/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
«КазТрансОйл» просит поднять тарифы на перекачку нефти на внутренний рынок на 2020-2024 годы

«КазТрансОйл» просит поднять тарифы на перекачку нефти на внутренний рынок на 2020-2024 годы

Тарифная доля транспортировки нефти в стоимости бензина не превышает 3%.

08:15 26 Ноябрь 2019 7695

«КазТрансОйл» просит поднять тарифы на перекачку нефти на внутренний рынок на 2020-2024 годы

Автор:

Данияр Сериков

Фото: Серикжан Ковланбаев

«КазТрансОйл» просит поднять регулируемые внутренние тарифы на 2020-2024 годы на треть. Об этом стало известно в ходе слушаний заявки трубопроводного оператора в Комитете по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Минэкономики.

В проекте тарифов, обозначенном в раздатке, указывается, что на 2020 год предложена ставка 7486 тенге за транспортировку тонны нефти на 1000 километров, на 2021 год – 7564 тенге, 2022 год – 7700 тенге, 2023 – 7951 тенге, а на 2024 год – 7967 тенге. В 2015 году, когда рассматривался тарифный план на уходящую пятилетку, ставка на 2019 год закладывалась на уровне 4721 тенге, уточнил замгендиректора «КазТрансОйла» Жайык Махин, отвечая на вопрос одного депутатов Парламента.

«Разница объясняется в соответствии с недискриминационной методикой (недискриминационная методика расчета тарифов и инструкцией по расчету ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов, утвержденных КРЕМ. – Ред.). Проект тарифов рассчитан, исходя из текущих затрат, которые мы закладываем, объемов услуг, стоимости задействованных активов, а также инвестпрограммы. Это та реальная картина, которая есть», – пояснил топ-менеджер.

Предлагаемое существенное повышение тарифов на следующий период сложилось из-за низкой базы, тарифы на 2015-2019 годы закладывались, к примеру, с учетом административных затрат уровня 2014 года, добавил он. При этом расходы на транспортировку нефти вырастут в 2020 году только на 10,7%, до 117,4 млрд тенге, в сравнении со 106,1 млрд тенге годом ранее, указывается в презентации «КазТрансОйла».

«Необходимо учесть, что 7486 тенге – это проект тарифа «КазТрансОйла», комитетом будет проведен анализ тарифной сметы и обоснованности затрат, включаемых в данную смету, и в случае отсутствия подтверждения тарифная смета «КазТрансОйла» будет скорректирована комитетом и, соответственно, тариф тоже будет изменен, сверхзатраты, затраты, не относящиеся к регулируемой услуге, приводящие к увеличению тарифа, комитетом не будут учтены. Комитетом будет утвержден тот уровень тарифа, который обоснован и необходим для оказания «КазТрансОйлом» регулируемых услуг», – отметил в ходе дискуссии заместитель председателя КРЕМ Ерболат Ибрайханов.

Тарифная нагрузка на внутренний грузооборот

«КазТрансОйл» транспортирует примерно 40% всей добываемой нефти в Казахстане и осуществляет 99% поставок сырья на НПЗ страны. По данным раздатки компании, с момента утверждения тарифных ставок по стране в 2015 году у «КазТрансОйла» наблюдалась тенденция снижения общих объемов транспортировки. В 2014 году, который послужил отправной базой для расчета домашних тарифов на 2015-2019 годы, объем транспортировки казахстанской нефти составил 43 млн тонн, в том числе на внутренний рынок – 15,1 млн тонн нефти. Хотя в 2015-2017 годы внутренние объемы складывались на уровне 14,4-14,8 млн тонн, в 2018 году они выросли до 16,1 млн с окончанием модернизации казахстанских НПЗ. 

Но при этом увеличивался грузооборот на внутренний рынок. В 2014 году его доля занимала лишь 33% всех поставок казахстанской нефти. В проекте тарифа на 2020-2024 гг. грузооборот на внутренний рынок был принят по фактическим объемам 2018 года – 42,2%. Соответственно, на данный момент в тарифную смету по перекачке нефти на внутренний рынок включены расходы и активы, задействованные пропорционально этой процентной доле. Рост операционных затрат по 2020-2024 годам в тарифной смете не превышает установленную индексацию уровня потребительских цен. При этом такие статьи расходов, как фонд оплаты труда и ГСМ, идут в ногу с официальной инфляцией, уточняют в компании.

«Вся наша работа по транспортировке нефти по нефтепроводам направлена на обеспечение именно энергетической безопасности страны. После завершения проекта реверса соответствующие объемы будут направлены на наши нефтеперерабатывающие заводы. Грубо говоря, у нас с направления одного вся нефть будет перераспределена по другим направлениям через наши совместные контролируемые организации – через «Мунайтас» (оператор нефтепровода Кенкияк – Атырау. – Ред.) и Казахстанско-китайский трубопровод (оператор нефтепроводов Кенкияк – Кумколь и Атас – Алашанькоу)», – пояснил Махин, отвечая на вопрос inbusiness.kz о том как ввод реверсных мощностей Кенкияк – Атырау и истощение отдельных месторождений повлияют на внутренние потоки компании, учитывая, что инвестпрограмма в том числе будет направлена на реконструкцию мощностей, также ориентированных на экспорт.

Массированные показатели

В «КазТрансОйле», несмотря на продолжающуюся цифровизацию, занято 6878 человек, а штатная численность центрального аппарата составляет 432 человека. С 1 января 2015 года по 1 октября 2019-го в компании сократили 1116 сотрудников, уточнили в пресс-службе компании. На 2020-2024 годы в тарифной смете на зарплату производственников заложено 33 млрд тенге, а на адмперсонал примерно 4,6 млрд тенге, средняя зарплата административного персонала, заложенная в проект тарифа, достигает 418 тыс. тенге, уточнил Махин.

Оператор нефтепроводов обслуживает 76 компаний нефтегазового сектора. Большую долю в доходах «КазТрансОйла» в 2018 году занимали выплаты таких компаний, как «Мангистаумунайгаз» – 26,7%, «Озенмунайгаз» – 15,6%, «СНПС-Актобемунайгаз» – 7,2%, «Казгермунай» – 5,8%, «Роснефть» – 5,6%, «Эмбамунайгаз» – 5,5%, «Каражанбасмунай» – 5%. Доля стоимости транспортировки нефти в конечной цене реализации ГСМ, производимых в Казахстане, составляет примерно 3%, говорится в материалах слушаний. Технологический расход или потери нефти компании не превышают 0,2%, уточнил Махин, отвечая на вопрос inbusiness.kz.

Инвестиции выше прибыли

Всего на следующую пятилетку нефтепроводный оператор заложил 205,7 млрд тенге на инвестиционную программу. Они почти равномерны разбиты на годовые периоды по 40-43 млрд тенге. Охваченный регулированием тарифный компонент, направленный на внутренний рынок, составляет 86,8 млрд тенге, уточняется в его презентации. Из заложенных в инвестпрограмму средств большая часть пойдет в течение всех пяти лет на замену участков нефтепроводов – 147 млрд тенге, строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт производственных объектов – почти 32 млрд тенге, внутритрубную диагностику магистральных нефтепроводов – 8,4 млрд, приобретение транспорта и спецтехники – 14,3 млрд тенге, закуп производственного оборудования – 4,1 млрд тенге

«У нас любой закуп формируется на основании рыночных цен, тех предложений, которые мы получаем. У нас практически техника завозится из-за пределов Казахстана – там же включается НДС и также зависит от места доставки. Все расходы самого именно поставщика, они уже включены в цену», – сказал Жайык Махин, комментируя в ходе слушаний вопрос inbusiness.kz о том, почему заложенная цена в бюджетной разбивке тарифной заявки «КазТрансОйла» в базе данных «Монополист» на автогрейдер ДЗ-98В составляет 55 млн тенге, притом что в открытом доступе в Интернете она заявлена поставщиками на уровне 5,8 млн рублей, или 35 млн тенге. Позже в кулуарах представители компании объяснили, что цена на автотехнику формируется в зависимости от комплектации согласно потребностям в филиалах.

