Кто в Казахстане "оплатит" поднятие минимальной зарплаты, не ясно

10906

Пока источники финансирования еще не озвучены, свой рецепт предложил экономист ИМЭП.

Кто в Казахстане "оплатит" поднятие минимальной зарплаты, не ясно

Государству следует затянуть пояс, исключив неэффективные расходы. А также прекратить финансирование проектов, не оправдывающих себя, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Магбат Спанов.

В интервью inbusiness.kz он прокомментировал некоторые моменты послания президента.

– Президент поручил повысить минимальную заработную плату до 60 тысяч. Как это повлияет на снижение бедности, на казахстанцев?

– С точки зрения ожидания общества это очень положительный аспект. Мы видим, как, по данным зарубежных финансовых институтов, выросло количество бедных в Казахстане, почти в два раза по итогам 2020 года. Нынешний минимальный уровень заработной платы не обеспечивает получение основных минимальных потребностей человека. А повышение минимальной зарплаты с 2022 года может приостановить рост бедности среди населения.

Но, как любого экономиста, изучавшего политическую экономию, меня волнует экономическая основа повышения – как и за счет каких источников и ресурсов?

Я поясню. Реальная база роста может возникнуть тогда, когда идут рост производительности, увеличение налоговой базы, экономический рост. Пока мы видим только рост расходной части бюджета правительства. Есть и другой путь – просто напечатать дополнительные бумажные деньги. Но это может привести к неконтролируемой инфляции, что, кстати, особенно подчеркивалось в выступлении.

С учетом того, что рост прежних расходов шел в основном за счет ресурсов Нацфонда, пока не до конца понятны источники, то есть за счет чего будет идти повышение минимальных зарплат.

– Президент говорил о том, что нужно прекратить практику увеличения трансфертов из Нацфонда.

– Это очень правильный и своевременный шаг. Если прекратится изъятие ресурсов, в резерве у правительства есть несколько направлений, за счет чего их можно увеличить или сформировать. Первое – это за счет роста экономики, на базе увеличения налогооблагаемой базы, второе – за счет рационального бюджетирования, третье – за счет уменьшения расходной части бюджета.

С одной стороны, необходимо "туже затянуть пояса", исключить ненужные траты, сосредоточиться на ключевых направлениях. У нас есть неэффективные расходы, которые оцениваются на уровне счетного комитета в размере 1 трлн тенге (!), а это 12-я часть годового бюджета. Соответственно, за счет перенаправления тех или иных ресурсов можно добиться положительного результата. Кроме того, надо прекратить финансировать проекты, расходы на которые не оправдывают себя в будущем.

– Например, от чего мы могли отказаться?

– От того же столичного ЛРТ, который находится в стадии реализации с 2005 года.

Второе – пересмотреть принципы строительства жилья за счет госбюджета. В данный момент в основном рост строительства идет за счет заказов от государства, что, по моему мнению, в ближайшие три года может привести к кризису, аналогичному американскому финансовому кризису в 2007-2008 годах.

Государству необходимо создавать условия, чтобы каждый житель страны (кроме социально уязвимых) мог обеспечивать себя за счет собственных накоплений, собственной работы.

То есть направлений, где можно будет найти дополнительные ресурсы в собственной экономике, достаточно, но это потребует коренной модернизации экономики и управления, что отмечалось и в послании.  

С другой стороны, несмотря на развитие "зеленой" экономики для того, чтобы страна развивалась в дальнейшем, мы должны вкладывать опережающие инвестиции в горнодобывающей сектор. То есть если в послании 2020 года был определенный отказ от программ, связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов, и упор был сделан в первую очередь на переработку, то сейчас парадигма развития экономики в этом направлении будет постепенно меняться, и это правильно.

– Мы много говорим о том, что слишком много государства в экономике. Сегодня тоже была об этом речь. Есть убыточные госпредприятия…

– Я вам сразу скажу, это процесс достаточно сложный и трудоемкий, потому что современная экономическая система выстраивалась в течение последних 20 лет. И, конечно, в предполагаемой модернизации очень многое зависит от совместных действий и работы правительства, региональных акиматов и администрации президента. За короткий срок оно не может сразу заново переформатировать и построить новую экономическую систему.

Иначе получится, как бывает в строительстве: сломали старый дом, но не успели построить новый. В итоге можем оказаться на улице. 

Правительство при формировании бюджета на 2022 год будет руководствоваться направлениями, заложенными в нынешнем послании президента, и вносить корректировки в ранее принятые программы и планы до 2025 года.

В результате уже в декабре текущего года в бюджете на 2022 год мы сможем увидеть все финансовые затраты на предложенные в послании решения.

Кроме того, хотел бы отметить, что среди убыточных предприятий много производств, которые имеют социальную значимость. Но доля частного сектора в ВВП однозначно должна быть выше, чем сейчас.

– Самая большая боль в нашей стране – это коррупция и размытая ответственность госаппарата.

– Да, такая проблема существует в нашем обществе, и это в послании особенно подчеркивалось. К сожалению, у нас пока не создана в обществе нетерпимость к коррупционерам. Зачастую отношение к таким людям в обществе вполне лояльно, хотя должно быть осуждение и неприятие к самому явлению. Только при таком изменении отношения к явлению на уровне большинства общества начнется реальное снижение коррупции и доли теневого сектора в экономике.

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться