Мы же можем определять малообеспеченные семьи и спонсировать. Не одноразовые экскурсии должны быть, чтобы был комплекс. При этом такие программы должны быть доступны для городских школьников, сельских ребят, для этого нужна детальная планировка тура, чтобы туроператор смог просчитать стоимость такой экскурсии», – отметила Татьяна Верницкая.

Завершая совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что необходимо разрабатывать методологию с учетом возможного передвижения детей между регионами.

«Детям из Алматы не так интересно ходить в зоопарк, в котором они были уже много раз, в отличие от школьников, например, из Алматинской области. То есть должны быть варианты реализации проекта – региональные и межрегиональные. Аналогично должен обсуждаться вопрос финансирования. Однозначно нужно подключить к работе управления культуры на местах. Нам нужно будет подготовить музеи и гидов. «Пилоты» можно делать на базе частных школ, у которых есть финансирование, и регионов, у которых накоплена база турпродуктов. Одновременно нужно будет решать вопросы удешевления и улучшения качества логистики, питания, безопасности и т. д. Поэтому к методологии нам надо подойти серьезно и привлечь специалистов и экспертов. Мы создадим проектную группу, куда пригласим всех заинтересованных участников», – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Атамекен»: Комплекс мер поддержки туротрасли необходимо дополнить с учетом последствий, вызванных пандемией

Несмотря на признание отрасли наиболее пострадавшей, проблемы остаются.

05 Август 2020 15:24 1297

«Атамекен»: Комплекс мер поддержки туротрасли необходимо дополнить с учетом последствий, вызванных пандемией

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева подчеркнула, что, несмотря на признание отрасли наиболее пострадавшей, проблемы остаются. До сих пор размыта ответственность за несоблюдение саннорм между бизнесом, властью и населением.

«Мы предлагаем четко зафиксировать ответственность бизнеса, власти, населения за соблюдение санитарных норм. То есть если вспышка происходит на общественной территории, то субъект бизнеса, добросовестно выполняющий санитарные нормы врача, страдать не должен. Закрывать следует те объекты, в которых была обнаружена вспышка инфекции. При этом обязательно после эпидемиологических расследований либо каких-то обоснований, а не просто с учетом рейдовых проверок. Есть пример Акмолинской области, где общественные пляжи уже закрыты, а пляжи субъектов бизнеса остались и стоят на мониторинге. Там все меры безопасности соблюдаются. Эта практика может быть использована по всей стране, причем не только в отношении пляжей. Однозначно должны использоваться возможности цифрового мониторинга, о чем неоднократно НПП говорила. Несколько месяцев на эту задачу уже было отведено, пока практика реализована только в Алматы», – сказала Юлия Якупбаева.

Председатель Республиканской ассоциации детско-юношеского туризма Кайрат Султанов обратил внимание на различные в регионах правила санитарных норм.

«Если у нас в Акмолинской области не разрешали купаться, но можно было загорать, то в Алматы наоборот. Баянаул не работал, и все хлынули самостоятельно отдыхать, произошел перекос. Многие не хотят брать ответственность», – сказал Кайрат Султанов.

Зампред Нацпалаты поддерживает бизнес в вопросе необходимости единых для всех регионов постановлений санитарных врачей.

«Мы направили свои предложения о том, чтобы нормы главного государственного санитарного врача были едиными для всех регионов. Чтобы бизнес четко понимал правила игры, а не так, что в одном месте требуется ПЦР, а в другом месте не требуется. Где-то можно купаться, а где-то нельзя загорать», – отметила Юлия Якупбаева.

Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. Также пострадала экскурсионная деятельность.

«Многие в этом году в лизинг взяли автобусы для работы, но вынуждены простаивать, дети совсем не отдохнули. Давайте сделаем туры для детей двух-трехдневные», – предложил Кайрат Султанов.

Министерство культуры и спорта РК предложило внести изменения в постановления главных санитарных врачей регионов по части посещения национальных государственных парков. Для этого в госоргане разработали изменения по снятию ограничительных мер на территории областей, городов Алматы и Нур-Султана, Шымкента.

«Мы изначально планировали 8-15 человек. Доставка и транспортировка на территории нацпарка осуществляется в соответствии с утвержденными требованиями эпидемиологических норм для работы общественного транспорта. В принципе, почему бы и нет? У нас сейчас самолеты летают два-три часа по территории Казахстана. На микроавтобусе, я думаю, за полтора-два часа можно доехать, и то это в самые дальние парки», – озвучил председатель комитета индустрии туризма МКС РК Дастан Рыспеков.

Председатель Ассоциации внутреннего и въездного туризма Альбина Веймер отметила, что, пока туроператоры сидят без работы и не могут вывозить группы людей, наплыв стихийных туристов может погубить казахстанскую природу.

«Вы же увидели, что было на Кобейтузе, посмотрите, что в горах происходит. Нет организованных туров и ответственности. Если мы сейчас неправильно подойдем к формированию культуры отдыха, то стихийный туризм погубит природу. Мы предлагаем разрешить туроператорам совершать организованные туры от восьми человек» – сказала Альбина Веймер.

Предложения бизнеса дополнил директор ТОО «Туризм Казахстана» Михаил Клименко, помимо организации туров для групп от 8-50 человек с контролем со стороны туроператоров по туристам и поставщиками и выполнением всех саннорм и эпидемиологических требований, ассоциация предлагает разрешить проведение бизнес-мероприятий. Также расширить список безвизовых стран и упростить правила для получения электронных виз иностранным гражданам для реабилитации въездного туризма.

«Просим оказать содействие во взаимном открытии наземных границ с сопредельными странами для пересечения организованными группами иностранных граждан Центральной Азии: Узбекистана, Кыргызстана и дополнить Россией. Сейчас мы рассматриваем и отдельно вынесем вопросы по субсидированию внутреннего туризма: возможно, дотаций, субсидирования по авиаперелетам, проживанию. Предлагаем включить возврат предприятиям туристской отрасли сумм налогов, перечисленных за КПН и НДС и оплаченных, задекларированных за 2020 год. У бизнеса есть проблемы с кредитованием, на данный момент БВУ просто отказываются кредитовать МСБ в сфере туризма. Нам нужна государственная поддержка в туристическом бизнесе в виде предоставления льгот на финансирование в национальной валюте сроком не менее трех лет по ставке от 5% до 8% на действующие и открывающиеся кредитные линии», – озвучил предложения Михаил Клименко.

Руководитель управления санитарно-гигиенического надзора КККБТУ МЗ РК Марал Рахимжанова напомнила, что никаких запретов для нацпарков и туротрасли не было.

«Сама администрация парка установила запрет, и потом за плату или не за плату, не знаю за что, туда пропускает своих людей. Работу туротрасли мы не запрещали, постановлений не было. Туры невозможно совершать, так как междугородние перевозки были запрещены. По разрешению на деятельность лагерей однозначная позиция минздрава – нет. Мы снова ожидаем волну коронавируса и пока не можем достичь стабильности по снижению заболеваемости по всем регионам. Картина неплохая, но должны выдержать карантин. Наши СанПиНы 7 июля вступили в силу, мы за месяц увидели недостатки. Соцсети помогли, были комментарии не в бровь, а в глаз, и мы устраняем недочеты. Сейчас дорабатываются алгоритмы работы, у вас осталось несколько дней. Если у вас будут концептуальные предложения, присылайте, и будем вместе их смотреть», – сказала Марал Рахимжанова.

Предложения по алгоритмам экскурсионного туризма и прочие поправки в проект санитарных правил будут рассмотрены в рамках Zoom-конференции на площадке НПП «Атамекен».

В ходе совещания АО «НК Kazakh Tourism» рассказало о реализации пунктов дорожной карты по формированию национального туристского продукта и презентовало стратегию развития на 2021-2030 годы. Дорожную карту НПП РК «Атамекен» и АО «НК «Kazakh Tourism» подписали 7 апреля 2020 года. Она направлена на формирование национального туристского продукта, реализацию мер государственной поддержки отрасли и антикризисных мер и состоит из пяти разделов, включающих 27 мероприятий, которые планируется реализовать в период 2020-2021 годов.

Основной акцент сделан на развитии национального турпродукта и туристской инфраструктуры:

  • исследование стандартов – инвентаризация турмаршрутов;
  • продвижение агро- и сельского туризма;
  • инвентаризация санаторно-курортных объектов;
  • продвижение ремесленничества;
  • караванинг-экспедиция;
  • живые уроки (ДЮТ).

Инициатива реализуется как одно из направлений посткризисных системных мер для обеспечения выхода туристской отрасли из кризисной ситуации и подготовки к туристскому сезону 2020-2021 гг.

Подытожив совещание, Юлия Якупбаева подчеркнула, что НК Kazakh Tourism необходимо проработать стратегию с учетом изменений рынка и коронакризиса.

«Все вокруг меняется, и нужно смотреть развитие отрасли с учетом тех вызовов, которые нам делает время. В части дорожной карты получились обширные предложения, поэтому давайте совместно с бизнесом на следующей неделе проведем отдельные совещания по каждому блоку карты для их доработки», – сказала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Все новости