/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 426,81 Brent 36,55
"КМГ" поставит дополнительные объемы Аи-92 на рынок

"КМГ" поставит дополнительные объемы Аи-92 на рынок

Сеть АЗС «КазМунайГаза» будет продавать бензин без ограничений с 15 октября.

21:01 14 Октябрь 2017 7635

"КМГ" поставит дополнительные объемы Аи-92 на рынок

Автор:

Жанболат Мамышев

Последний бензиновый кризис случился накануне завершения модернизации казахстанских НПЗ. Напомним, что на заседании правительства 10 октября премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев распорядился уволить вице-министра энергетики Асета Магауова и освободить от занимаемой должности заместителя главы правления национальной компании «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева.

Попутно глава правительства инициировал процедуру объявления выговора их непосредственным начальникам – министру энергетики Канату Бозумбаеву (выговоры министрам выносит президент РК Нурсултан Назарбаев) и председателю правления АО «НК «КМГ» Сауату Мынбаеву (выговоры находятся в компетенции председателя правления АО «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева).

В ходе заседания Кабмина Канат Бозумбаев отметил, что в мае руководство Павлодарского нефтехимического завода попросило перенести сроки очередного ремонта с июня на сентябрь. ПНХЗ подвели поставщики, сорвавшие сроки поставки оборудования для его модернизации: запуск этого оборудования руководство завода планировало сделать одновременно с выходом из планового ремонта, чтобы не останавливать завод повторно.

«Перенос сроков планово-предупредительных работ на Павлодарском заводе – это основная причина, почему выработка казахстанского бензина по стабильной казахстанской цене несколько снизилась и эту долю занял более дорогой российский бензин», – отметил он.

Дело в том, что в настоящее время ежегодный ремонт вызван именно технологическими особенностями казахстанских НПЗ. Проводить ремонтные работы в зимний или летний период, когда температуры достигают пиковых значений, нельзя, потому что нарушение технологических циклов может привести вообще к аварийным остановкам заводов. Их модернизация, помимо выпуска топлива более высокого экологического класса, позволит перейти на трехлетний межремонтный период.

«Проведение ремонта ПНХЗ и его модернизация в ранее намеченные сроки позволили бы сгладить сентябрьскую динамику снижения запасов бензина, кроме того, эффект модернизации обеспечил бы дополнительную выработку 92-го бензина по 35 тысяч тонн в месяц, или 100 тысяч тонн за июль-сентябрь», – добавил он.

Совокупные запасы по Аи-92 по состоянию на 1 июня составляли 292 тысячи тонн, что было равно примерно месячному объему потребления в стране. Но к концу лета запасы Аи-92 снизились до 140 тысяч тонн, что покрывало внутреннюю потребность уже всего на полмесяца.

Традиционно Казахстан импортировал из РФ порядка трети от требуемой республике потребности в светлых нефтепродуктах. Но в этот раз компании – участники рынка не торопились импортировать российский бензин. Дело в том, что оптовые цены на Аи-92 в РФ значительно выросли.

«Летом произошло снижение импорта 92-го бензина из РФ из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 до 573 долларов с одновременным изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период с 314 до 340 тенге», – сказал Канат Бозумбаев. Такая конъюнктура привела к снижению объемов импорта: за первые пять месяцев этого года ежемесячно импортировалось 90 тысяч тонн, но летом импорт составил уже всего 35-50 тысяч тонн в месяц. При этом в тенговом эквиваленте цена на границе выросла со 160 до 196 тысяч тенге за тонну импортируемого бензина.

При этом владельцы АЗС не повышали аналогичным образом цены на топливо, опасаясь повторения обвинений в сговоре со стороны комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики РК.

