/img/tv1.svg
RU KZ
Критика без последствий

Критика без последствий

Мажилисмены раскритиковали систему бюджетного планирования правительства, но утвердили предложенный им бюджет на 2017-2019 годы.

18:34 09 Ноябрь 2016 6771

Критика без последствий

Автор:

Примечательно, что критике подверглись практически все правительственные планы и прогнозы - от макроэкономических параметров и распоряжения средствами Национального фонда до отдельных бюджетных программ. Однако это не помешало депутатам утвердить очередные трехлетние планы кабмина, заложенные в проекте республиканского бюджета на 2017-2019 годы. 

Так, например, депутат Азат Перуашев обеспокоен снижением средств Нацфонда. По правительственным прогнозам, сокращение "страновой копилки" в течение трех лет произойдет на 9,5 млрд долларов. Инвестиционный доход кабмин посчитал в тенге, определив снижение с 812 млрд до 686 млрд, но, поскольку, инвестируются средства Нацфонда не только в тенге, снижение будет значительно ниже. 

"Со временем мы не просто стали черпать ложкой при крайней необходимости, а привыкли рассматривать Нацфонд как постоянный дополнительный источник пополнения бюджета, что, на наш взгляд, противоречит самой идеологии его создания, - возмутился Азат Перуашев. - Вместо развития экономики мы проедаем то, что нам не принадлежит, а принадлежит нашим потомкам. Сегодня мы уже запустили руку по самый локоть и выгребаем не инвестиционный доход, а основные средства фонда. Но так бесконечно продолжаться не может. При таком подходе когда-то уже фонда может не хватить на наши аппетиты". 

"Успокаивать" депутата взялись глава Нацбанка Данияр Акишев и министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.

Глава Нацбанка заверил, что все параметры, в том числе и по снижению доходности, "были согласованы с правительством и Национальным банком".

"Они основываются на том, что действительно сокращается размер Национального фонда соответственно сокращается инвестиционный доход, который начисляется на это основное тело Нацфонда. Это основной вопрос. Я хотел бы привести цифры, что 2016 году произошло значительное улучшение инвестиционных параметров. Во-первых, с 2002 года по 2016 год инвестиционная доходность Нацфонда составила 3,56%. За 9 месяцев 2016 года по предварительным данным доходность Национального фонда составила 3,02% в положительном выражении, что является одним из высоких показателей среди вообще других суверенных фондов, которые функционируют в мире", - заявил господин Акишев. 

Министр национальной экономики со своей стороны напомнил, что сейчас правительством и Нацбанком разрабатывается новая концепция управления средствами Нацфонда, которая "содержит снижение использования средств Национального фонда в течении определённого времени на сумму почти в триллион тенге".

"Конечно, это скажется и на доходах, и соответственно, если мы эту концепцию реализуем в том виде в каком она предложена это позволит сохранять основное тело уже в ближайшее время, - заверил он. - Снижение такой доли за счёт снижения трансферта и повышения собираемости доходов из других источников позволит нам стабилизировать это и тем самым меньше средств привлекать из Национального фонда". 

Обсуждая главный финансовый документ, депутаты то и дело пытались прояснить, учитывало ли правительство прежние недостатки в бюджетном планировании, или нет. В итоге депутат Татьяна Яковлева прямо спросила у министра финансов: "Бахыт Турлыханович, в вашем выступлении я не услышала, проводился ли анализ исполнения продолжающихся программ, оценивалась ли эффективность использования средств и учитывались ли недостатки исполнения республиканского бюджета за прошлый период? Каковы итоги этого анализа? Ведь в соответствии с требованиями ОЭСР, они должны лежать в основе при формировании проекта бюджета". 

"Действительно, анализ эффективности реализации как республиканских бюджетных программ, так и реализуемых государственных отраслевых программ должен проводиться на постоянно основе и должен ложиться в основу формирования проекта бюджета последующих лет, - издалека начал ответ глава Минфина. - Как вы отметили, по стандартам ОЭСР, мы сейчас максимально внедряем эти принципы. И эти принципы заложены в принятом в прошлом году вами законе "О внедрении системы государственного аудита". Мы сейчас находимся в активной фазе имплементации этих стандартов". 

