Каждому третьему казахстанцу позвонил мошенник «из банка»

Каждому третьему казахстанцу позвонил мошенник «из банка»

15:45 06 Октябрь 2020 25854

Каждому третьему казахстанцу позвонил мошенник «из банка»

Автор:

Виктория Кучма

Большинство банков РК зафиксировали резкий всплеск активностей киберпреступников.

Резкий всплеск активностей мошенников отмечен службами безопасности большинства банков РК во время пика пандемии на всей территории страны. По фактам кибермошенничества полиция в июне-июле этого года завела 40 уголовных дел. При этом реальных фактов обмана в сотни раз больше, уверены в «Лаборатории Касперского». С мошенниками, действовавшими от имени банка, столкнулся каждый третий казахстанец. Сумма ущерба по одному случаю составила в среднем 12 тысяч тенге, и не многие готовы идти с заявлением в полицию. Об этом сегодня заявил управляющий директор «Лаборатории» в странах Центральной Азии, СНГ и Балтии Евгений Питолин на совместной с Евразийским банком онлайн-конференции «Мошенничество в эпоху пандемии», передает корреспондент Inbusiness.kz.

Эксперты фиксируют рост активности мошенников, использующих дистанционные средства коммуникации с пользователем (e-mail, СМС, соцсети, мессенджеры и особенно телефон). Согласно проведенному опросу ЛК, в трех из четырех случаев кибермошенничества речь идет о «звонке из банка» – так называемом вишинге (voice phishing). Представляясь сотрудниками службы безопасности банка или колл-центра, мошенники пытались выведать код из СМС или данные карты или убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет.

«Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится все более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка», — отметил Евгений Питолин.

Самая распространенная легенда – предложение кредита или сообщение о блокировке карты. Специалисты также заметили, что преступники стали искуснее использовать методы социальной инженерии: звонят в основном с понедельника по четверг только в рабочее время, избегая пятницы, когда потенциальная жертва может оказаться менее восприимчива к «официальному» звонку. Фоном к звонку иногда используется шум якобы колл-центра. При этом пандемия, по мнению еще одного участника конференции – психолога Марины Галкиной, сильно ослабила способность населения к критическому восприятию информации. Изменился и портрет жертвы. Теперь уже не пожилые люди, а все чаще молодежь попадается на уловки «банковских сотрудников».

В свою очередь исполнительный директор Евразийского банка Светлана Королёва, подтвердила, что возмещение ущерба банком клиенту, пострадавшему от мошенников, возможно лишь в редких случаях. Например, только, если речь идет о краже денег у клиента с карты с магнитной лентой, которой он воспользовался в банкомате за рубежом. Или банк ответственен, если средства были списаны на сомнительном сайте размещенной на нем платежной системой.

«Я считаю, что в 85% случаев мошенничества виноваты сами клиенты (банка. – Ред.). Оставшиеся 15% случаев – это, соответственно, ситуации, когда клиенты воспользовались теми или иными подозрительными сайтами или устройствами, оставили где-то в соцсетях свои личные данные и подвергли себя той или иной рисковой ситуации. Мы советуем сначала заявить в полицию, а также рассказать подробности обмана сотрудникам службы безопасности банка, чтобы мы могли в дальнейшем предупреждать других клиентов о такой схеме», – сказала Светлана Королёва.

Представитель банка привела данные глобального исследования о кибермошенничестве. Экономический ущерб от действий интернет-преступников по всему миру с 2014 по 2019 год составил 5,2 трлн долларов, причем половина всех случаев приходится на США. И если чаще всего в мире мошенники ловят своих жертв при продажах ПО, электроники или в универсальных магазинах, то большинство казахстанцев (65%) сталкиваются с мошеннической программой при предоплате товара либо оплате услуг связи, если пользуются автоплатежом. То есть заранее соглашаются на то, что их реквизиты во время оплаты будут заполняться автоматически.

Отвечая на вопрос Inbusiness.kz, Евгений Питолин отметил, что сегодня активно работает с казахстанской полицией при расследовании инцидентов безопасности.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют:

  • с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
  • не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
  • ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
  • в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;
  • пользоваться различными защитными решениями на своих ПК.

Виктория Кучма


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

osuzhdennye-prestupniki-brat-i-sestra-ona-vorovala-potomu-chto-on-ee-shantazhiroval

chem-zhivut-v-monogorode-zhanatas

opublikovano-novoe-postanovlenie-glavnogo-sanitarnogo-vracha

o-situacii-s-covid-19-na-4-oktyabrya-v-kazahstane

kazahstan-i-kitaj-biznes-svyaz-dvuh-stran

загрузка

×