"КазТрансОйл" просит поднять тарифы на перекачку нефти на внутренний рынок на 2020-2024 годы

17307

Тарифная доля транспортировки нефти в стоимости бензина не превышает 3%.

"КазТрансОйл" просит поднять тарифы на перекачку нефти на внутренний рынок на 2020-2024 годы Фото: Серикжан Ковланбаев

"КазТрансОйл" просит поднять регулируемые внутренние тарифы на 2020-2024 годы на треть. Об этом стало известно в ходе слушаний заявки трубопроводного оператора в Комитете по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Минэкономики.

В проекте тарифов, обозначенном в раздатке, указывается, что на 2020 год предложена ставка 7486 тенге за транспортировку тонны нефти на 1000 километров, на 2021 год – 7564 тенге, 2022 год – 7700 тенге, 2023 – 7951 тенге, а на 2024 год – 7967 тенге. В 2015 году, когда рассматривался тарифный план на уходящую пятилетку, ставка на 2019 год закладывалась на уровне 4721 тенге, уточнил замгендиректора "КазТрансОйла" Жайык Махин, отвечая на вопрос одного депутатов Парламента.

"Разница объясняется в соответствии с недискриминационной методикой (недискриминационная методика расчета тарифов и инструкцией по расчету ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов, утвержденных КРЕМ. – Ред.). Проект тарифов рассчитан, исходя из текущих затрат, которые мы закладываем, объемов услуг, стоимости задействованных активов, а также инвестпрограммы. Это та реальная картина, которая есть", – пояснил топ-менеджер.

Предлагаемое существенное повышение тарифов на следующий период сложилось из-за низкой базы, тарифы на 2015-2019 годы закладывались, к примеру, с учетом административных затрат уровня 2014 года, добавил он. При этом расходы на транспортировку нефти вырастут в 2020 году только на 10,7%, до 117,4 млрд тенге, в сравнении со 106,1 млрд тенге годом ранее, указывается в презентации "КазТрансОйла".

"Необходимо учесть, что 7486 тенге – это проект тарифа "КазТрансОйла", комитетом будет проведен анализ тарифной сметы и обоснованности затрат, включаемых в данную смету, и в случае отсутствия подтверждения тарифная смета "КазТрансОйла" будет скорректирована комитетом и, соответственно, тариф тоже будет изменен, сверхзатраты, затраты, не относящиеся к регулируемой услуге, приводящие к увеличению тарифа, комитетом не будут учтены. Комитетом будет утвержден тот уровень тарифа, который обоснован и необходим для оказания "КазТрансОйлом" регулируемых услуг", – отметил в ходе дискуссии заместитель председателя КРЕМ Ерболат Ибрайханов.

Тарифная нагрузка на внутренний грузооборот

"КазТрансОйл" транспортирует примерно 40% всей добываемой нефти в Казахстане и осуществляет 99% поставок сырья на НПЗ страны. По данным раздатки компании, с момента утверждения тарифных ставок по стране в 2015 году у "КазТрансОйла" наблюдалась тенденция снижения общих объемов транспортировки. В 2014 году, который послужил отправной базой для расчета домашних тарифов на 2015-2019 годы, объем транспортировки казахстанской нефти составил 43 млн тонн, в том числе на внутренний рынок – 15,1 млн тонн нефти. Хотя в 2015-2017 годы внутренние объемы складывались на уровне 14,4-14,8 млн тонн, в 2018 году они выросли до 16,1 млн с окончанием модернизации казахстанских НПЗ. 

Но при этом увеличивался грузооборот на внутренний рынок. В 2014 году его доля занимала лишь 33% всех поставок казахстанской нефти. В проекте тарифа на 2020-2024 гг. грузооборот на внутренний рынок был принят по фактическим объемам 2018 года – 42,2%. Соответственно, на данный момент в тарифную смету по перекачке нефти на внутренний рынок включены расходы и активы, задействованные пропорционально этой процентной доле. Рост операционных затрат по 2020-2024 годам в тарифной смете не превышает установленную индексацию уровня потребительских цен. При этом такие статьи расходов, как фонд оплаты труда и ГСМ, идут в ногу с официальной инфляцией, уточняют в компании.

"Вся наша работа по транспортировке нефти по нефтепроводам направлена на обеспечение именно энергетической безопасности страны. После завершения проекта реверса соответствующие объемы будут направлены на наши нефтеперерабатывающие заводы. Грубо говоря, у нас с направления одного вся нефть будет перераспределена по другим направлениям через наши совместные контролируемые организации – через "Мунайтас" (оператор нефтепровода Кенкияк – Атырау. – Ред.) и Казахстанско-китайский трубопровод (оператор нефтепроводов Кенкияк – Кумколь и Атас – Алашанькоу)", – пояснил Махин, отвечая на вопрос inbusiness.kz о том как ввод реверсных мощностей Кенкияк – Атырау и истощение отдельных месторождений повлияют на внутренние потоки компании, учитывая, что инвестпрограмма в том числе будет направлена на реконструкцию мощностей, также ориентированных на экспорт.

Массированные показатели

В "КазТрансОйле", несмотря на продолжающуюся цифровизацию, занято 6878 человек, а штатная численность центрального аппарата составляет 432 человека. С 1 января 2015 года по 1 октября 2019-го в компании сократили 1116 сотрудников, уточнили в пресс-службе компании. На 2020-2024 годы в тарифной смете на зарплату производственников заложено 33 млрд тенге, а на адмперсонал примерно 4,6 млрд тенге, средняя зарплата административного персонала, заложенная в проект тарифа, достигает 418 тыс. тенге, уточнил Махин.

Оператор нефтепроводов обслуживает 76 компаний нефтегазового сектора. Большую долю в доходах "КазТрансОйла" в 2018 году занимали выплаты таких компаний, как "Мангистаумунайгаз" – 26,7%, "Озенмунайгаз" – 15,6%, "СНПС-Актобемунайгаз" – 7,2%, "Казгермунай" – 5,8%, "Роснефть" – 5,6%, "Эмбамунайгаз" – 5,5%, "Каражанбасмунай" – 5%. Доля стоимости транспортировки нефти в конечной цене реализации ГСМ, производимых в Казахстане, составляет примерно 3%, говорится в материалах слушаний. Технологический расход или потери нефти компании не превышают 0,2%, уточнил Махин, отвечая на вопрос inbusiness.kz.

Инвестиции выше прибыли

Всего на следующую пятилетку нефтепроводный оператор заложил 205,7 млрд тенге на инвестиционную программу. Они почти равномерны разбиты на годовые периоды по 40-43 млрд тенге. Охваченный регулированием тарифный компонент, направленный на внутренний рынок, составляет 86,8 млрд тенге, уточняется в его презентации. Из заложенных в инвестпрограмму средств большая часть пойдет в течение всех пяти лет на замену участков нефтепроводов – 147 млрд тенге, строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт производственных объектов – почти 32 млрд тенге, внутритрубную диагностику магистральных нефтепроводов – 8,4 млрд, приобретение транспорта и спецтехники – 14,3 млрд тенге, закуп производственного оборудования – 4,1 млрд тенге

"У нас любой закуп формируется на основании рыночных цен, тех предложений, которые мы получаем. У нас практически техника завозится из-за пределов Казахстана – там же включается НДС и также зависит от места доставки. Все расходы самого именно поставщика, они уже включены в цену", – сказал Жайык Махин, комментируя в ходе слушаний вопрос inbusiness.kz о том, почему заложенная цена в бюджетной разбивке тарифной заявки "КазТрансОйла" в базе данных "Монополист" на автогрейдер ДЗ-98В составляет 55 млн тенге, притом что в открытом доступе в Интернете она заявлена поставщиками на уровне 5,8 млн рублей, или 35 млн тенге. Позже в кулуарах представители компании объяснили, что цена на автотехнику формируется в зависимости от комплектации согласно потребностям в филиалах.

Ежегодно "КазТрансОйл" распределяет на дивиденды более 100% чистой прибыли акционерам. В прошлом году она составила 38,5 млрд тенге, а в 2017 году – 50,1 млрд тенге, напомнил Махин.

 "Прибыль (в рамках тарифной сметы. – Ред.) у нас будет направлена… на инвестиции и обеспечение выполнения всех затрат. Здесь (в тарифной заявке. – Ред.) не все затраты в соответствии с особым порядком включены, потому что в обществе (АО "КазТрансОйл". – Ред.) на самом деле затраты больше, просто часть из них сейчас покрывается за счет экспорта и транзита. Все, что зарабатывается, оно идет на покрытие всех наших затрат. Остальное все в пользу наших акционеров", – дал расклад Махин, реагируя на вопросы одного из депутатов.  

"Вы только что озвучили что расходы больше, но якобы вы не все закладываете в тариф, а субсидируете за счет транзита и экспорта. Извините, если можно, подправлю Вас? Давайте разъясним, что обсуждаемый сегодня нами тариф относится к регулируемой услуге, то есть услуге транспортировки нефти по внутреннему рынку для внутренних потребителей страны, а экспорт и транзит в соответствии с законодательством не регулируется, и, соответственно, никакие затраты по ним не включаются в тариф, утверждаемый нами. Да, при утверждении данного тарифа мы учитываем все затраты по всем услугам "КазТрансОйла", в том числе по регулируемой и нерегулируемой услуге, и после мы определяем долю внутреннего рынка из всех затрат и включаем в тарифную смету данного обсуждаемого тарифа, то есть в тарифе учитываются затраты только по регулируемому рынку, а затраты по экспорту и транзиту не включаются и не могут субсидировать или как-то влиять на наш утверждаемый тариф. Никакого субсидирования расходов внутреннего рынка не происходит", – поправил топ-менеджера руководитель Управления регулирования в сфере транспортировки нефти и газа КРЕМ Арман Малик.

По закону у комитета есть три месяца для утверждения или отказа в повышении регулируемых внутренних тарифов "КазТрансОйла".

"Общество сформировало заявку на утверждение тарифа в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным органом. В соответствии с данной методикой, факторами, влияющими на уровень тарифа, являются объем услуг, затраты, стоимость задействованных активов и другие. Вместе с тем решение о конкретном уровне тарифа будет принято уполномоченным органом в установленном законодательством порядке", – ожидают в самой компании.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться