RU KZ
Каждый пятый житель Восточного Казахстана не застрахован в системе ОСМС

Каждый пятый житель Восточного Казахстана не застрахован в системе ОСМС

08:12 08 Ноябрь 2020 1775

Каждый пятый житель Восточного Казахстана не застрахован в системе ОСМС

Автор:

Ольга Ушакова

На какую медицинскую помощь можно рассчитывать в таком случае?

Больше половины жителей Восточно-Казахстанской области – участников системы обязательного медицинского страхования относятся ко льготным категориям, за которые взносы в Фонд социального медицинского страхования платит государство. Если численность населения ВКО составляет 1 млн 376 тыс. человек, то таковых граждан насчитывается 700 тыс. 270 человек.

Наемных работников среди застрахованных в ОСМС насчитывается 374 472 человека, и это 27% от общей численности населения. ИП и работники по договорам ГПХ в системе ОСМС – 75 470, и это 5,5%. 5255 человек – это те, кто самостоятельно платит взносы в фонд, и они составляют 0,3%. Плательщиков ЕСП насчитывается 160 151 человек, и они представляют 11,7%. Об этом рассказал директор филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по ВКО Галымжан Абилов на брифинге в службе центральных коммуникаций.

Кампания прикрепления

По его словам, в последние месяцы есть тенденции к росту численности застрахованных в системе ОСМС, но 292 665 человек все еще не имеют такового статуса. То есть являются незастрахованными.

«Каждому жителю области нужно определить свой статус страхования, потому что каждый пятый человек в ВКО не застрахован, – посоветовал Галымжан Абилов.

Общая сумма взносов в ФСМС от ВКО за девять месяцев составила 14,3 млрд тенге. Большая часть из них приходится на отчисления работодателей – 8,6 млрд тенге, 6,6 млрд тенге – от лиц, работающих по договорам ГПХ и индивидуальных предпринимателей, 181 млн – это взносы плательщиков ЕСП.

Галымжан Абилов отметил, что отчисления в ОСМС поступают на специальный счет в Национальном банке РК, затем средства направляются на оплату услуг по социальному медстрахованию в адрес медицинских организаций – поставщиков фонда.

«Сейчас в стране проходит кампания прикрепления к поликлиникам. По ее итогам будет планироваться финансирование медучреждений на 2021 год. Учитывая распределение населения в разрезе медицинских организаций, фонд заинтересован в абсолютной достоверности баз данных с учетом всех казахстанцев, ведь за каждого прикрепленного жителя медорганизация оплачивает подушевое финансирование», – заявил Галымжан Абилов.

Большую часть финансирования, то есть расходов ФСМС в период с января по сентябрь, составила оплата стационарной медицинской помощи. Это – свыше 15,3 млрд тенге. За услуги стационаров на селе фонд оплатил 4,9 млрд тенге. За девять месяцев в плановом порядке в стационарах пролечено более 91 тыс. человек. В том числе в дневных стационарах – 47 тыс. человек. Еще порядка 3,5 млрд тенге выплачено медорганизациям за оказание консультативно-диагностических услуг.

«Актуальными для граждан остаются услуги КТ и МРТ. За девять месяцев пациентам произведено 6428 дорогостоящих услуг. Свыше 721 млн тенге выплачено фондом по ВКО на оказание высокотехнологических услуг . Всего 192 восточноказахстанца получили эти медуслуги, – перечислил г-н Абилов. – Наряду с этим 2,1 млрд тенге направлены на оплату стационарозамещающей помощи. Получили медреабилитацию более 3,5 тыс. человек после острых состояний – инсульта, инфаркта и оперативных вмешательств».

На оплату мероприятий для борьбы с КВИ за 2020 год по ВКО выделено 10,6 млрд тенге. За девять месяцев принято к оплате на поощрение медработников 5,1 млрд тенге, на лечение пациентов в стационарах – 2,8 млрд тенге, на ПЦР-исследования – 1,3 млрд тенге, на работу мобильных бригад – 400 млн тенге.

Большая часть жалоб – на качество медуслуг

По информации Галымжана Абилова, к ним постоянно поступают обращения от граждан о невозможности получения медуслуг в рамках пакета ГОМБП в связи с отсутствием статуса застрахованности. Он также уточняет, что вне зависимости от статуса застрахованности все граждане могут получить медпомощь по ГОМБП. Однако для плановой госпитализации, приема узкими специалистами, прохождения дорогостоящих обследований, получения высокотехнологических услуг необходимо быть застрахованным в пакете ОСМС.

«Если человек застрахован, то вся медпомощь по пакету ОСМС ему будет доступна. Но если нет, то любой гражданин РК может быть обеспечен ГОМБП. В него входят: прием участкового врача, врача-педиатра, врача общей практики, вызов врача на дом, – говорит Галымжан Абилов. – Сюда же входит обслуживание скорой медпомощи, экстренная помощь на уровне поликлиники и стационаров, лечение социально значимых инфекционных заболеваний, онкозаболеваний. Данные заболевания относятся ко всем вне зависимости от статуса застрахованности».

За девять месяцев работы фонда зарегистрировано 351 обращение от жителей ВКО. И основное количество обращений связано с качеством медпомощи, задержками на оказание медицинских услуг, длительное ожидание для их получения.

В неделю ФСМС обрабатывает около тысячи обращений, 87% из них – информационного характера и 13% – жалобы. Все обращения, как говорит Галымжан Абилов, рассматриваются по трехуровневой системе. Первый уровень – это центральный аппарат, куда стекается вся информация по обращениям. Там она сортируется. Есть вопросы, на которые оператор может ответить сразу, и тогда такая информация безотлагательно предоставляется заявителю. Второй этап – филиал фонда, куда стекаются все жалобы в разрезе медицинских организаций, третий этап – разбор обращений на уровне медицинских организаций. Галымжан Абилов уверяет, что фонд пытается решать все вопросы по принципу «здесь и сейчас», и в пользу пациентов. Филиал ведет жесткий мониторинг по всем обращениям.

«В последние месяцы участились также жалобы о том, что пациентам не предоставляют услуги, ссылаясь на отсутствие договора с другими медицинскими организациями. Но, не имея договора соисполнения врач может отправить пациента в любую медицинскую организацию, в том числе, по его выбору, – говорит глава филиала ФСМС. – Главное, чтобы вторая медорганизация имела договор с фондом и являлась нашим соисполнителем».

К слову, перечень всех поставщиков фонда – медицинских организаций ВКО можно посмотреть на сайте fms.kz.

«Фонд позиционирует себя как омбудсмен по обеспечению защиты прав пациентов на получение доступной и качественной медпомощи. Наша задача – налаживание обратной связи с населением», – утверждает Галымжан Абилов.

По его данным, с помощью мобильного приложения Qoldau 24/7 пациенты могут определить свой статус застрахованности, получить консультацию и направить жалобу, которую обязательно рассмотрят сотрудники фонда. Также можно обратиться в кабинет приема граждан, который организован в филиале фонда по ВКО. А свое участие в ОСМС, статус застрахованности можно определить на плагинах сайта fms.kz, портале egov.kz, с помощью телеграм-бота, круглосуточного Call-центра 1406.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!