В целом же, заверил министр, работа по учету ошибок по оценке действующих бюджетных программ "проводится постоянно, и она учтена и во внесенном проекте бюджета". 

"Мог бы поставить хорошую красивую жирную точку – размазал все, как мог, - не удержался от язвительного замечания спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. -  Самое главное, о чем спросила депутат, при рассмотрении отчета правительства, из года в год есть одна большая проблема – это не освоение денежных средств или их неэффективное освоение, регулярное невыполнение бюджета – один из основных признаков оценки. О чем был вопрос – неэффективность работы любой организации. Если говорить о частном бизнесе, то ни один акционер не будет держать менеджера на работе, еще и платить ему заработную плату за то, что он из года в год будет не осваивать либо неэффективно осваивать средства, которые он дает. Почему государство должно содержать руководителей таких госорганов?". Впрочем, вопрос председателя палаты был риторическим, и остался без комментариев. 

Но на этом тема эффективности реализации бюджетных программ и соответственно, выделенных на них средств госказны не закончилась. Мажилисмен Серик Кусаинов удивился нестыковке в данных госпрограмм по обеспечению населения питьевой водой.

Так, в программе управления водными ресурсами закладывались такие показатели: к 2020 году обеспеченность городского населения питьевой водой должна была составит 100%, сельского населения 80%. По факту, в некоторых регионах обеспеченность сел питьевой водой едва превышает 20%, а в стратегическом плане министерства национальной экономики и вовсе оказались другие планы - в городской местности 98%, в сельской 68%. Куандык Бишимбаев объяснил этот "прогнозный разбег" возможностями бюджета, из-за снижения которых и были пересмотрены "некоторые индикаторы". Чем вновь вызвал недовольство спикера: "Вообще остается непонятным - есть госпрограмма, утвердил ее глава государства. Вы говорите о корректировке. Действительно, в 2014 году были корректировки с учетом трехлетнего бюджета, которые несколько приняли другие цифры по "Акбулаку". Но аккурат 31 августа 2016 года вы принимаете стратегический план министерства на 2017-2021 годы, и в разделе "обеспечение питьевой водой центральных источников водоснабжения в городах" вы ставите другие цифры.  Почему министерство и приказы министра корректируют госпрограмму?". Попытки министра сослаться на бюджетные возможности Нурлан Нигматулин отмел сразу, и обратился напрямую к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву: "Бакытжан Абдирович, у меня одна просьба. Мы не будем заслушивать господина министра. Тут присутствуют СМИ, вот вы выйдите и прокомментируйте все-таки. Я думаю, что это проблема не только министерства национальной экономики. Это касается стратегических планов и других госорганов может быть нам нужно сделать ревизию, подкорректировать, что нет денег, давайте. Мы готовы здесь посмотреть, и будем корректировку бюджетов делать".

Бакытжан Сагинтаев согласно кивнул, но конечно же, комментировать что-либо журналистам не стал. Нурлану Нигматулину, впрочем, премьер ответил: "У нас имеются недостатки при реализации инвестиционных проектов, а также стратегическом направлении. Конечно, мы должны планировать, оглядываясь назад, поэтому некоторые поручения, некоторые задачи, стоящие перед нами мы должны проводить работу. Я согласен с вашими предложениями. Работа в данном направлении будет приведена в порядок. Ответственность у нас одна: хоть парламента, хоть правительства". 

Критика в адрес правительства звучала без перерыва на протяжении двух часов. Аманжан Жамалов и вовсе поставил под сомнение все планы и прогнозы, всего лишь сопоставив цифры. Так, в 2016 году при среднегодовой цене на нефть в 40 долларов за баррель, кабмин прогнозирует рост ВВП на 0,5%. При этом на 2017 год закладывается цена на нефть 35 долларов за баррель, но ВВП ожидается на уровне 1,9%. При этом расходы на программы развития снижаются. 

