Каждая десятая южноказахстанская пасека не пережила пандемию

7410

10% пчеловодов Шымкента и Туркестанской области стали банкротами в 2020 году.

Каждая десятая южноказахстанская пасека не пережила пандемию Фото: Ирина Абрамова

Сначала помешали локдаун и запреты на перемещения даже внутри областей, это привело к сокращению пчелиных маток, многие пчелиные семьи попросту погибли. Это привело к 30%-ному сокращению продаж пчел и самого меда, что в итоге привело к резкому взлету цены на этот сладкий природный антибиотик, передает корреспондент Inbusiness.kz.

"Много тех, кто потерпел убытки, сократились масштабы пасек, очень много пасек было выставлено на продажу, так как многие не смогли передвигаться и потеряли много пчел. Процентов 10 от всех пчеловодов сократилось, в основном мелкие пасеки, которые обанкротились и не выжили в этот трудный период. У нас есть эксклюзивные меды, наши меды отличаются от алтайских, российских, поэтому наш мед пользуется спросом в разных странах. Он очень востребован на Украине, в дальнейшем будем стараться налаживать с ними контакт, поляки интересуются нашим медом. Но вот из-за пандемии мы в прошлом году подписали договор с Украиной, но мы не смогли отправить им, так же и с Польшей получилось", – уверяет председатель общества пчеловодов Торехан Нормухамедов.

Каждая десятая южноказахстанская пасека не пережила пандемию

Чтобы выжить, пчеловоды берут субсидии на племенное пчеловодство. В ИП "Нурмухамедова" в 2020 году планировали произвести за счет субсидий около 10 тысяч пчелосемей. Однако из-за запретов на перелеты отправлять насекомых в Россию пришлось машинами, из-за неправильной перевозки большая часть пчеломаток погибла, были большие убытки, рассказывает старший научный сотрудник Юго-Западного научно-исследовательского института животноводства и растениеводства селекционер Ирина Демидова. В итоге компания потеряла россиян как заказчиков, ведь логистика не налажена до сих пор. При этом потребность только Казахстана в 100 тысячах пчеломаток в год. Южане закрывают лишь 5% потребности. Остальное, до 80-90% рынка, насыщают пчеловоды Узбекистана.

Каждая десятая южноказахстанская пасека не пережила пандемию

"Хотелось бы от государства получать кредиты. Может, льготные кредиты, чтобы процент был маленький, и под залог той же самой пасеки. Я не думаю, что это проблема – оценить имущество. Поддержка от государства существует в виде субсидирования, но изначально субсидирование направлено на племенное пчеловодство. А обычные пчеловоды тоже хотят развиваться, может быть, организовать какое-то субсидирование на рост и количество семей или рост технологический, допустим, чтобы государство больше финансировало технические процессы, цеха, линии по откачке меда, вот это была бы отличная помощь от государства", – считает селекционер Ирина Демидова.

В Шымкенте зарегистрировано 350 пчеловодов, 280 числятся в Туркестанской области. Нашим производителям меда приходится бороться с конкуренцией от пчеловодов из Кыргызстана, их мед крайне популярен у покупателей, и воевать с недобросовестными производителями, которые разбавляют натуральный продукт химическими добавками, меняя вкус, качество и существенно снижая цену.

Мира Бахытова, Шымкент


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться