"Миллионами владеют не все, а тысячами обладают миллионы"

Алина Альбекова Алина Альбекова
8772

Константин Хабенский призвал казахстанских благотворителей посмотреть на это дело "по-другому".

"Миллионами владеют не все, а тысячами обладают миллионы"

Создать благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и тяжелыми заболеваниями головного мозга Константина Хабенского подтолкнула смерть первой супруги в 2008 году, которой констатировали рак головного мозга. На данный момент в его фонде работают 19 человек. Часть занимаются административными и финансовыми вопросами, другие служат "подушкой" между пациентами и сотрудниками фонда, чтобы последние не перегорали от огромного количества "человеческой боли". По словам создателя организации, работать в благотворительных фондах хотят многие, но не все справляются.

За девять лет работы организация оказала адресную помощь более 1,5 тысячи детей, включая расходы на покупку железнодорожных и авиабилетов, а иногда и аренду медицинского борта. Еще пять тысяч семей благодаря организации получили бесплатную психологическую поддержку.

"Необходимо наладить работу психологов, которые бы работали с такими семьями. Родителям, которые месяцами лежат с детьми в клиниках, нужна поддержка. Мы хотим, чтобы они не боялись, а четко выстраивали карту лечения, понимали, что и для чего необходимо делать. Мы же берем на себя оплату лечения на всех этапах. Сегодня мы имеем возможность делать это намного быстрее. К примеру, когда необходимо срочные анализы отправить в лаборатории, которых в России нет. Нашему государству это пока не под силу, поэтому нам приходится обращаться к западным коллегам. Конечно, хотелось бы, чтобы адресная помощь не была так актуальна, чтобы мы смогли сконцентрировать свои усилия на глобализации процесса. Но пока этот вид помощи отнимает много сил и средств", – констатировал Хабенский.

За все время существования фонду удалось собрать 471 миллион рублей, из которых только 180 миллионов было собрано в этом году. Помимо оплаты лечения больных детей, фонд занимается обследованием, реабилитацией, помощью медучреждениям и даже повышением квалификации врачей. За девять лет в образовательном проекте приняли участие более двух тысяч специалистов.

Все операции, оплачиваемые фондом нуждающимся детям, проводятся исключительно в российских клиниках. Благодаря репутации фонда и договоренностям фонд имеет возможность оплачивать услуги клиники постфактум. Создатель фонда признает: не всегда длительное и дорогостоящее лечение заканчивается стопроцентным результатом. 

"Используйте нестандартный подход"
"2014-2015 годы были не очень удачными с точки зрения сбора средств, но нам удалось выстоять, потому что мы не стояли на месте, а развивались", – рассказал Константин Хабенский в рамках встречи с представителями казахстанских благотворительных организаций, организованной фондом развития социальных проектов Samruk-Kazyna Trust.

В 2011 году, по его словам, фонд сделал ставку на "баланс" привлечения пожертвований, где одинаковое внимание уделялось как корпоративному фандрайзингу, ориентированному на бизнес, так и массовому, когда с помощью SMS-сообщений и переводов каждый желающий может внести свою лепту в благотворительный фонд. По словам Хабенского, это помогло выстроить стратегию своего развития, учитывая все возможности.

"Прежде всего мы, наша команда, и некоторые большие российские фонды стараемся сделать так, чтобы благотворительность стала частью повседневной жизни, не требовала каких-то больших усилий, а воспринималась всеми как вещь само собой разумеющаяся".

Бизнес-кейсы от Хабенского
Создатель благотворительного фонда поделился с казахстанской публикой, посвятившей себя благому делу, тремя кейсами, на которых держится сегодня его организация.

Массовый фандрайзинг, или пожертвования от физических лиц

"Здесь важно, чтобы в SMS-пожертвованиях не было 100 шагов. Максимум один-два действия со стороны вносителя. То же самое касается пожертвований с банковских карт, все должно быть максимально просто. Чем проще инструменты, тем больше собирается денег.

Второй момент – это интересно рассказать о том, кому и зачем нужна помощь. Главное здесь не перегибать с криками о помощи. Не нужно писать: "Срочно! Срочно! Мне нужно собрать миллион рублей, чтобы спасти жизнь такому-то ребенку". Можно написать: "Для того чтобы изменить жизнь такого-то ребенка, необходимо собрать тысячу пожертвований по тысячу рублей". Так проще людьми воспринимается. Ведь миллионами владеют не все, а тысячами обладают миллионы".

Корпоративный фандрайзинг, или пожертвования от юридических лиц

"Наш фонд не пишет так называемые холодные письма бизнес-организациям вроде: "Мы собираем деньги тем-то, поэтому срочно приходите туда-то". Мы стараемся понять, чем они занимаются, их эмоциональное направление, что было бы интересно, приятно и неожиданно для них, и предлагаем им именно такую форму взаимодействия. Мы пытаемся поднять бизнес-организацию на другой эмоционально-гражданский уровень, который консолидирует и объединяет страну вместе.

Взаимодействие с большими корпорациями и банками – это непросто. Это колоссальная ответственность. Банки берут на себя обязательства регулярно перечислять средства в фонд, а фонд берет на себя обязательства регулярно отчитываться перед организацией-партнером о потраченных средствах. И здесь не должно быть отговорок, как не успели или забыли. У людей, которые приходят с вами работать, не должно быть тремора от незнания того, на что пошли деньги.

Есть несколько вариантов предложений для бизнеса. Первое – это целевые пожертвования в фонд на конкретную программу, к примеру на покупку оборудования или обучение врачей. Компания также может заниматься переводами пожертвований от своих клиентов, создав удобный шаблон по переводу средств на счет фонда и регулярно о нем напоминая. Так сделал банк ВТБ, установив для своих клиентов – малого и среднего бизнеса – готовый шаблон, в котором оставалось только заполнить сумму и поставить электронную подпись. За полтора года клиенты этого банка собрали для нашего фонда 38 миллионов рублей. На сегодняшний день это наш самый крупный проект.

Другой вариант – это перечисление организацией в фонд процента от выручки или фиксированной суммы от продаж. Мы объясняем людям, что, купив шоколадку или оформив банковскую карту, человек может одновременно помочь сразу нескольким фондам. В любой продукт можно заложить благотворительную составляющую, и об этом лучше говорить и писать, чтобы люди понимали, почему цена такая и что часть его средств уходит в помощь. Я уверен: любой человек, у которого будет возможность, возьмет продукт чуть дороже, зная, что он кому-то помогает. Не важно, чем человек занимается и как живет, он может вносить свою маленькую лепту в это большое дело, важно просто его к этому подтягивать. Нельзя давать людям концентрироваться только на себе, иначе это будет нашим шагом назад.

Работают достаточно хорошо и флешмобы в социальных сетях, вроде "выкладываем фотографию с таким-то хэштегом, и компания "Ромашка" переведет пять рублей в фонд "Березки". В 2016 году мы провели такой флешмоб с одной компанией по продаже зубных паст, просили выложить фото и хэштег "чищу зубы – помогаю". Тогда я обещал: если эта история получит 100 тысяч хэштегов, то я сам почищу зубы в эфире, в итоге мне пришлось сделать это на передаче у Ивана Урганта. Мы собрали 100 тысяч хэштегов, и за каждый компания перечислила в наш фонд по 10 рублей.

Еще один вариант привлечения денег в фонды – это проведение мероприятий для клиентов и партнеров организации с одновременным перечислением пожертвований в фонд. Мы, к примеру, обговариваем с прокатчиками, что берем копии тех премьерных фильмов, которые выходят со мной, будь то художественные или анимационные, и показываем их какой-то организации на неделю раньше, чем фильм выйдет официально, а организация переводит взамен огромные пожертвования фонду. Поверьте, это достаточно статусно – увидеть то, чего еще никто не видел, да еще встретиться с актерами или режиссерами. Это работает, это интересно аудитории в любой стране. Та же история касается спортивных мероприятий, кулинарных мастер-классов, конференций. Сейчас практикуются также оплачиваемые публичные интервью известных людей.

Один из популярных проектов – праздничная сувенирка, когда деньги от продажи кружек или поделок перечисляются в фонд, а клиентам, друзьям и партнерам организацией отправляется открытка с поздравлением и сообщением, что они сделали замечательное дело – пожертвование в фонд.

Крупный частный фандрайзинг, или пожертвования от частных лиц свыше 100 тысяч рублей.

"Это могут быть целевые перечисления на проекты либо целые акции, например в дни рождения. Серьезный топ-менеджер, устраивая праздник, просит своих друзей вместо подарков подарить квиток о перечислении денежных средств в определенный фонд. И я так делаю со своими друзьями, хотя не считаю себя серьезным топ-менеджером.

Есть второй вариант. Когда гость дарит имениннику сертификат о пожертвовании. Один наш крупный партнер так и сделал – перечислил 1,5 миллиона рублей, а потом дарил сертификаты всем своим сотрудникам".

В заключение Константин Хабенский дополнил: "Примеров может быть много. Главное, понимать, что благотворительность – это не кем-то придуманная история, это незыблемая, неизменная часть нашей жизни. Творить благое дело – это то, что было заложено в нас изначально. А механизм уже просто развивается в ногу со временем, появляются новые инструменты, новые возможности. Главное, не пугать людей, а наоборот, привлекать их и показывать им, что именно этот момент делает их людьми".

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться