Национальная палата предпринимателей (НПП) "Атамекен" обратилась к премьер-министру Олжасу Бектенову с тревожным сигналом: планы КТЖ по изменению тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок могут нанести удар по ключевым отраслям экономики, особенно по зерновому экспорту. Об этом передает inbusiness.kz со ссылкой на apk-news.kz, в распоряжении которой оказалось письмо НПП на имя премьера.
Как сообщает НПП, национальный железнодорожный оператор — АО "НК "ҚТЖ" — намерен отменить дифференциацию тарифов по видам грузов с 2026 года. Это приведёт к резкому росту стоимости перевозок — в частности, тарифы на транспортировку зерна увеличатся в 3,1 раза уже в 2026 году, а к 2030 году — в 4,2 раза. Таким образом, логистические расходы могут окончательно "нокаутировать" конкурентоспособность казахстанской пшеницы на внешних рынках.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что реформа продвигается без полноценной проработки последствий и без внедрения обещанной новой методологии тарификации. Потраченные 700 млн тенге на её разработку так и не привели к прозрачному и сбалансированному решению, заявляют в палате предпринимателей "Атамекен".
В текущей модели КТЖ предлагает уравнять все тарифы по типам грузов, независимо от их экономической значимости или рентабельности. В результате стоимость перевозки зерна и других сельхозпродуктов сравняется с уровнем, установленным для нефти — одного из самых дорогих грузов.
Это решение уже вызвало волну тревоги у аграриев, логистов и переработчиков. Так, только из-за роста транспортных затрат прогнозируется увеличение себестоимости производства пшеницы, что, в свою очередь, может спровоцировать рост цен на продукты питания на 15-20% в период с 2026 по 2030 годы. Особенно тяжело это скажется на южных регионах Казахстана, где сырьё доставляется преимущественно по железной дороге.
Кроме того, новое тарифное давление ставит под угрозу существование предприятий химической отрасли, таких как АО "КазАзот" и ТОО "Казфосфат", а также обострит проблемы энергообеспечения. Повышение тарифов на уголь может привести к росту цен на коммунальные услуги и энергию для населения — по прогнозам, только в 2026 году бытовой уголь подорожает на 5 263 тенге за тонну, а к 2030 году — почти на 8 000 тенге.
Несмотря на участие бизнеса в рабочей группе при министерстве транспорта, "Атамекен" заявляет о формальном подходе к обсуждению изменений и доминировании позиции КТЖ. Конструктивные предложения предпринимателей не были учтены, а проект решения уже подан в Комитет по регулированию естественных монополий.
Предпринимательское сообщество призывает пересмотреть текущий курс реформ. В своём обращении к премьеру бизнес требует:
- сохранить дифференциацию тарифов по видам грузов;
- ограничить рост тарифов уровнем инфляции;
- передать разработку тарифной методологии в министерство национальной экономики;
- установить ценовой предел не выше 1,0 (вместо предложенного максимального коэффициента 3,0).
В противном случае, по мнению экспертов, Казахстан рискует не только утратить позиции на мировом рынке, но и столкнуться с волной подорожания продуктов, коммунальных услуг и массового сворачивания производства.
Читайте по теме:
КТЖ поднимает цены: новые долги требуют повышенных тарифов