"КМГ" поставит дополнительные объемы Аи-92 на рынок

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
8767

Сеть АЗС "КазМунайГаза" будет продавать бензин без ограничений с 15 октября.

"КМГ" поставит дополнительные объемы Аи-92 на рынок

Последний бензиновый кризис случился накануне завершения модернизации казахстанских НПЗ. Напомним, что на заседании правительства 10 октября премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев распорядился уволить вице-министра энергетики Асета Магауова и освободить от занимаемой должности заместителя главы правления национальной компании "КазМунайГаз" Данияра Берлибаева.

Попутно глава правительства инициировал процедуру объявления выговора их непосредственным начальникам – министру энергетики Канату Бозумбаеву (выговоры министрам выносит президент РК Нурсултан Назарбаев) и председателю правления АО "НК "КМГ" Сауату Мынбаеву (выговоры находятся в компетенции председателя правления АО "Самрук-Казына" Умирзака Шукеева).

В ходе заседания Кабмина Канат Бозумбаев отметил, что в мае руководство Павлодарского нефтехимического завода попросило перенести сроки очередного ремонта с июня на сентябрь. ПНХЗ подвели поставщики, сорвавшие сроки поставки оборудования для его модернизации: запуск этого оборудования руководство завода планировало сделать одновременно с выходом из планового ремонта, чтобы не останавливать завод повторно.

"Перенос сроков планово-предупредительных работ на Павлодарском заводе – это основная причина, почему выработка казахстанского бензина по стабильной казахстанской цене несколько снизилась и эту долю занял более дорогой российский бензин", – отметил он.

Дело в том, что в настоящее время ежегодный ремонт вызван именно технологическими особенностями казахстанских НПЗ. Проводить ремонтные работы в зимний или летний период, когда температуры достигают пиковых значений, нельзя, потому что нарушение технологических циклов может привести вообще к аварийным остановкам заводов. Их модернизация, помимо выпуска топлива более высокого экологического класса, позволит перейти на трехлетний межремонтный период.

"Проведение ремонта ПНХЗ и его модернизация в ранее намеченные сроки позволили бы сгладить сентябрьскую динамику снижения запасов бензина, кроме того, эффект модернизации обеспечил бы дополнительную выработку 92-го бензина по 35 тысяч тонн в месяц, или 100 тысяч тонн за июль-сентябрь", – добавил он.

Совокупные запасы по Аи-92 по состоянию на 1 июня составляли 292 тысячи тонн, что было равно примерно месячному объему потребления в стране. Но к концу лета запасы Аи-92 снизились до 140 тысяч тонн, что покрывало внутреннюю потребность уже всего на полмесяца.

Традиционно Казахстан импортировал из РФ порядка трети от требуемой республике потребности в светлых нефтепродуктах. Но в этот раз компании – участники рынка не торопились импортировать российский бензин. Дело в том, что оптовые цены на Аи-92 в РФ значительно выросли.

"Летом произошло снижение импорта 92-го бензина из РФ из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 до 573 долларов с одновременным изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период с 314 до 340 тенге", – сказал Канат Бозумбаев. Такая конъюнктура привела к снижению объемов импорта: за первые пять месяцев этого года ежемесячно импортировалось 90 тысяч тонн, но летом импорт составил уже всего 35-50 тысяч тонн в месяц. При этом в тенговом эквиваленте цена на границе выросла со 160 до 196 тысяч тенге за тонну импортируемого бензина.

При этом владельцы АЗС не повышали аналогичным образом цены на топливо, опасаясь повторения обвинений в сговоре со стороны комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей министерства национальной экономики РК.

"Текущая цена импортного бензина Аи-92, АИ-93 складывается на внутреннем рынке на уровне 150-155 тенге в зависимости от региона. Учитывая опыт возбуждения прежде административных дел в отношении сетей АЗС за рост розничных цен, интерпретируемый как согласованные действия или ценовой сговор, субъекты рынка не столь активно наращивали объемы импортного продукта из-за риска очередного административного штрафа, и это привело к снижению предложения на внутреннем рынке", – продолжил министр.

При этом антимонопольщики требовали реализации ранее приобретенных остатков по старой цене. В результате участники рынка были демотивированы к импорту дорогого российского бензина.

На 9 октября на нефтебазах и на пути к ним находилось 138 тысяч тонн бензина. Чтобы нормализовать ситуацию, НПЗ было рекомендовано производить приоритетную отгрузку в адрес АЗС с низким уровнем запасов.

"Таким образом, при ожидаемом потреблении 92-го по республике в октябре на уровне 280-288 тысяч тонн и производстве 160 тысяч тонн внутри объем импорта будет где-то от 100 до 120 тысяч тонн, примерно 40%. Производство 92-го в ноябре и декабре составит соответственно 236 и 266 тысяч тонн, с понижением доли импорта до 20%", – сказал Канат Бозумбаев.

При этом Минэнерго удалось убедить антимонопольщиков учитывать при последующих проверках возможность импорта более дорогого российского бензина.

"Это дает возможность участникам рынка активизировать работу по импорту ГСМ в октябре без риска возбуждения административных дел за согласованные действия", – сказал Канат Бозумбаев.

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода и Атырауского НПЗ завершается в ноябре. Это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан в светлых нефтепродуктах будет обеспечен на 100 процентов.

Вместе с тем остается вопрос о сообщающихся сосудах. При значительной разнице в розничных ценах на бензин между Казахстаном и Россией последний периодически вымывается в одну из стран. Поэтому председатель правления АО "НК "КазМунайГаз" Сауат Мынбаев также считает, что комитет по регулированию естественных монополий должен учитывать не только цены на казахстанских НПЗ, но и стоимость импортируемого топлива.

"Касательно импорта: у нас были вполне согласованные планы импорта, но в сентябре нас комитет антимонопольный оштрафовал на 500 миллионов тенге", – сказал он. При этом основанием для этого было то, что "КМГ", занимая 15% рынка, якобы находится в сговоре с крупными участниками при установлении цены. Из 4,5 тысячи казахстанских АЗС чуть более 340 работает под брендом "КМГ".

"При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из Российской Федерации. К слову, в России бензин в пересчете стоит 220 тенге. У нас 150 тенге – будет кто-нибудь завозить этот бензин? Мы, понятно, остановились. Не только мы, но и все крупные сети остановились. Вот и дефицит", – сказал Сауат Мынбаев.

Достигнутое в начале октября соглашение с антимонопольщиками о том, что теперь при рассмотрении обоснованности стоимости Аи-92 будет учитываться и российская составляющая, реанимировало ввоз импортного бензина.

"Чтобы быть конкретным, в Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам, и по карточкам, и 20 литров на одного потребителя. Импорт подходит, 15 октября по Астане на своих заправках ограничение снимем", – сказал Сауат Мынбаев.

Кстати, ранее в топливные кризисы "КМГ" был вынужден ввозить более дорогой российский Аи-92 и продавать в убыток себе через казахстанскую сеть АЗС.

Стоит отметить, что розничная цена на Аи-92 выше не только в России, но и в Узбекистане – 305 тенге/литр, в Кыргызстане – 204 тенге/литр.

В этой ситуации дочерняя компания KMG International – KMG Trading, являющаяся эксклюзивным оператором экспорта сырой нефти из ресурсов "КМГ" на зарубежные рынки и выполняющая торговые операции на международном рынке, также впервые поставит ГСМ на казахстанский рынок.

Принимая во внимание, что KMG Trading ранее никогда не поставляла нефтепродукты в Казахстан, несмотря на сжатые сроки, были приняты всевозможные меры для организации поставок топлива в кратчайшие сроки. На сегодняшний день KMG Trading заключил контракты на поставку бензина марки Аи-92 объемом более 35 тысяч тонн. Стоить отметить, что зарубежная дочерняя компания выполняет поставки на безмаржинальных условиях, исключительно для стабилизации дефицита топлива на рынке Казахстана. Начало отгрузок ожидается на следующей неделе, с поставкой в различные регионы Казахстана.

Помимо этого, KMG Trading ведет переговоры с своими партнерами о возможности поставок дополнительных объемов бензина и дизеля в Казахстан для дальнейшей стабилизации ситуации.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться