Краткие итоги: обзор финансового сектора за сентябрь

3690

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало обзор финансового сектора за сентябрь 2021 года. Анализ обращений потребителей финансовых услуг показал, что количество заявлений по защите прав потребителей финансовых услуг, поступивших в сентябре в агентство, увеличилось на 2,2%.  

Краткие итоги: обзор финансового сектора за сентябрь

Основными вопросами, с которыми обращались граждане, являлись отсутствие возможности исполнять обязательства по договорам банковского займа и оказание содействия в снижении долговой нагрузки по условиям программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, передает inbusiness.kz.

В сентябре 2021 года рассмотрено 1357 заявлений физических и юридических лиц касательно деятельности финансовых организаций, микрофинансовых организаций, коллекторских агентств и субъектов рынка ценных бумаг.

Основная доля заявлений граждан и субъектов предпринимательства приходится на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая в отчетном периоде составила 56,5% от общего количества заявлений.

Доли по остальным секторам финансового рынка распределись следующим образом: по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 5% от общего количества заявлений; субъектов страхового рынка – 4,3% и коллекторских агентств – 3,4% от общего количества заявлений; субъектов рынка ценных бумаг – 1,8% от общего количества заявлений; иных организаций – 29% от общего количества заявлений.

В частности, граждане обращались по вопросам банковского сектора касательно:

  • реструктуризации/рефинансирования, в том числе по условиям программы, и прощения задолженности;
  • обращения взыскания в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках (исполнение/неисполнение платежного поручения);
  • неправомерных действий сотрудников банка;
  • разъяснений норм нормативных правовых актов по банковскому сектору.

По страховому сектору обращения граждан касались неосуществления страховой выплаты и проверки условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства РК, по микрофинансовому сектору – разъяснений нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, проведения проверки деятельности микрофинансовой организации, снижения ставки вознаграждения по микрокредитам; по деятельности коллекторских агентств – касательно неправомерности действий их сотрудников.

Примененные меры воздействия и санкции

За сентябрь 2021 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, агентством применено 4 рекомендательные меры надзорного реагирования, 8 письменных предписаний и 17 административных взысканий по 25 протоколам об административных правонарушениях на общую сумму 7,5 млн тенге, в том числе в отношении:

  • банков второго уровня – 1 письменное предписание, 3 рекомендательные меры надзорного реагирования, 5 административных взысканий по 5 протоколам об административных правонарушениях на общую сумму 2,1 млн тенге;
  • организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, – 1 административное взыскание по 1 протоколу об административном правонарушении на сумму 612,6 тыс. тенге;
  • страховых (перестраховочных) организаций – 1 рекомендательная мера надзорного реагирования;
  •  коллекторских агентств – 9 административных взысканий по 17 протоколам об административных правонарушениях на общую сумму 4,05 млн тенге;
  • организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 7 письменных предписаний, 2 административных взыскания по 2 протоколам об административных правонарушениях на общую сумму 729,3 тыс. тенге; основные нарушения прав потребителей финансовых услуг по секторам финансового рынка касались:
  • несоблюдения процедуры открытия банковского счета и выдачи банковского займа, наличия в договоре банковского займа комиссии, не предусмотренной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 134 "Об утверждении перечня комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа и микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете годовой эффективной ставки вознаграждения", несвоевременной выплаты суммы вклада, не соблюдения требований правил предоставления банковских услуг, подачи запроса о предоставлении персонального кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории, несвоевременного представления сведений в кредитное бюро, невыполнения обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении при публикации информации о величинах вознаграждения по займам, опубликования в средствах массовой информации рекламы, не соответствующей действительности на день опубликования;
  • непринятия мер по надлежащей проверке (идентификации) клиента;
  • необеспечения возможности заключения договоров в электронной форме, с использованием интернет-ресурса организации;
  • несоблюдения правил осуществления коллекторской деятельности (далее – правила), за исключением недобросовестных действий в части несообщения должнику информации, регламентированной правилами, не осуществления фиксации процесса взаимодействия с должниками, непредставления, несвоевременного представления сведений в кредитное бюро и представление недостоверных сведений,
  • несоблюдения порядка расчета и предельного значения коэффициента долговой нагрузки заемщика, начисления неустойки в размере, превышающем 0,5% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки, непринятия мер по надлежащей проверке (идентификации) клиентов при установлении деловых отношений, перевода сумм микрокредитов на банковские карты, не принадлежащие заемщикам, неправомерной реализации жилища во внесудебном порядке, размещения рекламы, связанной с предложением микрокредита на условиях, не соответствующих законодательству Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, представления недостоверных сведений в кредитное бюро.

О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)

Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.

В рамках первой части программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 год, банками на 1 октября 2021г. одобрено 29 669 заявок на рефинансирование на сумму 190,5 млрд тенге, рефинансировано 28 667 займов на сумму 178,3 млрд тенге, из них с 2020 года рефинансировано 2 017 займов на сумму 20 млрд тенге.

В рамках второй части программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 1 января 2016 года. За период реализации первой и второй частей программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге.

В рамках третьей части программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Дополнительная помощь оказана 6,2 тыс. заемщиков на сумму 30,7 млрд тенге. Работа в данном направлении продолжается.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться