В последнее время в социальных сетях часто встречаются сообщения казахстанцев, которые делятся своим опытом пересечения границ в соседние странами, будь то на севере или на юге. Все они испытывают большой моральный стресс, не говоря о финансовых потерях. Тотальное закрытие границ между соседями – негативный фактор, считают казахстанские эксперты и предлагают свое видение устранения барьеров.
Александр Губерт, старший преподаватель кафедры "Государственная и общественная политика и право", Алматы Менеджмент Университет ("AlmaU"):
Хочу поделиться своим мнением – мнением бывшего жителя Северного Казахстана, города Рудный Костанайской области. На примере данного региона знаю, что похожая ситуация во всех областях, граничащих с Россией. Не владею информацией по другим областям, но знаю, что проблемы в Туркестанской области схожи. Что я имею в виду? Многие бывшие граждане Казахстана переехали и получили российское гражданство, причем большинство из них живут недалеко, именно в российских приграничных областях. В частности, из Костанайской области эмиграция осуществлялась в Челябинскую, Курганскую область, на Урал. В период пандемии особенно, да и в предыдущее время правила пересечения границы, что для жителей приграничных областей, что для других граждан практически равны. Сложность ситуации в том, что остались родственники и друзья, существует приграничный бизнес в России и в Казахстане. В этой связи стоило бы обозначить какой-то особый режим для жителей приграничных районов. Случившиеся ограничения сильно влияют на их социальное и экономическое самочувствие. Считаю неправильным этого не замечать.
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива":
Казахстан часто закрывает границы с Кыргызстаном либо в связи с обеспечением своей экономической безопасности из-за большого потока китайской контрабанды, либо в определенных политических целях. Это обстоятельство свидетельствует о том, что приграничное сотрудничество Бишкека и Нур-Султана находится не на должном уровне. Казахстану целесообразнее было бы разработать и принять собственную программу приграничного и межрегионального сотрудничества с вовлечением всех стран-участниц. Казахстан может также инициировать развитие аналогичного сотрудничества в рамках взаимодействия и кооперации стран Центральной Азии.
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
Часто у нас принимаются хорошие решения на государственном уровне, но они не доводятся до технического уровня, в котором реально живут и действуют люди, сталкивающиеся с огромным количеством проблем. Существует великолепная концепция сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Но я был поражен информацией, что в Казахстане до сих пор возникают ситуации, когда у трудовых мигрантов, граждан Узбекистана отбирают паспорта и заставляют работать. Причем в период нехватки трудовых ресурсов из-за карантина таких случаев может быть больше. Или, в качестве примера, возьмем признание документов, вроде бы элементарная вещь. В рамках СНГ подписывали конвенцию по взаимному признанию документов. Тем не менее, люди постоянно сталкиваются с тем, что отдельные министерства и ведомства требуют зачем-то дополнительного лицензирования и утверждения этих документов. В вопросах приграничного и межрегионального сотрудничества проблематика выхода на технический уровень становится ключевой. Карантинные меры, с которыми мы вынуждены мириться, носят двоякий характер. Неожиданно, какие-то процессы стали работать идеально. К примеру, я с ужасом взаимодействовал с казахстанскими налоговыми органами. А в период пандемии свой вопрос решил буквально за два звонка. Бесконтактность заставляет государственные структуры действовать. С другой стороны, когда имеются живые контакты, возникают живые проблемы. Работа госорганов с реальным человеком дает сбой, а с виртуальным осуществляется очень хорошо.
Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты "Аргументы и факты – Казахстан":
Больше всего кризис ударил по человеческим связям, коммуникациям, миграционным потокам, особенно пострадал туризм. Больнее всего кризис отразился на жителях приграничных областей. Я хорошо знаю ситуацию в Восточно-Казахстанской области, где множество наших граждан имеют бизнес и другие связи с Россией. Очень много предпринимателей прекратили свою деятельность или находятся на грани этого. Цифры говорят о том, что приграничные области нуждаются в наибольшей помощи из столицы. Я сужу по сообщениям из приграничных регионов наших корреспондентов. Также сильно пострадали Западно-Казахстанская, Атырауская области, испытывает трудности Северо-Казахстанская. Но то, что произошло и еще происходит, не нанесло пока что такого сокрушительного удара по экономике, как предсказывали многие аналитики в самом начале режима ограничений. Я повторяю: пока что ситуация остается, хотя и сложной, но отнюдь не приближающейся к катастрофе. Более того, в поисках новых форм взаимодействия, граждане стран ЕАЭС, как на уровне личных контактов, так и в сфере бизнеса, все-таки находят эти новые формы, способы поддерживать контакты и даже развивать отдельные их виды. Особенно это, конечно, касается активизации связей в онлайн-формате, организации различных мероприятий в сфере обучения и повышения квалификации. Для приграничных регионов Казахстана, также, как и для соответствующих областей России и Узбекистана, прерывание таких связей означало бы реальный кризис, настолько они друг с другом близки и получают выгоду от взаимной торговли и других взаимодействий. И руководящие органы наших стран, не говоря уже о местных администрациях, это прекрасно понимают. Но, тем не менее, хотелось бы видеть больше инициатив в том, чтобы, как я уже сказал выше, помочь приграничным областям в установлении, быть может, более оптимального режима пересечения границы именно для жителей соседних, приграничных районов.
Аскар Нурша, политолог:
Сейчас в наших взаимоотношениях с соседями наблюдаются два противоположных тренда. С одной стороны, за последние несколько лет у нас шел процесс накопления опыта, систематизации. Этот тренд должен был дать прорыв в сфере межрегионального сотрудничества с нашими соседями. Противоположный тренд состоит в том, что все более непростой становится ситуация в сфере безопасности. Мы видим поствыборную напряженность в Беларуси и в Кыргызстане, вспыхнул военный конфликт в Нагорном Карабахе. Эти события могут усилить опасения тех групп влияния, которые и раньше считали, что южные регионы – источник нестабильности. Такая точка зрения существует в России в кругах, приближенных к Кремлю. Поэтому сейчас там может возникнуть стремление обезопасить себя, сделать границы России в меньшей степени проницаемыми, в том числе для граждан стран-союзников. Сегодня режим союзничества может увести приграничные контакты немного в сторону. Уже поднимаются вопросы: будет ли вмешиваться Россия в дела Беларуси? Должны ли Казахстан и Россия быть более активными в вопросах вокруг Нагорного Карабаха? Как нам реагировать на ситуацию в Кыргызстане? Поэтому хотелось бы двигаться в сторону концептуального размежевания форм приграничного сотрудничества. Это необходимо для достижения его большей понятности и эффективности.
Эдуард Полетаев, руководитель Общественного Фонда "Мир Евразии":
Важно учитывать, что Казахстан, Россия, Узбекистан – страны с огромной протяженностью границ, которые еще не до конца обустроены. Борьба с пандемией болезненна тем, что усложняются родственные связи. Надо помнить, что граница все же создается не только для того, чтобы выражать интересы государств. Люди, так или иначе, должны коммуницировать и взаимодействовать. В Казахстане искренне оценили помощь, которую вовремя и оперативно предоставила Россия. Гражданская инициатива "ДоброСоседство" тоже оказалась значимой. Надо сказать, что и Казахстан в меру своих возможностей оказывал помощь своим южным соседям. Принципы взаимной поддержки дорогого стоят. Я сторонник того, что в приграничных взаимоотношениях наших стран нужна какая-то обновленная квалификация. Важная проблема в том, что горизонт планирования сейчас сужается. Уверен, что тотальное закрытие границ – негативный фактор. Можно изучить опыт ЕС. К примеру, в октябре его страны-члены согласовали единую систему организации трансграничного перемещения людей внутри Шенгена. Она основана на единой классификации санитарной ситуации во всех европейских странах. Ранее карантинные и прочие санитарные меры каждое государство ЕС принимало самостоятельно, что приводило к неразберихе при перемещении по Европе. Очень жаль, что не все проекты ныне реализуются, зато появились новые форматы коммуникаций. О медицинском сотрудничестве еще год назад никто особо не говорил. Оно не было приоритетным направлением ни в двустороннем, ни в многостороннем взаимодействии, а теперь оказалось одним из главных. В конечном счете, уверен, Казахстан со своими близкими партнерами всегда найдет общий язык.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!