«Текущая цена импортного бензина Аи-92, АИ-93 складывается на внутреннем рынке на уровне 150-155 тенге в зависимости от региона. Учитывая опыт возбуждения прежде административных дел в отношении сетей АЗС за рост розничных цен, интерпретируемый как согласованные действия или ценовой сговор, субъекты рынка не столь активно наращивали объемы импортного продукта из-за риска очередного административного штрафа, и это привело к снижению предложения на внутреннем рынке», – продолжил министр.

При этом антимонопольщики требовали реализации ранее приобретенных остатков по старой цене. В результате участники рынка были демотивированы к импорту дорогого российского бензина.

На 9 октября на нефтебазах и на пути к ним находилось 138 тысяч тонн бензина. Чтобы нормализовать ситуацию, НПЗ было рекомендовано производить приоритетную отгрузку в адрес АЗС с низким уровнем запасов.

«Таким образом, при ожидаемом потреблении 92-го по республике в октябре на уровне 280-288 тысяч тонн и производстве 160 тысяч тонн внутри объем импорта будет где-то от 100 до 120 тысяч тонн, примерно 40%. Производство 92-го в ноябре и декабре составит соответственно 236 и 266 тысяч тонн, с понижением доли импорта до 20%», – сказал Канат Бозумбаев.

При этом Минэнерго удалось убедить антимонопольщиков учитывать при последующих проверках возможность импорта более дорогого российского бензина.

«Это дает возможность участникам рынка активизировать работу по импорту ГСМ в октябре без риска возбуждения административных дел за согласованные действия», – сказал Канат Бозумбаев.

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода и Атырауского НПЗ завершается в ноябре. Это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан в светлых нефтепродуктах будет обеспечен на 100 процентов.

Вместе с тем остается вопрос о сообщающихся сосудах. При значительной разнице в розничных ценах на бензин между Казахстаном и Россией последний периодически вымывается в одну из стран. Поэтому председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев также считает, что комитет по регулированию естественных монополий должен учитывать не только цены на казахстанских НПЗ, но и стоимость импортируемого топлива.

«Касательно импорта: у нас были вполне согласованные планы импорта, но в сентябре нас комитет антимонопольный оштрафовал на 500 миллионов тенге», – сказал он. При этом основанием для этого было то, что "КМГ", занимая 15% рынка, якобы находится в сговоре с крупными участниками при установлении цены. Из 4,5 тысячи казахстанских АЗС чуть более 340 работает под брендом "КМГ".

«При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из Российской Федерации. К слову, в России бензин в пересчете стоит 220 тенге. У нас 150 тенге – будет кто-нибудь завозить этот бензин? Мы, понятно, остановились. Не только мы, но и все крупные сети остановились. Вот и дефицит», – сказал Сауат Мынбаев.

Достигнутое в начале октября соглашение с антимонопольщиками о том, что теперь при рассмотрении обоснованности стоимости Аи-92 будет учитываться и российская составляющая, реанимировало ввоз импортного бензина.

«Чтобы быть конкретным, в Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам, и по карточкам, и 20 литров на одного потребителя. Импорт подходит, 15 октября по Астане на своих заправках ограничение снимем», – сказал Сауат Мынбаев.

Кстати, ранее в топливные кризисы "КМГ" был вынужден ввозить более дорогой российский Аи-92 и продавать в убыток себе через казахстанскую сеть АЗС.

Стоит отметить, что розничная цена на Аи-92 выше не только в России, но и в Узбекистане – 305 тенге/литр, в Кыргызстане – 204 тенге/литр.

В этой ситуации дочерняя компания KMG International – KMG Trading, являющаяся эксклюзивным оператором экспорта сырой нефти из ресурсов "КМГ" на зарубежные рынки и выполняющая торговые операции на международном рынке, также впервые поставит ГСМ на казахстанский рынок.