Ежегодно «КазТрансОйл» распределяет на дивиденды более 100% чистой прибыли акционерам. В прошлом году она составила 38,5 млрд тенге, а в 2017 году – 50,1 млрд тенге, напомнил Махин.

 «Прибыль (в рамках тарифной сметы. – Ред.) у нас будет направлена… на инвестиции и обеспечение выполнения всех затрат. Здесь (в тарифной заявке. – Ред.) не все затраты в соответствии с особым порядком включены, потому что в обществе (АО «КазТрансОйл». – Ред.) на самом деле затраты больше, просто часть из них сейчас покрывается за счет экспорта и транзита. Все, что зарабатывается, оно идет на покрытие всех наших затрат. Остальное все в пользу наших акционеров», – дал расклад Махин, реагируя на вопросы одного из депутатов.  

«Вы только что озвучили что расходы больше, но якобы вы не все закладываете в тариф, а субсидируете за счет транзита и экспорта. Извините, если можно, подправлю Вас? Давайте разъясним, что обсуждаемый сегодня нами тариф относится к регулируемой услуге, то есть услуге транспортировки нефти по внутреннему рынку для внутренних потребителей страны, а экспорт и транзит в соответствии с законодательством не регулируется, и, соответственно, никакие затраты по ним не включаются в тариф, утверждаемый нами. Да, при утверждении данного тарифа мы учитываем все затраты по всем услугам «КазТрансОйла», в том числе по регулируемой и нерегулируемой услуге, и после мы определяем долю внутреннего рынка из всех затрат и включаем в тарифную смету данного обсуждаемого тарифа, то есть в тарифе учитываются затраты только по регулируемому рынку, а затраты по экспорту и транзиту не включаются и не могут субсидировать или как-то влиять на наш утверждаемый тариф. Никакого субсидирования расходов внутреннего рынка не происходит», – поправил топ-менеджера руководитель Управления регулирования в сфере транспортировки нефти и газа КРЕМ Арман Малик.

По закону у комитета есть три месяца для утверждения или отказа в повышении регулируемых внутренних тарифов «КазТрансОйла».

«Общество сформировало заявку на утверждение тарифа в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным органом. В соответствии с данной методикой, факторами, влияющими на уровень тарифа, являются объем услуг, затраты, стоимость задействованных активов и другие. Вместе с тем решение о конкретном уровне тарифа будет принято уполномоченным органом в установленном законодательством порядке», – ожидают в самой компании.

Данияр Сериков

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

06 Июль 2020 08:24 1944

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Трения между США и КНР вокруг Гонконга нервируют рынки и прессуют цены на нефть.

23 Май 2020 11:49 3010

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Рынки в пятницу закрылись разнонаправленно. Американские и европейские ведущие индексы завершили торги преимущественно ростом, правда, стоит отметить, что прирост был очень незначительным. Напротив, азиатские рынки, включая Китай, Индию, Южную Корею, Индонезию, Японию и Австралию, показали снижение. Причем наибольшее падение произошло с индексом гонконгской биржи Hang Seng, который обвалился сразу на 5,6%.

Поводом для такой динамики стал новый виток разногласий между КНР и США вокруг Гонконга. Вашингтон осуждает китайский законопроект по безопасности автономной территории. Советник Белого дома, Хассет, отмечает что выпад Пекина в сторону Гонконга очень плохо скажется на экономике КНР.

Любое решение властей КНР по ограничению автономности Гонконга заставит США пересмотреть принцип «1 страна, 2 системы» и статус всей территории, заявил в этой связи госсекретарь США Майк Помпео. Лидер республиканского большинства в Сенате Макконел отметил, что дальнейшее вмешательство Пекина в дела Гонконга приведет к повышенному интересу к пересмотру отношений США-КНР. МИД КНР в ответ заявил, что будет отвечать, если США будут продолжать давить на Китай.

Однако, несмотря на трения, индекс страха – VIX – снизился в пятницу на 4,6% до 28,1 пункта. Нефть Brent и WTI падает на 2,4% и 1,5% до $35,2 и $33,4 за баррель соответственно на американо-китайских разногласиях. Природный газ подорожал почти на 2% до $1,74 за млн БТЕ, однако в целом продолжает оставаться на низком уровне. Сектор драгметаллов растет в среднем на 0,7%-2,3%, за исключением палладия, упавшего почти на 4%, до $1981 за унцию.

Говоря о рынке черного золота, стоит отметить решение Royal Dutch Shell Plc о старте программы добровольных увольнений с выплатой пособия. Компания сокращает внешний набор персонала, включая контракты с экспатами. Rystad Energy прогнозирует в 2020 году падение спроса на нефть на 10,8%.

Большие ценовые движения идут и на европейском рынке газа. Отгрузки американского СПГ, по данным ICIS, в мае упали на 50% от максимумов до коронакризиса. Цены на газ в Европе еще ниже, чем в США – фьючерс ближайшего месяца торгуется по $1,3 за млн БТЕ, тогда как спотовая цена – $1 за млн БТЕ. И не исключено, что ценовое дно не достигнуто.

В пятницу спотовые краткосрочные контракты на бельгийской бирже ZTP и нидерладнской TTF в отдельные моменты падали до $34 и $35 тыс за куб.м. соответственно. Напомним, цены на голубое топливо в Северной Европе в апреле снижались до $72 за тыс. куб.м.; в начале мая - $67 за тыс куб.м.; по итогам минувшей недели цена на газ потеряла еще $5 за тыс.куб.м. Другими словами, падение за месяц с учетом пятничных минимумов составило почти в два раза.

И без того жаркую конкуренцию на газовом рынке на фоне слабого спроса подогревает Qatar Petroleum, планирующая нарастить производство СПГ к 2025 году в 1,5 раза до 110 млн тонн; к 2027 году -  вдвое. Компания запускает новые месторождения, а также закупает 100 СПГ-танкеров. Вслед за Катаром в США запускаются новые СПГ-мощности. С 2020 году четыре проекта в отрасли получили экспортные разрешения.  Однако, как пишет Bloomberg, в июле покупатели могут отметить до 60% поставок американского СПГ из-за переполненных хранилищ.

Большая встряска идет на рынке недвижимости США. Просрочки по кредитам на коммерческую недвижимость в третьей декаде января выросли почти в четыре раза, до 8,5%, отмечают в Morgan Stanley. Более того, по итогам текущей недели ФРС США выкупил закладных на недвижимость на $80 млрд, или 77% всего недельного объема QE.

Nissan сократит 20 тысяч рабочих мест по всему миру, а в рамках реструктуризации бизнеса рассматривает ликвидацию бренда Datsun. Розничные продажи в Канаде в марте рухнули на 10% по сравнению с предыдущим месяцем. Тогда как Китай ввиду неопределенности отказался от таргетов по ВВП на текущий год. Тем временем Белый дом готовит план по новому пакету мер господдержки экономики.

Аргентина 22 мая не выплатила $500 млн процентов по своим гособлигациям, допустив таким образом девятый дефолт в своей истории. Власти страны объявили о начале переговоров с кредиторами о реструктуризации долга, который продлятся до 2 июня.

Число заражений коронавирусом в мире по состоянию на утро 23 мая по данным университета Джона Хопкинса превысило 5,3 млн; летальных исходов – свыше 340 тыс. Главный санитарный врач США Фаучи уверен, что США смогут создать вакцину к конку 2020 года. В свою очередь Трамп заявил, что власти США не будут вводить ограничения в случае второй волны пандемии коронавируса.  

Султан Биманов