"Возможно, сегодня основные надежды на рост экономики, связанных с добычей кашаганской нефти. В бюджете заложена добыча 14 млн тонн кашаганской нефти в 2017 году и 11 млн тонн в 2019 году. Но по словам председателя АО КМГ Сауата Мынбаева, нижний порог окупаемости добычи нефти на Кашагане – 90-100 долларов за баррель, и будет ли даже при котировке 50 долларов за баррель эта нефть драйвером для роста экономики – это большой вопрос. Рассчитывать на увеличение кредитования банками до такого уровня крайне несерьезно, а других факторов экономического роста нет. Из вышеизложенного можно сделать один вывод о том, что министерства Нацэкономики и финансов изначально завышен план по росту ВВП и занижен план по доходам и расходам бюджета", - резюмировал мажилисмен. И на прощание процитировал, обращаясь к премьеру, Альберта Энштейна: "Сумасшествие ожидать новые отличные результаты делая вещи по-старому". 

Тем не менее, критический настрой и, казалось бы, всеобщее недовольство, не помешало депутатам одобрить представленный им проект трехлетнего республиканского бюджета именно в тех параметрах, которые предложило правительство.

Так, реальный рост ВВП ожидается в 2017 году на уровне 1,9%, 2,1% в 2018 году, 2,7% в 2019 году. Среднегодовая цена на нефть прогнозируется на уровне 35 долларов за баррель в 2017 году с увеличением до 45 долларов за баррель в 2021 году. Объем добычи нефти ожидается в 2017 году на уровне 79,5 млн тонн с увеличением в 2021 году до 86,5 млн тонн. Уровень инфляции прогнозируется в коридоре 6-8% в 2017 году со снижением до 3-4% в 2021 году.

Правда, внутри бюджета депутаты все же нашли дополнительные деньги, сократив резерв правительства на 26 млрд тенге и расходы министерства обороны на 86 млн тенге. Освободившиеся 26,1 млрд тенге мажилисмены решили направить на такие программы: реализация программы "Балапан" - 6,6 млрд тенге; создание и сопровождение call-центра и сайта уполномоченного по правам ребенка - 166,8 млн тенге; ремонт домов творчества - 862,4 млн тенге; подготовка спортсменов по не олимпийским видам спорта - 200 млн тенге; грантовую поддержку деятельности НПО по вопросам защиты прав детей - 180 млн тенге; реконструкция автодороги Актобе - Орск - 1 млрд тенге; развитие системы водоснабжения и водоотведения ЗКО - 1,5 млрд тенге; развитие системы водоснабжения и водоотведения Павлодарской области - 4 млрд тенге; обеспечение технической укрепленности объектов генеральной прокуратуры в антитеррористическом отношении - 204,2 млн тенге; материально-техническое обеспечение комитета национальной безопасности - 9 млрд тенге. 

Ирина Севостьянова

Павлодарские чиновники не считают бюджетных средств

Дорого не значит хорошо.

20 Октябрь 2020 10:09 1025

Проектный офис «Ертіс – адалдық алаңы» сэкономил бюджетам Павлодарского региона почти 52 миллиона тенге. В рамках одной из своих задач – обеспечении открытости и масштабного общественного контроля за сферой государственных закупок – был проведен мониторинг портала «Интерактивная карта открытых бюджетов» на предмет рисков завышения цен при приобретении товаров, работ и услуг в государственных органах региона. И не ошибся. Выяснилось, что администратор бюджетных программ одного из районов области планировал закуп четырех офисных кресел на общую сумму 95 800 тенге, по 23 950 тенге за единицу. В итоге от кресел отказались. Сидеть теперь чиновникам на стульях. А бюджет сэкономил деньги, главное, чтобы их правильно потратили.

В другом случае администраторы бюджетных программ для своих подведомственных организаций планировали закуп по четыре зимних шины для легковых автомобилей. В первом случае речь шла о сумме 86 640 тенге, по 21 660 тенге за единицу. Во втором – 74 107 тенге, по 18 527 тенге за «обувь для колес». Проверяющие выяснили, что в интернет-магазинах средняя стоимость аналогичных шин составляет 14-15 тысяч тенге. Деваться было некуда, пришлось сократить расходы. Общая экономия бюджетных средств составила 51 820 тенге.

Дорогая офисная мебель просто карма павлодарских чиновников. В прошлом году на покупке эбеновой мебели для офиса за 6 млн тенге – двух столов, журнальных столиков и шкафа – погорел аким областного центра. Он лишился должности и подмочил репутацию. На этот раз нерачительных чиновников вовремя схватили за руку.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Уличное освещение городов ВКО подорожало?

Inbusiness.kz изучил закуп властями Усть-Каменогорска и Семея услуг «аренды системы уличного освещения» за 3,5 млрд тенге до 2022 года.

18 Октябрь 2020 13:56 4260

АО «Региональный центр ГЧП ВКО» вне конкурса методом закупа из одного источника получило право на оказание двум ключевым городам региона услуг по аренде систем уличного освещения. Бюджет потратит на эти цели в 2020-2022 годах суммарно 3,5 млрд тенге или по 1,16 млрд ежегодно, что заметно выше аналогичных трат прошлых лет.

Об этом в частности говорят траты на освещение в городе Усть-Каменогорск. Согласно данных электронного правительства, в рамках бюджетной программы на «освещение улиц и содержание сетей наружного освещения» из местного бюджета в 2014-2016 годах было направлено 387,3 млн, 420,2 млн и 555,4 млн тенге соответственно. При этом в 2016 году благодаря в рамках компенсации потерь местного бюджета, был выделен целевой трансферт из республиканского бюджета в 214,3 млрд тенге. Таким образом, чистые затраты местного бюджета скорректировались с 555,4 млн до 341,1 млн тенге.

Сколько же выделяет акимат в следующие три года? Только на освещение Усть-Каменогорска бюджет перечислит до 2022 года 2,2 млрд тенге или в среднем по 730 млн тенге ежегодно. Данных по Семею за прошлые года для сравнительного анализа на момент написания получить пока не удалось.

Что изменится в ближайшую трехлетку?

Согласно данным результатов госзакупа за прошлые года по услугам освещения в Усть-Каменогорске, основным поставщиком всегда являлось ТОО «Горсвет». В 2016 году компания заключила  договор на содержание сетей и текущий ремонт наружного освещения и оплату за электроэнергию уличного освещения на сумму 454 млн тенге, следует из результатов госзакупа; в 2017 году – 340 млн тенге; в 2018 – 571 млн тенге, тогда как  2019 – 424 млн тенге.

Как видим, госрасходы на услуги колебались в среднем на уровне 450 млн тенге. Теперь региональные власти могут потратить на аналогичные цели в 1,6 раз больше средств. Кто их получит? В этом году заказчик в лице Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска заключил договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО». Закупки проведены из одного источника.

Примечательно, что учредителем общества является ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования ВКО». При этом в перечень деятельности компании, по данным Министерства юстиции РК, входит консультативное сопровождение концессионных проектов и проектов ГЧП, управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе и прочие электромонтажные работы.

Договор заключен еще в марте 2020 года. Трехлетний бюджет на освещение улиц областного центра составит 2,2 млрд тенге. Из них на 2020 год предусмотрено свыше 691 млн тенге (более 596 млн тенге из областного бюджета); в 2021 году – более 811 млн тенге (84 млн тенге из местного бюджета, свыше 727 млн тенге из областного бюджета); в 2022 году – более 740 млн тенге (170 и 570 млн тенге соответственно).

По данным официального ресурса, оплата поставщику осуществляется с марта нынешнего года.  На сегодня выплачено более 374 млн тенге, из них 367 млн тенге за счет трансфертов из областного бюджета.

Точно также же договор с АО «Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО» заключил Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции Семея. Основной договор заключен в мае 2020 года на сумму почти 1,3 млрд тенге.

На 2020 год по договору на услуги по аренде систем уличного освещения Семея предусмотрено 452 млн тенге (90 млн тенге из местного бюджета, свыше 362 млн тенге из областного бюджета). На 2021 год – 408 (90 и 318 млн тенге), на 2022 год – 418 млн тенге (90 и 328 млн тенге соответственно). Оплата производится с июня 2020 года. Всего оплачено свыше 170 млн тенге, из них за счет трансфертов из областного бюджета 129 млн тенге.

Как видим, если раньше акиматы напрямую заключали договора на оказание услуг у поставщика, то в следующие три года деньги будут идти через «дочку» акимата Восточно-Казахстанской области. 

Обслуживание и штрафы

В техспецификации указаны требования, которым должна соответствовать система уличного освещения «после завершения работ по проектированию-установке». Всего прописано порядка 40 требований к обслуживанию систем. Так, все элементы оборудования и коммутационных систем установок наружного освещения по типам, модификациям и параметрам должны соответствовать исполнительной документации и документации заводов изготовителей, количественные значения светотехнических показателей установок должны соответствовать нормативному уровню. Обязателен круглосуточный контроль за работой электроустановок уличного освещения, бесперебойное техническое обслуживание, периодически должны проводиться планово-предупредительные ремонтные работы.

Также в требования входят устранение повреждений, удаление сбитых опор с проезжей части и замена, снятие показании приборов учета и направление заказчику и энергопередающей либо энергоснабжающей организации.  Процент горения исправных светильников в установках наружного освещения должен быть не менее 95% на каждую точку питания.

Централизованная диспетчерская должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году, с телефонной, SMS линией для сообщений о неполадках на бесплатной основе. В течение часа требуется сообщать в городскую администрацию о незаконных электрических подключениях. Прописано, что доверенное имущество, машины и оборудование, должны использоваться с особой ответственностью и уходом, чтобы не допустить повреждений, чрезмерного износа или выхода из строя.

Также от поставщика требуется регулярное обслуживание и сервис механизмов и оборудования с ежемесячным подробным техническим отчетом о состоянии системы уличного освещения и обеспечение наличия у подрядчика единообразной чистой и опрятной спецодежды с логотипом фирмы подрядной организации.

При несоответствии техническим параметрам и характеристикам услуг предусмотрен штраф. К примеру, если не работает более 20 светильников на одну точку питания будет удерживаться 5% с ежемесячной суммы оплаты за услуги. Также штрафы могут быть за ненадлежащую эксплуатацию и обслуживание, превышение или смещение более чем на 15 минут утвержденного заказчиком графика работы уличного освещения и за нарушение сроков выполнения мониторинга и предоставления отчетов. Совокупный размер штрафов по всем нарушениям в месяц не может превышать 10% от суммы ежемесячной платы за обслуживание.

Отмечается, что в Усть-Каменогорске предоставляемая в аренду система освещения должна охватить 428 улиц, переулков. В перечне прописаны названия улиц и количество светильников. Итого, согласно техспецификации, в областном центре 16 603 светильников. Также в систему входят 214 шкафов управления, 12 трансформаторных подстанций, 4 точек подключения праздничной иллюминации. В Семее система должна охватить 140 улиц, 7659 светильников, 196 шкафов управления, 5 трансформаторных подстанции, 1000 праздничных иллюминации.

Брали кредит

Отметим, по состоянию на начало октября нынешнего года новые энергосберегающие лампы, приобретенные в рамках проекта модернизации систем уличного освещения на кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в Усть-Каменогорск и Семей еще не были доставлены.

По информации Информационного центра города Семей, товар в страну прибыл, но произошла задержка с поставкой в ВКО. Сообщалось, что аким Семея Ермак Салимов 1 октября встретился с представителями компании-подрядчика и обсудил сложившуюся ситуацию.

«Подрядчик проекта – компания «Everlight», субподрядчик – ТОО «Горсвет». Задержка поставки первоначально произошла из-за пандемии коронавируса, были проблемы с передачей документов от головной компании генподрядчика в местные компании банка Республики Казахстан. Задержка около месяца. Сейчас первый этап – это проектирование, оно уже подошло к концу. По графикам проектирования идем в норму. Светильники в РК уже пришли. Закупки произведены. Большой объем светильников у нас уже готов. Так как это проект ВКО на два города, такую же работу произведем и в Усть-Каменогорске. Замены светильников будут в двух городах, улицы у нас уже обозначены», – рассказал главный инженер проекта Станислав Пономаренко.

Напомним, что сумма кредита ЕБРР составляет свыше 3,4 млрд тенге под 4,25% годовых. Как сообщил inbusiness.kz управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Бруно Балванер во время встречи с акимом ВКО Даниалом Ахметовым в июне 2019 года, финансирование является долгосрочным, сроком до 10 лет, из которых три года составляет льготный период.

Планируется, что экономия электроэнергии от ламп «последнего поколения» составит до 60%. Inbusiness.kz продолжит отслеживать развитие событий и всех деталей вокруг данной бюджетной статьи расходов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!