Конституцию Кыргызстана переписали под Атамбаева

Аскар Муминов Аскар Муминов
13992

Новому президенту придется работать почти весь срок со ставленниками Атамбаева. 

Конституцию Кыргызстана переписали под Атамбаева

Прошедший в Кыргызстане (КР) референдум по изменению Конституции республики вызывает горячие споры в экспертной среде. Так или иначе, большинство аналитиков сходится в том, что главной причиной изменения основного закона КР является желание действующего президента Алмазбека Атамбаева, срок полномочий которого истекает в 2017 году, обезопасить себя после ухода от власти. Так как по новой Конституции вся команда, которую сформировал под себя г-н Атамбаев, должна будет работать с новым президентом, который придет к власти в следующем году. Эксперты считают, что поправки в основной закон гарантируют иммунитет для действующего кыргызского лидера от возможного уголовного преследования.

Между тем итоги референдума оказались для президента КР не столь обнадеживающими, так как фактически большинство населения его проигнорировало. По данным Центризбиркома в референдуме приняли участие 40,25% населения, то есть основная масса граждан, имеющих право голоса - почти 60%  на участки не пришла. Необходимый порог в 30% явки был преодолен только к 17.00 по местному времени. Такой низкой явки в Кыргызстане не было зафиксировано ни разу за все годы независимости. Эксперты считают, что таким образом население выразило свой протест против действий властей. Однако, в целом из числа принявших участие 955 тысяч 440 граждан (79,59%) проголосовали за принятие внесений изменений в Конституцию. 184 816 человек (15,4%) проголосовали против. Недействительных бюллетеней оказалось 60 182 (5%).

Вся власть премьерам
Основные поправки связаны с перераспределением полномочий между ветвями власти в Кыргызстане. Гораздо больше полномочий получает премьер-министр, и, хотя формально в КР строится парламентская республика, но при действовавшей до референдума Конституции у Алмазбека Атамбаева были достаточно широкие полномочия. Теперь значительная часть из них перейдет к премьер-министру, в частности, он получает возможность самостоятельно, без консультации с президентом назначать глав администраций и членов кабинета министров. К главе правительства также переходит контроль над соблюдением следствия, включая коррупционные преступления. Представитель движения "Жаны муун" ("Новое поколение") Адиль Турдукулов не исключает, что сам Алмазбек Атамбаев метит на должность премьер-министра после ухода с президентского поста, так как Конституция не позволяет ему больше выдвигать свою кандидатуру, а протаскивать столь радикальное изменение, как возможность ему переизбираться, еще раз он бы не рискнул.

Среди других, обративших на себя внимание поправок в основной закон КР, - теперь для того, чтобы снять с должности Генпрокурора потребуются голоса половины парламента, а не одной трети, как было раньше.

Самая любопытная поправка в Конституцию, из-за которой эксперты считают, что она главным образом и писалась под г-на Атамбаева, звучит следующим образом:

"Спикер парламента, его заместители, другие должностные лица, избранные или назначенные Жогорку Кенешем, а также члены правительства, Генеральный прокурор, председатель Счетной палаты, назначенные президентом, председатель и заместители председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, сохраняют свои полномочия до истечения сроков, на которые они были избраны или назначены".

Таким образом, новый президент вынужден будет по факту работать с командой Атамбаева, присягнувшей ему на верность.

Согласно новой Конституции, кыргызстанцы могут быть лишены своего гражданства по различным основаниям, прежние нормы предписывали, что ничто не может служить причиной лишения кыргызстанца гражданства.

Также была уточнена норма о браке. Если в прежней Конституции оговаривалось, что в брак могут вступать лица достигшие совершеннолетия, и не конкретизировался их пол, то по новой редакции семью смогут создать только мужчина и женщина. Сам Алмазбек Атамбаев, объясняя необходимость прийти и проголосовать за Новую Конституцию, особо подчеркивал, что это нужно сделать в том числе, чтобы в стране не появились однополые браки. Хотя, формально, старая Конституция этого не запрещала, но за время ее действия в КР не было зарегистрировано ни одного однополого брака, что вызвало недоумение по поводу этого аргумента президента.

В спешке и без анализа
Стоит отметить, что референдум состоялся, несмотря на действующее до 2020 года вето по внесению изменений в Конституцию, одним из инициаторов которого во время переходного постреволюционного периода был сам г-н Атамбаев.

Экс-министр сельского и водного хозяйства Кыргызстана, заслуженный экономист КР Жумакадыр Акенеев в разговоре с abctv.kz отметил, что референдум был проведен в спешке, без широкого публичного обсуждения. Он, по сути, не решает основных недостатков старой Конституции, которая тоже была принята в спешке, в июне 2010 года после  апрельской революции и межэтнических  столкновений  на юге республики. Тогда основной целью принятия новой Конституции было стремление побыстрее легитимизировать временные структуры власти. Тогда же было принято решение не вносить изменения в принятую Конституцию до 2020 года, заметил он.

"С этой принятой Конституцией  Кыргызстан провел выборы 5 и 6 созывов депутатов Жогорку Кенеша,  избрал президента Алмазбека  Атамбаева и продолжал худо-бедно двигаться вперед в экономике и развитии демократических институтов власти. Если бы президент выполнил решение референдума 2010 года, в стране ничего бы не случилось. Он бы остался в истории  Кыргызстана первым лидером, который не пошел на референдум по изменению действующей Конституции. Решение Атамбаева о внесении  изменений в Конституцию принято его близким окружением, которое боится потерять работу и свое влияние на политическую ситуацию, после его ухода в октябре 2017 года", - сказал г-н Акенеев. 

Он отметил, что все поправки, внесенные в Конституцию, были предложены Аппаратом президента и проведены как инициатива депутатов Жогорку Кенеша в течение 3 месяцев. При этом были нарушены все процедуры по внесению изменений в действующую Конституцию, существующие в законодательстве Кыргызстана.  Поэтому народ Кыргызстана де-юре принял изменения, а де-факто сказал  "Нет" проведенному референдуму, считает он.

Серьезный откат назад
Председатель Комитета содействия экспорту и логистике ТПП КР Кубат Рахимов заметил, что референдум проходил одновременно с выборами в местные Кенеши (орган местного самоуправления), и, если бы не этот фактор, то явка была бы еще ниже. Так как в некоторых городах выборы в муниципальные города прошли раньше, например, в Оше, Караколе, то были расхождения по прогнозам явки избирателей. Он заметил, что сложно судить о релевантности голосования по 40 процентам избирателей. С одной стороны Кыргызстан голосовал на уровне развитых обществ, с другой стороны наступила определенная усталость от избыточной политичности процессов в стране. К тому же 90% граждан плохо знакомы с Конституцией. Обсуждение поправок эксперт назвал скомканным, не было заключений юристов, а также представителей международных организаций. Конституцию 2010 года готовили представители всего спектра гражданского общества, а по новой рано делать выводы, так как к ее разработке представители общественности не привлекались.

"Надо заметить, что сейчас консультирую некоторых наших высокопоставленных чиновников, и могу сказать, что эффективность их работы очень низкая, так как они вынуждены целыми днями находиться в парламенте и отчитываться перед комитетами, фракциями. Это парализует работу правительства, министры вынуждены часто отвечать на бессмысленные запросы депутатов, чей уровень весьма низок. Это издержки парламентской системы. Каждое правительство находится под риском отставки, связанным с неустойчивостью коалиционных механизмов и договоренностей, которые достигаются в узком политическом кругу. В Конституции есть позитив, который мы увидим только в 2018 году. В чем плюсы. Премьер наделяется большими полномочиями, чем сейчас, особенно в части кадровой политики и у него вотум доверия со стороны действующего парламента. Управляемость страны должна повыситься, исполняемость   стратегий, дорожных карт - тоже", - подчеркнул он.   

Кубат Рахимов считает, что оппозиция в значительной степени провластная, так как перед лидером "Ата-Мекена", Омурбеком Бабановым, маячит перспектива стать президентом, и он идет на все компромиссы, которые предлагают социал-демократы, управляемые непосредственно Алмазбеком Атамбаевым. 

Профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне Эрика Марат отметила, что прошедший референдум де-факто уничтожил все демократические завоевания Кыргызстана за последние годы.

"После 2010 года с принятием новой Конституции, какой бы она не была замечательной или с какими-либо недостатками, был заметен хоть какой-то политический процесс, хоть какие-то дебаты, где выборы в парламент были конкурентными и непредсказуемыми. Кыргызстан более или менее становился похож на страну действительно с демократическими началами. Атамбаев за полгода-год инициативой данного референдума, который был насажден, несмотря на оппозицию, на противостояние гражданского общества, юристов, перечеркнул все демократическое начинания за последние пять лет, и Кыргызстан опять вернулся на такое место, где не ясно будущее, неизвестно, какой дальше будет политический процесс, как пройдут выборы. К сожалению, этот референдум войдет в историю таким же референдумом как при Акаеве и Бакиеве, когда бывшие президенты пытались усилить свою власть и власть своей партии", - считает она.

Аскар Муминов 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться