DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Кто проверит качество медуслуг?

Кто проверит качество медуслуг?

Бизнес-процессы и механизм сбора аналитических данных по поставщикам медицинских услуг НАО «Фонд социального медицинского страхования» (ФСМС) обсудили на площадке «Атамекена».

19 Август 2019 10:22 1131

Кто проверит качество медуслуг?

Автор:

Фото: atameken.kz

«При внедрении ОСМС должна быть создана новая система отношений между ФСМС, поставщиками медицинских услуг и населением, где необходимо обратить внимание на создание более эффективного механизма предоставления медицинской помощи населению за счет повышения ее качества. Целью оказания медицинской помощи должно стать или полное выздоровление гражданина, или длительная ремиссия для хронических больных без повторных аналогичных обращений. В этой связи большое значение будет иметь проведение мониторинга качества», – отметила, открывая совещание, заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Алёна Романова.

В рамках внедрения системы ОСМС фонд планирует ввести усовершенствованную модель управления качеством, при которой сам фонд будет являться гарантом пациента.

«Когда мы видим жалобу, то мы не виним автоматически поставщика услуг, а запрашиваем информацию и истории пациента, тщательно изучаем. Так как мы возмещаем все услуги поставщика, мы должны проводить качественный мониторинг, – рассказала директор департамента мониторинга качества медицинской помощи НАО «Фонд социального медицинского страхования» Ляззат Шоманова. – Когда у нас появятся данные из клиник, мы не будем прибегать к выстраиванию сложных цепочек, мониторщику автоматически будет приходить информация. Поэтому автоматизация нам необходима. Сейчас мы выстраиваем сложные логические цепочки. Например, если пациент был выписан в неудовлетворительном состоянии и его на скорой привезли в тяжелом состоянии в другое учреждение, это говорит о некачественно предоставленной услуге».

На сегодня фондом уже созданы региональные экспертные советы, которые отвечают за вопросы качества. Для работы с поставщиками в 2020 году планируется внедрить трехуровневую модель качества. Это три категории экспертов, которые будут проводить разноуровневый мониторинг. Так, категория «высший эксперт» будет задействована на уровне экспертных советов. Вторая ступень включает мониторинг с посещением поставщиков, третья – системный мониторинг доступности и качества. Также ФСМС планирует увеличить количество постоянных экспертов и привлекать независимых профессионалов.

«У нас есть реестр независимых экспертов высшей категории, которые будут применяться для аудита в спорных ситуациях. Также мы планируем внедрить справочник дефектов, который станет подробным разъяснением нарушений. Мы планируем вести работу в проактивном режиме, выявлять зоны риска и применять штрафные санкции при неисполнении рекомендации по надлежащему соответствию. Уже разработаны анкеты по видам и профилям медпомощи для пациентов. В данный момент фонд ведет разработку индикаторов, по которым будет оценивать поставщика услуг», – рассказала Ляззат Шоманова.

«С 2020 года обострится проблема защиты прав пациентов и медицинских работников. В этой связи остро стоит вопрос привлечения независимых экспертов для рассмотрения обращений, как на досудебном, так и в судебном порядке. Необходимо приступить к подготовке экспертов, владеющих познаниями в механизме социального медицинского страхования, медиации, гражданского административного и уголовного законодательства», – обратила внимание вице-президент Ассоциации субъектов здравоохранения Zdrav Atameken Айжан Садыкова.

Пока же основной проблемой остается разрозненность интеграционных систем, отметила директор департамента по управлению медицинскими центрами ТОО «Медикер» Орынтай Касымова.

«У нас имеется контроль, однако для получения точных данных фондом необходима единая платформа. Мы сами сталкиваемся с проблемами интеграции, когда пациент из одной клиники переходит в другую. Пока мы не сольем платформы на одну площадку, качественного мониторинга не получится», – сказала Орынтай Касымова.

В свою очередь директор департамента ИТ ТОО «Акгюн» Жулдуз Дахымбаева отметила, что при заключении договоров с поставщиками разработчики подписывают договор о непредоставлении информации третьим лицам.

«Мы не можем предоставить фонду информацию, так как ее владельцы – клиники. Потом, где гарантия того, что сотрудник фонда, который получил информацию, не распространит ее дальше? Нет правового акта по регуляции к доступу», – отметила Жулдыз Дахымбаева.

Немаловажным остается вопрос верификации данных. Как отметил генеральный директор ТОО «Центр технической поддержки iDos» Ануар Жусупов, зачастую данные Минздрава РК и настоящая картина в медучреждениях расходятся. Поэтому необходимо четко проработать вопросы проверки данных, также доступ к историям пациентов.

Кроме того, советник председателя президиума НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева предложила для повышения качества внедрить оценку медицинской помощи пациентом.

«Необходимо анонсировать, что фонд является единственной площадкой для сбора жалоб по оказанию медицинской помощи. Обратная связь с пациентами должна проводиться на постоянной основе. Также необходимо внедрить рейтинг врачей и клиник в рамках ОСМС в режиме онлайн в открытом доступе через специальный веб-ресурс», – добавила она.

Передать рассмотрение жалоб пациентов в конкурентную среду, в аутсорсинг предложил директор ТОО «Сункар» Куаныш Керимкулов. По мнению эксперта, это сохранит элементы независимости и безопасности.

Резюмируя, Юлия Якупбаева отметила, что для дальнейшей работы по улучшению МИС у бизнес-сообщества должно быть четкое понимание, что мы имеем сегодня и к чему необходимо стремиться.

«В первую очередь необходимо отделить желаемое от достигнутого, то есть нам совместно с Минздравом необходимо понять, в какой точке электронного здравоохранения мы остановились. Разработать совместную дорожную карту по скорейшему решению точечных проблем. Что касается работы фонда, нужно понять, как выстроить отношения между пациентом, врачом и фондом. Чтобы ФСМС мог не только после жалобы анализировать информацию. Для этого надо определить, как законодательно прописать норму. Будет ли сбор данных осуществляться на основании клинических протоколов, которые автоматически должны собираться в базе. Привести МИСы в соответствие, чтобы собиралась статистика. Только тогда фонд сможет составлять рейтинги организаций. Большая работа предстоит в части цифровизации и систематизации, и все эти вопросы нам необходимо точечно отработать», – заключила Юлия Якупбаева.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что изменится с внедрением ОСМС?

Как и где получать медицинские услуги.

24 Февраль 2020 13:09 13668

Что изменится с внедрением ОСМС?

Месяц назад пошли первые выплаты по ОСМС

Несмотря на то, что подготовка к нововведению шла несколько лет, все же не все поняли принцип системы и ее выгоду. Что изменится с внедрением ОСМС, станет ли медицина качественнее и доступнее?

На эти вопросы inbusiness.kz ответил директор столичного филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» Айдар Ситказинов.

По данным филиала, в этом году на услуги медорганизаций, являющихся участниками ОСМС, в Нур-Султане выделено 152 млрд тенге. С внедрением новой системы изменилась структура распределения средств и их объем. Так, к примеру, на станционарозамещающую службу выделено в два раза больше денег, порядка 6 млрд тенге, на консультативно-диагностические услуги финансирование выросло до 12,6 млрд тенге. Рост идет и по другим направлениям, в том числе и по амбулаторно-лекарственному обеспечению.

Увеличился и состав получателей услуг, дети смогут получать бесплатные лекарства до 18 лет, ранее возрастной ценз был до пяти лет.

«В пакет ОСМС вошла вся плановая стационарная помощь, а также реабилитация. Выделен отдельный бюджет на консультативно-диагностические услуги, чего раньше не было. Ранее они входили в комплексный подушевой норматив в поликлиниках, соответственно, руководитель медицинской организации не был заинтересован отдавать эти средства и направлять пациентов на какие-то дополнительные виды исследований, лабораторные либо инструментальные. Он старался сэкономить для стимулирования своих сотрудников», – говорит директор филиала.

В рамках ОСМС казахстанцы имеют право бесплатно по направлению врача пройти компьютерную томографию, МРТ, ПЦР-диагностику, сдать биохимический анализ крови, ИФА.

Кроме того, отдельной строчкой в схеме финансирования теперь пойдут школьная медицина и неотложная медпомощь. На школьную медицину выделено порядка 470 млн тенге. Дети будут проходить обследование два раза в год, в том числе и у стоматологов. Станут доступны многие плановые операции, в том числе и высокотехнологичные, стоимость которых достигает нескольких миллионов тенге.

Поскольку не все поликлиники располагают дорогостоящим оборудованием, медучреждения будут заключать договоры с другими организациями. Одно основное требование – все частные медицинские клиники должны иметь лицензию и быть в реестре поставщиков фонда обязательного медицинского страхования.

«Если в поликлинике не хватает своих узких специалистов, они смогут направлять в другие клиники, чтобы не создавать большие очереди. Например, у них месячные очереди к офтальмологу, они имеют полное право отправить на консультацию в другую медорганизацию, и за это не пациент должен платить, а медорганизация», – говорит Айдар Ситказинов.

Как отслеживаются жалобы и звонки

В круглосуточном режиме все претензии принимают и консультируют сотрудники колл-центра «1406». По данным ФОМС, на сегодня в контакт-центр поступило более 37 тысяч обращений от граждан, из которых порядка 3% – это жалобы.

Допустившая нарушения клиника может поплатиться рублем. «Мы вводим меры экономического воздействия – если претензия пациента подтверждается, то накладываем дефект (штраф)», – говорят в фонде.

Причем суммы разные, от 5 тыс. тенге, может дойти и до миллиона. Всего по городу 188 медицинских организаций. Фонд работает с 95, из них 31 государственная и 64 частные.

Анализируют и отслеживают в филиале фонда и очереди на госпитализацию по всем больницам столицы.

По данным филиала фонда, около 20 тысяч человек в Нур-Султане еще не прикрепились к поликлиникам. До 1 апреля все считаются условно застрахованными, соответственно, до этого срока имеют право получить вышеуказанные услуги.

За этот период казахстанцы должны прикрепиться к поликлинике и делать отчисления. Ставки для каждой группы населения разные, для работников по найму, к примеру, это 1% с зарплаты, за 15 групп населения (дети, пенсионеры, многодетные, заключенные, инвалиды и другие) оплачивает государство. Подробнее о ставках можно прочитать здесь. или рассчитать по калькулятору, пройдя по этой ссылке

Не подтвердившие свой статус в ОСМС могут получить минимальный пакет обследований в поликлиниках, экстренную медпомощь, определен также перечень заболеваний, которые лечатся за счет государства, обеспечивается лекарствами. Это онкология, ВИЧ, туберкулез, наркология, психиатрия и другие.

Айгуль Тулекбаева

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

С финансовой отчетностью фонда ознакомился inbusiness.kz.

12 Февраль 2020 11:08 12116

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

Начнем с цифр. Фонд обязательного социального медстрахования (ФОМС) за время своего существования получил от казахстанцев в виде отчислений и взносов миллиарды тенге. Если быть более точным, то в 2017 году на свои счета фонд получил 32,2 млрд тенге, а в 2018 году – 100,7 млрд (отчета за 2019 год в открытом доступе пока нет). Большую часть всех собранных денег фонд должен потратить на лечение граждан, а меньшую (не более 5,18%) взять в качестве комиссионного вознаграждения для оплаты своего труда и на административно-хозяйственные расходы.