Принимая во внимание, что KMG Trading ранее никогда не поставляла нефтепродукты в Казахстан, несмотря на сжатые сроки, были приняты всевозможные меры для организации поставок топлива в кратчайшие сроки. На сегодняшний день KMG Trading заключил контракты на поставку бензина марки Аи-92 объемом более 35 тысяч тонн. Стоить отметить, что зарубежная дочерняя компания выполняет поставки на безмаржинальных условиях, исключительно для стабилизации дефицита топлива на рынке Казахстана. Начало отгрузок ожидается на следующей неделе, с поставкой в различные регионы Казахстана.

Помимо этого, KMG Trading ведет переговоры с своими партнерами о возможности поставок дополнительных объемов бензина и дизеля в Казахстан для дальнейшей стабилизации ситуации.

Жанболат Мамышев

Арифметика для АЗС

Эксперт ответил «диванным экономистам», как и из чего складывается цена на казахстанский бензин.

09 Апрель 2020 10:32 6475

Арифметика для АЗС

Фото: ortcom.kz

В последние дни в казахстанском интернет-пространстве появилось много так называемых диванных вирусологов и диванных экономистов, которые дают свои сомнительные прогнозы на самые разные темы: от коронавируса до цен на бензин.

Кстати, стоимость ГСМ в нашей нефтедобывающей стране всегда и ранее была в центре внимания казахстанцев, и вопрос о том, почему у нас бензин такой дорогой, особенно на фоне низких цен на нефть, актуален до сих пор.

Корреспондент inbusness.kz обратилась к генеральному директору ассоциации KAZENERGY Болату Акчулакову, который дал пояснения на волнующие сегодня всех вопросы.

Болат Уралович, с начала апреля крупные розничные продавцы ГСМ в Казахстане снизили цены на бензин на пять-семь тенге за литр. Сегодня цены в сети крупных АЗС республики на уровне 150-152 тенге за литр, то есть снижение составило немногим более 4% за литр топлива. Почему при падении нефтяных котировок на 55%, стоимость бензина снизилась только на 4%?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять принцип ценообразования на ГСМ. Необходимо понимать, что бензин как товар ничем не отличается от любого другого. То есть он имеет свою себестоимость и цену реализации. Давайте обратимся к языку цифр, потому что он самый точный, и рассмотрим, из чего и как складывается цена за один литр бензина Аи-92, на примере Атырауского НПЗ (АНПЗ).

Все знают, что фактическая розничная цена бензина на внутреннем рынке складывается от непосредственно стоимости нефти, оптовой цены, сформированной на нефтеперерабатывающем заводе, и цены розничного реализатора. Поэтому для начала рассмотрим все слагаемые оптовой цены.

Итак, стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, обходится давальцам около 55 000 тенге за тонну, или 17 долларов за баррель (по данным агентства Argus). Далее стоимость услуг по переработке нефти завода составляет чуть более 41 тысячи тенге за тонну. Полученный в процессе переработки бензин облагается акцизами непосредственно на заводе, и это еще чуть более 24 тысяч тенге за тонну (по дизельному топливу – 540 тг/т).

Затем готовые нефтепродукты отгружаются с завода путем подачи железнодорожных цистерн – это еще около трех тысяч тенге за тонну (включая в том числе и их уборку).

Кроме этого, давалец нефти на АНПЗ самостоятельно осуществляет поставку октаноповышающих присадок, несет расходы по лабораторным исследованиям нефти, обслуживание банковских займов, что составляет около 3000 тенге за тонну.

Таким образом, учитывая стоимость нефти и ее переработки, себестоимость одной тонны бензина составляет порядка 127 тысяч тенге за тонну, или 95 тенге за литр, без учета НДС (с учетом плотности при переводе тонны в литры).

– С расходами по переработке на НПЗ мы определились, а дальше готовый продукт – бензин идет на АЗС… то есть подошли к тому, как будет дальше формироваться розничная цена…

– Стоимость бензина на АЗС формируется исходя из ее оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до заправки. Сюда входят:

  • оптовая цена на НПЗ (для удобства в восприятии цифр мы не учитываем здесь НДС, который мы добавим в самом конце расчета): 95 тенге за литр + 4 тенге за литр (маржа давальца нефти) = 99 тенге за литр;
  • доставка от НПЗ до региона сбыта (Костанай, Уральск) – 11,5 тенге за литр;
  • расходы по хранению на нефтебазах – до 4 тенге за литр;
  • постоянные расходы розничного реализатора (содержание АЗС, зарплата персонала, транспортировка между нефтебазой и АЗС, обслуживание банковских займов) – порядка 14-15 тенге за литр и выше;
  • маржа розничного реализатора (с которой уплачивается КПН) – 5 тенге за литр;
  • розничный акциз составляет 0,4 тенге за литр, а НДС – 16 тенге за литр.

Суммируя все вышеперечисленные цифры, мы получаем текущую розничную цену на АЗС – 150-152 тенге за литр, включающую в себя расходы всей цепочки от переработки до цены на стелле АЗС.

– В таком случае мы видим, что в конечной стоимости большая часть приходится на цену на нефть. Но мировые цены, как видим, резко упали. И речь идет уже о цене меньше $20 за баррель нефти. Как быть с этим уровнем цен на сырье?

– Во-первых, отмечу, что ценообразование на нефть на внутреннем рынке имеет свои особенности, что связано в первую очередь непосредственно с себестоимостью добычи самой нефти, ведь нефть – это тоже товар. Сырую нефть необходимо сначала добыть и подготовить до товарного качества, иначе нефтеперерабатывающий завод ее не примет, а также различные затраты, связанные с ее хранением и транспортировкой.

Во-вторых, ценообразование на нефть внутри Казахстана не имеет жесткой привязки к мировым ценам. К примеру, в течение 2017-2018 гг. цена нефти марки Brent на мировых рынках колебалась от 45 до 80 долларов за баррель, однако розничная цена бензина в стране была в коридоре 153-163 тенге за литр. Причем с конца 2017 года и почти на протяжении всего 2018 года мировая цена нефти сорта Brent росла, а цена на бензин внутри страны, наоборот, снижалась со 163 до 153 (некоторые сети АЗС продавали и по 148 тенге).

В-третьих, дальнейшее значительное сокращение цен на поставляемую нефть и в конечном счете на нефтепродукты от текущего уровня, на мой взгляд, возможно только при поддержке государства и общества. Важнейшими задачами нефтегазовой отрасли в это непростое время являются сохранение и поддержание уровня добычи, прирост запасов при достаточном финансировании геологоразведочных работ и поддержание работоспособности нефтепереработки.

При этом хочу заметить, что для загрузки отечественных НПЗ нефтедобывающие компании предоставляют значительные объемы добываемой нефти.

Так, к примеру, нефтяники Актюбинского и Кызылординского регионов поставляют до 90% добываемой нефти на отечественные НПЗ.

С актуальными данными по стоимости нефти на НПЗ республики можно ознакомиться в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters.

Нефть на НПЗ поставляют не сами нефтедобывающие компании, а так называемые давальцы – трейдеры. Какова их прибыль в этой цепочке от НПЗ до АЗС?

– Что касается маржи давальца нефти (трейдера), то, как видно из вышеуказанного, она является незначительной и неизменной – трейдер не получает дополнительные доходы от ценовых изменений.

В Вашей цепочке образования цены возникает вопрос: почему казахстанские НПЗ не извлекают прибыли из производимой продукции?

Как известно, НПЗ республики осуществляют переработку нефти по давальческой схеме переработки, то есть оказывают услуги по переработке нефти, что и является источником дохода НПЗ для закрытия привлеченных на модернизацию займов, содержание персонала, проведение обслуживания технологического оборудования, выплаты дивидендов акционеру. Для самостоятельного приобретения нефти с целью ее дальнейшей переработки и реализации готовой продукции НПЗ должны иметь собственные либо заемные средства, чего на данном этапе наши заводы не имеют.

Вместе с тем одним из крупнейших участников рынка переработки нефти выступает собственник всех трех наших НПЗ – это национальная компания «КазМунайГаз», которая и получает доходы от реализации продуктов переработки нефти.

– Сегодня мы ждем запланированной на четверг, 9 апреля, новой видеовстречи ОПЕК+, когда может решиться вопрос, от которого зависит, поднимется ли мировая цена на нефть или нет. А насколько цена в 20 долларов и ниже за баррель критична для Казахстана?

– Если говорить в целом о ситуации с мировыми ценами на нефть, то здесь нужно сказать, что на это повлияли два основных фактора. Первое – это резкое сокращение потребления нефти в мире в связи с пандемией, вызванной новым типом коронаривуса и, второе, отсутствием в настоящий момент единогласия между основными добывающими нефть странами об уровне суточной добычи. Надеюсь, что на предстоящей 9 апреля встрече в формате ОПЕК+ будет найден компромисс в данном вопросе и цены постепенно вернутся на оптимальный уровень.

Отмечу, что текущий уровень мировых цен 25-30 долларов за баррель не выгоден никому из добывающих стран. Например, добыча сланцевой нефти в США уже не рентабельна при цене ниже 40 долларов. Конечно, можно оптимизироваться и продолжать добычу и при таких низких ценах. Но критическим здесь является невозможность нефтедобытчиков аккумулировать необходимые средства для финансирования геологоразведочных работ, направленных на поиск новых месторождений, а также поддерживать текущий уровень добычи на разрабатываемых месторождениях.

Если такая ситуация будет сохраняться еще долго, тогда в последующие 10 лет мир может столкнуться с дефицитом самой нефти, так как, к сожалению, месторождения любых полезных ископаемых имеют свойство истощаться, а потому необходимо постоянно искать новые.

Кульпаш Конырова

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Обрушение мировых цен на нефть перевело все предприятия отрасли в стране, от добычи до розничной реализации, на грань рентабельности.

01 Апрель 2020 18:13 11411

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Фото: Максим Морозов

С апреля крупные сети АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизтопливо. Это стало возможным благодаря мерам господдержки со стороны правительства и бизнеса. Однако дальнейшее административное снижение цен на ГСМ в условиях балансировки всей нефтегазовой отрасли на грани рентабельности может губительно сказаться на всех ее цепочках начиная с добычи и заканчивая розницы.

Напомним, ранее кабмин утвердил пакет мер по поддержке бизнеса, включая и предприятия нефтегазовой отрасли. В частности, были освобождены от уплаты акцизов при экспорте производители нефтепродуктов; введен запрет на ж/д поставки бензина и дизтоплива в страну из соседней России, а также планируемое обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты.

Еще до введения мер господдержки сравнительный анализ по странам мира показывает эластичность цен на нефтепродукты в Казахстане, которые продемонстрировали снижение на 15%; оптовые цены на бензин и дизтопливо также снизились на 10%. Говорить о том, что отечественный рынок стоит в стороне от происходящих по миру снижений цен на топливо, неуместно.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен, и Казахстан не исключение. Более того, в данных расчетах еще не учтено текущее снижение цен на ГСМ.   

В результате в условиях существенного падения котировок на нефть (более чем в два раза) и нефтепродукты на мировых товарных рынках добыча нефти и производство нефтепродуктов в стране превратились из низкорентабельной в отрасль, балансирующую на грани безубыточности.

Из вышеприведенной таблицы видно, что розничные цены на нефтепродукты в Казахстане были и продолжают оставаться одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.

Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не «догнал» январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен.

В I квартале текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза. Более того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. А это дополнительный удар по экономике всей отрасли.

Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК.

Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков – необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах Центрально-Азиатского региона. К примеру, правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.   

Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна нулю.

Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.

Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.

В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже нуля.

С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.

Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на одну тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на один литр топлива, реализуемого АЗС.

На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов. 

Ассоциация KAZENERGY