Даешь "трехъязычие" в массы
Около 2 тыс. школ, или 41% от всех общеобразовательных учреждений Казахстана, в период с 2018 по 2019 год должны перейти на преподавание одного или четырех предметов на английском языке. Среди них: химия, физика, биология и информатика. Однако должный уровень владения им для преподавания имеют лишь проценты.
В 2017 году, по данным вице-министра образования Асхата Аймагамбетова, в Министерство образования и науки поступила тысяча заявок от школ. Однако возможность получили только 510 из них, только те, у кого есть соответствующая база. К слову, в 2019/20 году на трехъязычие будут переходить уже все полнокомплектные школы районных центров.
"Перед нашим министерством не стоит задача любым способом, как бы там ни было, обучить учителей. В этом вопросе нет определенных индикаторов и показателей, за которыми была бы гонка. Нам важно качественно переходить к обучению на английском языке", – высказал он позицию ведомства в ходе заседания по образованию в партии "Нур Отан".
Всего, по его словам, сегодня в стране работает 17209 педагогов английского языка с разным уровнем знаний. В 2016 году министерством образования были организованы языковые курсы повышения квалификации для учителей, преподающий в предметы физика, химия информатика и биология. За 2 года слушателями данных курсов стали 12 337 учителей. Из них: 8 385 учителей овладели уровнем английского языка А2; 3952 учителя - уровнями B1, B2, C1, C2, и имеют право преподавания предмета на английском языке. В 2018 году 8 871 учитель с уровнем A2 обучаются согласно графику на курсах до уровня B2.
"Мы должны признать, что у нас сегодня есть проблемы даже среди тех, кто имеет диплом о высшем образовании. Их уровень недостаточно высок для того, чтобы обучать детей. Поэтому мы сегодня говорим о том, что параллельно нужно повышать квалификацию учителей английского языка. И мы эту работу уже проводим. Тем учителям, которые покажут хорошие результаты и получат уровень В2, мы дадим доступ к дистанционной форме обучения на специальных курсах, где они могут повысить свою квалификацию и получить соответствующие сертификаты", – поделился он планами министерства.
По словам чиновника, основным моментом в политике перехода на трехъязычное образование значится: создание языковой среды в школах через методическую кружковую воспитательную работу. Каждого учителя, обучившегося английскому языку, включают в процесс преподавания в один из созданных кружков сразу же после прохождения курсов. Как заметил Асхат Аймагамбетов: если не практиковать иностранный язык, можно быстро его потерять.
В помощь учителям в ведомстве обещают подготовить специальную методическую базу и обеспечить всех учителей учебными пособиями. На сегодняшний день в соответствии с дорожной картой издательствами, среди которых есть "Астана кiтап", Express Publishing, Oxford University Press, уже подготовлены и разработаны учебники, включенные в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования. По данным ведомства, все 510 школ в регионах уже закупили и используют на практике.
Однако, делая ставку на общеобразовательные школы, в министерстве не забыли и про высшие учебные заведения, где более пяти тысяч студентов обучаются по гранту на английском языке, причем большинство из них получают педагогические специальности. Это будущие учителя физики, химии, информатики и биологии.
"В целом работа проводится. Есть, конечно, определенные вопросы, упущения. Но главное, что Министерство образования видит и понимает эти тонкие моменты, учитывает их в своей работе. Сегодня в целом реализация политики внедрения трехъязычия, мы считаем, реализуется, и есть достаточно неплохие результаты", – подытожил он.
Теоретики не доходят до практики
Внимательно выслушав вице-министра, депутат мажилиса Наталья Жумадильдаева задалась вопросом, почему из всех обученных английскому языку преподавать идут лишь единицы. Она предположила, что причиной тому могут быть некие перекосы в выборе учителей для прохождения курсов повышения квалификации.
"Безусловно, работа по трехъязычию ведется хорошая, много охвата, мы слышим цифры, огромное количество учителей, которые задействованы у нас на курсах повышения квалификации, но в сухом остатке преподают всего два процента обученных учителей", – констатировала мажилисвумен.
К слову, из бюджета на обучение учителей уровню B1 было выделено 5,6 млрд тенге, из которых 96% уже освоено, то есть обучено 11587 учителей. Однако полноценно ведут занятия на английском языке всего 725 педагогов, те самые 2%.
"Может быть, мы взяли слишком большой темп, чтобы охватить большее количество учителей. Мои слова подтверждаются тем, что, когда мы были в регионах и встречались с учителями, прошедшими курсы по переквалификации именно в преподавании английского языка, преподаватели, которые уже получили сертификаты В1, В2, говорили, что им нужно время, но они могут поздороваться и сказать некоторые термины. Это страшно", – привела она пример.
И тут же предложила Министерству образования провести анализ: сколько из учителей, получивших сертификаты В1, В2, С1, С2, действительно преподают на этом языке. До этого, отметила депутат, эффективность курсов повышения квалификации и прозрачность отбора учителей остаются под большим сомнением.
"Может, вообще нужно внести изменения в дорожную карту, потому что здесь, извините меня за выражение, получается профанация. Сегодня цифры опережают факты", – поделилась она своим мнением.
"Нур Отан" в помощь
Пока Министерство образования занято обучением учителей английскому языку, партия "Нур Отан" решила взять в свои "надежные" руки обучение иностранному языку сельских детей. Причем не с помощью курсов, а при участии носителей языка.
Новый проект English for zhastar, по словам директора департамента политической работы центрального аппарата партии Даната Жумина, заработает уже с этого года и позволит привлекать к обучению английского не только волонтеров из числа казахстанских студентов, но и носителей английского языка из Великобритании, США, Австралии, Канады.
В ближайшие два года, уточнил он, планируется привлечь 500 волонтеров: в 2018 году – 150, в 2019-м – 350. Только в этом году в Казахстан приедут 50 волонтеров – иностранцев, которые будут находиться в аулах от одного месяца до трех. В этом году, по данным Даната Жумина, экспериментально в 14 областей Казахстана будет отправлено по 10 волонтеров.
"Есть люди, которые выразили желание участвовать, мы сейчас работаем с организациями в Европе, США, проводим интервьюирование. Мы должны отобрать людей, которые не просто знают английский язык, но и имеют какие-то знания в области педагогики. К нам обратилось уже порядка 30 иностранцев. У нас впереди июнь, июль, и примерно в середине августа первая группа приедет в Казахстан к началу учебного года", – поделился представитель партии.
"В Казахстане есть определенные проблемы с языком, особенно в сельской местности, не везде хватает педагогов, не везде педагоги достаточно подготовлены, чтобы качественно преподавать английский язык. Если в городах есть различные курсы, можно нанять репетитора, то в сельской местности есть проблемы, и мы должны дать возможность нашим детям наравне с горожанами обучаться языку", – пояснил он смысл затеи.
Региональным филиалам партии, по словам Даната Жумина, уже было дано задание совместно с местными акиматами сформировать список сельских школ, которые нуждаются в обучении английскому языку. Он также уточнил, что проект добровольный и партия будет оплачивать только питание и проживание волонтеров.
"Тех, кто изъявит желание приехать в Казахстан, мы обеспечим жильем и питанием, но приедут они за свой счет. Зарплату они получать тоже не будут. У нас есть уже ряд семей, которые готовы принимать иностранцев у себя дома, выделить комнату, чтобы человек, который приедет, больше проводил времени с их детьми", – заключил директор департамента политической работы центрального аппарата партии.
Алина Альбекова