Кому достанутся миллиарды из ЕНПФ: поиск ответов создал больше вопросов

9711

Что известно о заводах, которые якобы получат 178 млрд тенге пенсионных накоплений казахстанцев, и кто за ними стоит, выяснял inbusiness.kz.

Кому достанутся миллиарды из ЕНПФ: поиск ответов создал больше вопросов Фото: inbusiness.kz

Покупка Национальным банком в качестве управляющего активами ЕНПФ облигаций АО "НУХ "Байтерек" под 13% годовых (базовая ставка НБ РК в настоящий момент 15,25%) вызвала большой резонанс в обществе. На днях министр экономики Алибек Куантыров, выступая в правительстве, заявил, что привлеченные средства пойдут на закуп пассажирских и грузовых вагонов. При этом было отмечено, что речь идет о двух заводах – АО "ЗИКСТО" и ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" (КВК). В частности, планируется приобрести 3168 грузовых и 122 пассажирских вагона. Кому принадлежат данные активы и кто заработает на пенсионных деньгах, выяснял inbusiness.kz. В поисках денег возникли новые вопросы.

На экономику какой страны работает "ЗИКСТО"?

Говоря о АО "ЗИКСТО", в глаза сразу бросается аудиторский отчет за 2022 год, где профильные специалисты сразу же дают очень интересное "мнение с оговоркой". Для наглядности и объективности процитируем его ключевую выдержку.

"Финансовая отчетность была подготовлена исходя из допущения, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. По состоянию на 31 декабря 2022 года накопленные убытки организации составили 5,8 млрд тенге, а стоимость чистых активов составляет отрицательное значение в сумме 5,7 млрд тенге. Данное условие указывает на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность", – приводят данные аудиторы.

По их словам, информация по этому вопросу раскрыта не полностью.

"По состоянию на 31 декабря 2022 года в бухгалтерском учете организации числятся основные средства в общем количестве 1683 объекта. В том числе 1099 самортизированных объектов, то есть 65% от общего количества, которые используются в производственной деятельности. Причиной значимой доли самортизированных основных средств является некорректное установление сроков полезного использования и не пересмотр этих сроков в конце каждого отчетного периода, что является отклонением от МСФО. Мы не имели возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении полноты раскрытия информации об операциях со связанными сторонами в силу отсутствия у руководства полной информации о компаниях, являющихся связанными с организацией", – подчеркивают аудиторы.

Таким образом, как видно из отчетности, накопленный убыток компании составляет 5,8 млрд тенге, стоимость чистых активов составляет отрицательное значение минус 5,7 млрд тенге, прибыль за 2022 год – 249 млн тенге.  Кому же принадлежит компания? В справке eGov данные об учредителях отсутствуют. Однако в аудированном отчете сказано, что акционерами общества на 31 декабря 2021 года являлись:

  • АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг", доля владения – 42,1317%;
  • ТОО "ПремиумВагон Комплект", доля владения – 54,5109%;
  • физические лица в количестве 4745 человек с общей долей владения 3,3574%.

Не трудно догадаться, что единственным акционером АО "НК "Казахстан инжиниринг" является АО "ФНБ "Самрук- Казына", которое, в свою очередь, всецело контролирует правительство Казахстана. Другим крупным акционером завода являлось на тот момент ТОО "ПремиумВагон Комплект", принадлежащее единолично гражданину Казахстана – Дуобе Андрею Александровичу.

В том же 2022 году Андрей Дуоба выкупает у АО "НК "Казахстан Инжиниринг" долю в АО "ЗИКСТО". Таким образом, на начало 2023 года 96,6426% акций завода принадлежали ТОО "ПремиумВагон Комплект". Миноритарный пакет в 3,3574% акций принадлежал 4745 людям. Основной деятельностью организации являются изготовление и ремонт железнодорожного состава и его узлов. Среднесписочная численность работников – 300 человек.

Также, как видно из отчетности, компания оказывала беспроцентные займы своим акционерам:

Но главное даже не финансовое положение завода и практика кредитования на его деньги своих акционеров, а детали контракта на покупку железнодорожных вагонов. Сама проработка вопроса, судя по документальным следам, началась еще в начале сентября 2023 года, когда было инициировано внеочередное общее собрание акционеров по данному вопросу. К концу ноября акционеры (включая АО "НК "Казахстан Инжиниринг" с долей в 42,13% акций на тот момент) "ЗИКСТО" одобрили контракт с АО "Фонд развития промышленности" (прежнее название "БРК-Лизинг") на поставку пассажирских вагонов на сумму 8,5 млрд тенге. Третьей стороной сделки, которая будет покупателем этих вагонов, является АО "Пассажирские перевозки" ("дочка" АО "НК "Казахстан темiр жолы"). Для понимания масштабов, сумма контракта составляет 39% всех активов "ЗИКСТО". Бесспорно, большой контракт для компании. 

Примечательно, что между концом ноября и серединой декабря прошлого года АО "НК "Казахстан Инжиниринг" выходит из капитала "ЗИКСТО", и, судя по документам, в пользу ТОО "ПремиумВагон Комплект". Но что еще более ценно, так это заключение параллельно другого контракта "ЗИКСТО" с ТОО "Интерснаб" (учредитель – Роман Сергеевич Павлингер) на покупку уже вагонокомплектов на сумму 7,7 млрд тенге. Собственно, 2023 год для ТОО "Интерснаб" стал весьма прибыльным, о чем говорит динамика налоговых платежей – 10,7 млрд (8,6 млрд из них в IV квартале прошлого года).

Судя по разнице в сумме двух контрактов, рискнем предположить, что вагонокомплекты будут приходить на завод почти готовыми. Однако, будут ли они отечественными, большой вопрос. По данным сервиса Adata, всплеск налоговых платежей компании связан с резким взлетом импортных операций на сумму свыше 37 млрд тенге. Половина всех налогов приходится на НДС на импортные товары с территории стран ЕАЭС. Чистая прибыль ТОО "Интерснаб" в 2023 году, по оценкам Adata, составила почти 19,5 млрд тенге.

Что не так с КВК?

Если сравнить ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" с АО "ЗИКСТО", в глаза бросается разность масштабов бизнеса, не говоря уже о финансовом состоянии этих компаний. Если "ЗИКСТО" в 2021-2022 годах имело выручку в 25,3 млрд и 16,9 млрд тенге, то доходы КВК за аналогичный период – 2,09 млрд и 236 млн тенге соответственно. Другими словами, она существенно меньше. Причем в 2022 году компания показала убыток свыше 1 млрд тенге. Накопленные убытки составляли на конец 2022 года 12,6 млрд, а собственный капитал "минус" 4,84 млрд тенге.

В виды деятельности КВК входят: производство запасных частей и комплектующих для железнодорожного подвижного состава; ремонт железнодорожного подвижного состава и специализированной путевой техники, а также восстановление узлов и деталей и так далее.

Участниками товарищества на 5 августа 2020 года являются: АО "Қазтеміртранс" 78,47%, TOO SMP Group – 21,53%. Для большего понимания, львиная доля выручки 2021 года приходится на крупнейшего акционера АО "Казтемиртранс" (куплено 1000 полувагонов); по договору с другим акционером ТОО SMP Group продано 50 полувагонов. В 2022 году доходы от реализации грузовых вагонов составили 235 млн тенге – продано 140 полувагонов по цене 1,6 млн тенге для нужд SMP Group.

Как указывается в отчетности, по состоянию на конец 2022 года на расчетные счета ТОО "КВК" наложен арест судебными исполнителями департамента юстиции области в рамках возбужденных исполнительных производств о взыскании с ТОО "КВК" имеющейся просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками.

"В этой связи ТОО "КВК" не имеет возможности самостоятельно проводить расчеты по выплате заработной платы работникам, оплату налогов, оплату коммунальных услуг и оплату первоочередных платежей, где за ТОО "КВК" платежи производит ТОО SMP Group в рамках соглашения о создании консорциума на оказание услуг по поставке грузовых вагонов", – говорилось в отчетности за 2022 год.

В настоящее время, по данным Adata, учредителями компании значатся: АО "ҚазТемiрТранс", ТОО "Ремонтная корпорация "ҚАМҚОР". За двумя компаниями-учредителями стоит напрямую АО "НК "Казахстан темiр жолы".

Говоря о благонадежности компании, важно упомянуть, что по состоянию на начало февраля 2024 года, согласно данным Adata, на ней числились арест банковских счетов, несколько исполнительных надписей, арест на имущество, запрет на регистрационные и нотариальные действия, а также долг по исполнительным производствам на 2,35 млрд тенге. Кроме того, в базе судебных актов зарегистрировано 108 гражданских и пять административных дел. Тем не менее объем налоговых платежей в бюджет в 2023 году составил 491 млн тенге. Подавляющая часть выплат приходится на пенсионные выплаты работников, взносы в ФСМС, соцотчисления и ИПН.   

Куда в итоге потекли пенсионные деньги?

Размеры АО "ЗИКСТО" и КВК, а также текущие контракты с АО "Фонд развития промышленности", не говоря уже о других вышеперечисленных нюансах, несопоставимы со 178 млрд тенге. Это закономерно рождает вопрос, куда ушла львиная часть средств, привлеченных АО "НУХ "Байтерек" у ЕНПФ по льготным условиям относительно текущих ставок на рынке. Inbusiness.kz продолжит изучать судьбу потраченных на покупку квазигособлигаций пенсионных средств и делиться с читателями новой информацией. 

Читайте по теме:

Американская корпорация рассчитывает еще на пару миллиардов долларов в Казахстане

Загадка финансирования: как КТЖ найдет 730 млрд тенге на швейцарские вагоны?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться