/img/tv1.svg
RU KZ
Кто загрязняет воду и воздух: наказания за экологические преступления будут жестче

Кто загрязняет воду и воздух: наказания за экологические преступления будут жестче

Новый кодекс ужесточает ответственность за преступления против экологии.

10:15 20 Сентябрь 2019 6162

Кто загрязняет воду и воздух: наказания за экологические преступления будут жестче

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Ахметжан Примкулов презентовал проект нового Экологического кодекса, который серьезно ужесточает наказания за преступления против экологии.

Штрафы, сроки, механизмы

Авторы законопроекта предлагают наказывать бизнес даже не за фактическое загрязнение окружающей среды, а уже за отказ от внедрения новых экологических технологий. В общем, одним их главным новшеств кодекса станет внедрение наилучших доступных технологий (НДТ).

По новым законам, все предприятия-загрязнители 1-й категории будут обязаны установить специальные датчики, позволяющие в режиме онлайн контролировать объем эмиссии. Этот механизм, к слову, уже внедряется в Павлодаре и Усть-Каменогорске.

«Мы планируем повысить налоговые ставки для предприятий, которые откажутся от обновления технологий, а в случае внедрения освободим от оплаты за эмиссию в окружающую среду», – сказал во время презентации нового кодекса вице-министр Ахметжан Примкулов.

Впрочем, не только налоги, но и штрафы в отношении крупных предприятий возрастут в среднем в 10 раз. Увеличатся и сроки привлечения к ответственности за совершение правонарушений против экологии.

«Раньше это был всего год, и если уполномоченный орган не успевал привлечь к ответственности за это время, то предприятие от ответственности освобождалось, – пояснил Примкулов. – Теперь мы этот срок увеличили до трех лет».

Увеличится и срок исковой давности за причиненный ущерб.

«Вместе с тем мы исключаем понятие «косвенная оценка экологического ущерба» и вводим понятие «ремедиация» (восстановление изначальных показателей почвы, воды или воздуха при ликвидации последствий загрязнения. – Прим. ред.) Ремедиация подразумевает, что сам загрязнитель будет обязан в полной мере возместить ущерб, принять все меры чтобы вредное воздействие на окружающую среду было исправлено», – сказал вице-министр.

Все мусоровывозящие компании будут обязаны установить на своих машинах GPS и предоставлять уполномоченным органом исчерпывающую информацию: где, у кого и какие отходы забрали и куда все эти отходы отвезли. Полигоны, в свою очередь, тоже будут отчитываться, сколько отходов отсортировали и сколько и каких захоронили. Предприятия, которые занимаются переработкой и утилизацией отходов, по новым законам, будут обязаны пройти лицензирование.

«Давно необходимо этот рынок упорядочить», – подчеркнул Примкулов.

По европейскому примеру

По новому кодексу, все средства, которые платят те, кто загрязняет воду и воздух, будут направлены исключительно на восстановление экологии. Раньше такого не было. «Экологические деньги» направлялись на любые другие цели, но не на заботу об экологии. Новый законопроект эту несправедливость исправит: «экологические деньги» пойдут только на решение экологических проблем, а за основу здесь взят европейский опыт.

«На сегодня плата за эмиссию в окружающую среду идет в общий бюджет, и неизвестно, куда тратятся эти деньги. Местные исполнительные органы решают совсем другие проблемы – строят детские сады, школы, больницы. Согласно новому кодексу, стопроцентная оплата эмиссии в окружающую среду должна расходоваться на природоохранные мероприятия, причем в том регионе, где эти деньги аккумулируется», – заявил Примкулов. По его мнению, эта мера поможет своевременно решать региональные экологические проблемы.

В заботе об экологии

Примкулов обещает, что уже в декабре этого года кодекс будет внесен в Парламент: «До конца этого года проект кодекса будет внесен в мажилис, в течение следующего года, как мы предполагаем, депутаты его рассмотрят и утвердят. С 2021 года кодекс вступит в законную силу».

Потом, в течение трех лет, в Казахстане планируется разработать национальный справочник. К слову, Европа, по словам вице-министра, на это дело потратила порядка 10 лет. Следующий этап – один год, который будет дан бизнесу на переход и внедрение НДТ.

«Это норма будет у нас добровольно-принудительной, – пояснил министр. – Если бизнес добровольно не перейдет на наилучшие доступные технологии, то каждые три года будут повышаться ставки платы за вред в окружающую среду: сначала – в два раза, потом – в четыре, потом – в восемь раз».

Катерина Клеменкова

До климатической катастрофы осталось около семи лет

Можно ли полностью перейти на «зеленую» энергию, и какие есть альтернативы.

01 Октябрь 2020 11:42 293

В Нью-Йорке на прошлой неделе установили большой таймер с обратным отсчетом до глобальной климатической катастрофы. «Климатические часы» показывают, что до нарушения углеводного баланса на Земле осталось чуть больше семи лет. На часах можно также увидеть процент энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников (ВИЭ). Американские уголки в Казахстане запустили онлайн-экосеминар для казахстанских учителей и активистов. Это 30 часов стрима, более 300 участников и шесть дней погружения в экотематику. Последний поток, на который зарегистрировались более 600 человек, начнется 5 октября.

На экосеминаре были представлены последние данные по экологической ситуации в мире. Так, из-за отсутствия доступа к питьевой воде каждый день в мире умирают 4,5 тысячи детей. Каждый восьмой житель Земли голодает. Это около 820 миллионов человек. При этом на помойку выбрасывается около трех миллиардов тонн съедобной еды. Каждую минуту исчезает три биологических вида животных, птиц или растений. Каждый житель планеты в год производит около тонны мусора, в общей сложности это больше семи миллиардов тонн бытового мусора.

Участники семинара познакомились с видами экономик и подробнее изучили альтернативы существующей линейной экономике. Линейная экономика состоит из пяти процессов – добыча природных ресурсов, производство товаров и вещей, распределение через магазины, потребление и последующая утилизация отходов и мусора.

Уже некоторое время компании и государства поддерживают и стремятся внедрить циркулярную экономику. Данная альтернатива линейной экономике популярна, так как состоит из четырех не прерывающихся циклов – производства, распределения, потребления и утилизации, где любой товар подвергается вторичной переработке.

В стремлении внедрить циркулярную экономику компании Google и SAP запустили конкурс «Циркулярная экономика – 2030», где предлагается разработать разные циркулярные решения. Всемирный экономический форум разрабатывает программу Scale 360, чтобы оказать поддержку предпринимателям масштабировать свои циркулярные решения.

Однако во внедрении циркулярной экономики есть ряд сложностей. Не во всех странах предусмотрено законодательство, которое регулировало бы вопросы переработки отходов. Также существуют проблемы в отсутствии технологий для переработки мусора в развивающихся странах, а в некоторых мусор просто сжигается или закапывается. К тому же не все материалы можно подвергать многократной переработке. Единственные материалы, которые можно бесконечно перерабатывать, – это металл и стекло. При переработке многих материалов требуются дополнительные вещества, в особенности вода. На всех этапах переработки необходима энергия. До тех пор, пока 100% энергии не будут вырабатываться из ВИЭ, нельзя говорить о циркулярной экономике.

Участникам экосеминара представили концепцию waste-management, в переводе с английского языка «управление отходами». Особенность концепции в том, что каждый житель планеты может внести положительные изменения и предотвратить климатическую катастрофу, следуя стратегии по сокращению мусора. Стратегия 6R состоит из шести простых рекомендаций.

Это rethink, с английского слова «переосмыслить». Невозможно построить «зеленую» экономику, если мы не переосмыслим свои ценности и не изменим кардинально образ жизни.  

Refuse – отказаться от всего ненужного и того, что навязано рекламой и экономикой.

Следующий шаг – repair, то есть отремонтировать. В современном мире ремонтировать вещи становится непопулярно, и зачастую бывает дешевле купить новую замену. Таким образом, люди позволили себя загнать в колесо «работа-супермаркет-мусорка».

Reduce – уменьшить потребление. Если задуматься, то можно прийти к тому, что для счастья не нужно иметь 10 пар джинсов и каждый год покупать новый смартфон.

Reuse – найти новое назначение предмету или повторно использовать. Можно ходить на дармарки и фри-маркеты, обмениваться с другими или продавать вещи. Последнее, что можно сделать с вещью, – это выкинуть в мусорку.

Последнее и самое не главное – recycling-переработка. Переработка мусора – это крайняя мера сокращения отходов, так как не все виды отходов поддаются переработке. Например, на естественную переработку одной сигареты требуется два года, на жевательную резинку – пять лет, на алюминиевую банку – 100, а на пластиковый пакет – 450.

У человечества осталось лишь семь лет для предотвращения экологической катастрофы. Чтобы добиться глобальных изменений, каждый человек на планете должен начать с осознанности и уменьшить свой собственный экослед. Нет необходимости пытаться сделать все и сразу, но достаточно начать с того, чтобы выработать три-пять экопривычек, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Айнур Искакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Экологический мониторинг автотранспорта Алматы за 331 млн тенге заказал городской акимат

Лот опубликован на сайте государственных закупок.

30 Сентябрь 2020 09:22 666

Фото: Максим Морозов

Услуги по проведению экологического мониторинга автотранспорта в городе Алматы заказало управление «зеленой» экономики акимата. Лот опубликован сегодня, 30 сентября на сайте государственных закупок. Прием заявок продлится до 2 октября. На проведение закупки акимат выделил 331 млн тенге.

Как указывается в технической спецификации, цель мониторинга – получение данных по автомобильным выбросам с экологических постов (модульных зданий) контроля автомобильного транспорта в городе Алматы, а также разработка, анализ и обслуживание программного обеспечения для принятия управленческих решений, направленных на уменьшение вредного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух города. Обосновывая проведение работ, заказчик сообщает, что город Алматы является признанным экономическим, культурным, образовательным и научным центром страны. В городе регулярно проходят важные международные события. Также у Алматы огромный потенциал развития туризма. При этом, как указано в программе развития «Алматы-2020», по показателям экологии Алматы значительно отстает от уровня развитых городов мира. Наиболее важная экологическая проблема города – загрязнение атмосферного воздуха. Специфичные природно-климатические особенности, низкий уровень естественной продуваемости территории способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, что приводит к формированию смога. Одним из основных поставщиков загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются выбросы от автотранспорта.

«В городе за последние годы произошло значительное увеличение количества автотранспорта. При этом автомобилисты технический осмотр зачастую проходят в уведомительном порядке без реального посещения авторизованных пунктов. Режим карантина, введенный в начале года, показал, что при снижении количества автотранспорта в городе значительно улучшается ситуация с качеством атмосферного воздуха. Одним из важнейших мероприятий по решению данной проблемы является контроль экологического состояния автотранспорта, передвигающегося по городу», – сообщается в техспецификации.

В требованиях к местам установки экологических постов указано, что в качестве мест установки экологических постов (модульных зданий) необходимо выбирать магистрали (участки) с повышенной интенсивностью движения – в среднем более 200 автомобилей в час. При высокой интенсивности движения контроль проходящих автотранспортных средств проводится по направлению в центр города. Контроль должен осуществляться ежедневно и круглосуточно. Контролируемые параметры. Для двигателей, работающих на бензине и на газе: углеводороды, оксид углерода, диоксид углерода, окислы азота, кислород. Для дизельных двигателей – дымность отработавших газов.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!