2017 год: зарплата, имидж, инвестиции

Как следует из отчетности, фонд получил 32,2 млрд и из этих денег взял себе 6,85% в качестве комиссионного вознаграждения. На что были потрачены эти деньги? 697 млн – на зарплаты 250 сотрудникам (при этом 83,6 млн составило вознаграждение восьми членов правления), еще 107,7 млн ушло на аренду имущества, еще 39,5 млн – на рекламу, услуги по информационному и имиджевому сопровождению…

Порядка 2 млн были потрачены на услуги банков, и еще 2,6 млн – на аудиторские. Почти 4 млн в таблице расходов указаны как «Совет директоров» и более 5 млн – как «Сопровождение программного обеспечения» (не исключено, что речь идет о медицинской информационной системе Damumed).

На общие и административные расходы ФОМС потратил 995,5 млн тенге. Кроме этого, на сайте госзакупок размещена информация о 513 контрактах на сумму около 300 млн тенге (в планах у фонда было заключить 712 сделок на 659 млн тенге).

Порядка 30 млрд фонд передал в управление Нацбанку. Согласно договору, заключенному с регулятором, Нацбанк не гарантирует получение дохода и не несет ответственности за какие-либо убытки и неполученные доходы, связанные с неудачным инвестированием. Главный банк страны в качестве управляющего несет ответственность только за оплату услуг кастодианов, депозитариев, организаторов торгов, расходы по проведению платежей, а также другие расходы, которые могут возникнуть при доверительном управлении. Независимо от успеха или провала (как уж получится) Национальный банк берет за свои труды комиссионное вознаграждение. В 2017 году услуги по доверительному управлению обошлись фонду почти в 2,5 млн тенге. Сколько доходов или убытков принесло инвестирование страховых миллиардов Нацбанком, в отчете, к сожалению, не сказано.

С такими финансовыми показателями фонд закончил свои первые полгода работы.

2018 год: изучить общественное мнение

Денег от населения и от работодателей поступило почти в три раза больше, чем в 2017-м. Расходы фонда и штат сотрудников тоже выросли.

В фонде уже работало 416 сотрудников, их годовой фонд оплаты составил 3 млрд тенге (в среднем каждый сотрудник в 2018 году получал 610,5 тыс. тенге в месяц). Общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге. Аренда имущества – 447,6 млн тенге, рекламные и имиджевые услуги – 60 млн, сопровождение программного обеспечения – 66 млн.

В пять раз выросли командировочные расходы – в 2017 году на перелеты фонд потратил 8,6 млн, а в 2018-м – 47 млн тенге. Появилась и новая статья расходов – на услуги по изучению общественного мнения у фонда ушло почти 30,5 млн тенге. Еще 24,8 млн фонд потратил на страхование (в 2017-м страхование обошлось всего в 40 тысяч тенге).  8 млн тенге ушли на обучение сотрудников.

За услуги по доверительному управлению фонд заплатил 21,5 млн тенге. Услуги банков стоили около 7,5 млн тенге, а аудиторские – 6,7 млн. Информации об инвестиционной прибыли в отчете нет.

За год, согласно документам, на общие и административные расходы фонд потратил 4,4 млрд тенге. На сайте госзакупок есть информация о 222 заключенных контрактах на сумму 922,1 млн тенге. По плану у фонда было 256 пунктов на 2,3 млрд тенге.

2019 год: три дня в Лондоне

На момент публикации статьи финансового отчета за 2019 год на сайте ФОМС нет. В министерстве здравоохранения на запрос inbusiness.kz касательно финансовых показателей фонда медицинского страхования в течение девяти дней не ответили.

На сайте госзакупок сообщается о 324 заключенных сделках на сумму 1,3 млрд тенге. Фонд активно арендовал офисы, покупал мебель, оргтехнику, заказывал рекламу и полиграфию, проводил семинары и обучал сотрудников… К примеру, трехдневный курс «Управление в здравоохранении» в Лондоне для трех сотрудников обошелся почти в 5 млн тенге.

На 2020 год на сайте госзакупок фондом запланировано 272 пункта на 3,3 млрд тенге…

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: