Национальные холдинги и компании с госучастием регулярно становятся предметом критики со стороны экспертов. В парламенте то и дело звучат возмущения по поводу больших заимствований субъектами квазигосударственного сектора, низкой отдачи от их деятельности в экономике страны, значительного объема финансирования их из бюджета. Как следует из отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, несмотря на всю критику и активную работу по разгосударствлению экономики, ситуация не претерпела существенных изменений.
В отчете об исполнении республиканского бюджета за 2016 год, текстом которого располагает abctv.kz, отмечена наблюдающаяся в последние три года тенденция снижения количества юридических лиц с участием государства, в сравнении с 2013 годом снижение отмечено на 17%. Вместе с тем наибольшая доля госучастия по-прежнему наблюдается в промышленности – 69,7%, транспорте – 13,8%, в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и искусстве – 6,4%. При этом, отмечают в Счетном комитете, "за последние пять лет прослеживается динамика снижения эффективности управления активами отдельными субъектами квазигосударственного сектора".
Коэффициент рентабельности активов (ROA) АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" снизился в 2,7 раза – с 7% в 2012 году до 2,6% в 2016 году. А коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) в 2016 году уменьшился почти в 2,8 раза – с 15% до 5,4%.
У АО "НУХ "КазАгро" в 2015 году ROA и ROE "ввиду убыточности сложились отрицательными". По итогам 2016 года холдингом получена прибыль 24,1 млрд тенге, что позволило обеспечить положительное значение рентабельности.
У АО "НУХ "Байтерек" показатель ROE растет – с 2,5% в 2012 году до 6,3% в 2016 году. Но при этом, отмечают в Счетном комитете, имеет место "большая доля заемного капитала (77%), а также инфляционных доходов (доходы от курсовой разницы в 2015 году составили 20% от всей суммы доходов холдинга)". ROA холдинга "Байтерек" показывает неоднозначную динамику: в 2013 году – 1,58%, в 2014-м – 1,79%, в 2015-м – 1,43%, в 2016 году – 1,45%. По оценке Счетного комитета, это свидетельствует о "неустойчивости доходности активов".
Причиной недостаточно эффективного управления активами в Счетном комитете называют высокий уровень расходов по операционной деятельности, наличие непрофильных активов.
Снижается в последние три года и количество прибыльных субъектов квазигосударственного сектора. Согласно оперативным данным, объем чистого дохода в 2016 году увеличился до 709,5 млрд тенге, что в 1,3 раза больше, чем в 2015 году. Но вместе с тем этот показатель на 35,5% ниже уровня 2012 года, когда чистый доход составлял более триллиона тенге. В целом же количество предприятий, завершивших прошлый год с прибылью, сократилось по сравнению с 2015 годом на 45 единиц, или на 19,1%.
Разумеется, это не может не отражаться на размере поступлений дивидендов в бюджет, размер которых сократился на 22%, или на 10,1 млрд тенге.
Судя по цифрам, реальной отдачи от своих вложений в квазигоссектор бюджет страны получает не слишком много. Если за последние три года на пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора направлено 948,5 млрд тенге, то поступления в бюджет дивидендов, части чистого дохода, доходов на доли участия в госсобственности составили 102,6 млрд тенге, или 11% от объема вложений.
"Указанный механизм порождает иждивенческие настроения, не способствует прозрачности расходования средств, а также затрудняет возврат сэкономленных средств в бюджет после реализации инвестиционных проектов", – считают в Счетном комитете.
При этом продолжается странная практика выделения бюджетных средств даже при наличии остатков денег у самих субъектов квазигоссектора. Так, на начало 2016 года в остатках у них числилось 132,2 млрд тенге (на контрольных счетах наличности). При этом в том же году на увеличение их уставного капитала из республиканского бюджета и из резерва правительства дополнительно выделяется 304,8 млрд тенге. Как результат, на конец 2016 года у квазигоссектора сформировались остатки в сумме 113,1 млрд тенге. Причем более 57% от общего объема остатков занимают средства, выделенные АО "Фонд проблемных кредитов" в конце 2015 года.
"По результатам аудиторских мероприятий установлено, что после уплаты чистого дохода в распоряжении субъектов квазигосударственного сектора остаются значительные объемы временно свободных денежных средств, которые на протяжении нескольких лет находятся на депозитных счетах и не направляются на развитие курируемых отраслей экономики. Неэффективное управление бюджетными средствами, выделяемыми субъектам квазигосударственного сектора, приводит к недостижению поставленных перед ними целей и задач по снижению нагрузки на бюджет и привлечению частных инвестиций в экономику", – подчеркивается в отчете.
За 2016 год Счетный комитет провел аудиторские мероприятия в 87 объектах квазигосударственного сектора с охватом средств на сумму 1,5 трлн тенге. Объемы нарушений составили 600 млрд тенге, в том числе финансовые нарушения – 40,6 млрд тенге, процедурные нарушения – 169,8 млрд тенге, неэффективно использованы 180,9 млрд тенге, нарушения актов квазигосударственного сектора – 208,6 млрд тенге.
Так, проведенным аудитом в фонде "Самрук-Казына" за период с 30 сентября 2013 года по 30 сентября 2016 года было охвачено 95,3 млрд тенге. Выявлены финансовые нарушения на 1,5 млрд тенге, неэффективно использованные средства на 1,4 млрд тенге, 16 процедурных нарушений на 86,1 млрд тенге.
Счетный комитет пришел к выводу, что индикаторы программы "Народное IPO" к 2016 году достигнуты не в полной мере. Поскольку вместо шести компаний, планируемых к размещению до 2016 года, фактическое размещение проведено только по двум. При этом вывод простых акций двух компаний не оказал существенного влияния на их показатели.
При этом на консультационные услуги по размещению акций на фондовом рынке и услуги по информационно-разъяснительной работе было потрачено 1,4 млрд тенге в 2011-2015 годах. Однако "результаты консультационных услуг будут неактуальными на момент проведения следующего этапа мероприятий по размещению акций компаний, входящих в группу фонда (не ранее 2018 года)".
Нет результатов и по четырем конкретным проектам, для реализации которых выделялись дополнительные средства на пополнение уставного капитала фонда. Это строительство вторых путей на участке Алматы – Шу и строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай, которые "с 2015 года реализовывались до июня и ноября 2016 года соответственно без утвержденной проектно-сметной документации (ПСД) на общую сумму 34,4 млрд тенге"; по проекту строительства паромного комплекса в порту Курык и эксплуатации универсальных грузопассажирских паромов также отсутствовала ПСД; а по проекту создания и развития СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" Счетным комитетом было установлено, что СЭЗ не производилась плата за пользование земельными участками. Кроме того, по проекту "Строительство сухого порта и объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" не была проведена госрегистрация прав на недвижимое имущество по 13 объектам.
Особое внимание уделено холдингу "Байтерек". Аудитом Счетного комитета было охвачено 1 трлн тенге, финансовые нарушения выявлены на сумму 32,8 млрд тенге, неэффективное использование - 114,4 млрд тенге.
Вместе с тем выявлены более серьезные, системные проблемы. За 2014-2016 годы консолидированные активы группы холдинга выросли более чем в два раза за счет выпущенных долговых ценных бумаг, полученных от банков второго уровня и других финансовых институтов средств, увеличения акционерного капитала, переоценки финансовых инструментов, инфляционных доходов. Несмотря на рост активов, по всем показателям наблюдается ухудшение финансового состояния холдинга. "На риски потери финансовой устойчивости в случае изменения экономических условий и возврата кредитных обязательств указывает коэффициент общей задолженности или финансовой безопасности, который в течение 2015-2016 годов вырос до 3,32 (в 2014 году – 1,76)", – отмечается в отчете.
Несвоевременно используются для реализации поставленных перед холдингом задач и временно свободные средства, которые размещены на депозитных и текущих счетах банков. На 1 июля 2016 года их общая сумма составила 1,4 трлн тенге. Но денежные средства "размещены в финансовые инструменты БВУ с негативным рейтингом "B-". К примеру, по состоянию на 1 января 2017 года на депозитах в АО "Казинвестбанк" остались денежные средства холдинга на общую сумму 9,5 млрд тенге, а также обусловленные депозиты в сумме 16,4 млрд тенге, в том числе национального фонда, предназначенные для финансирования субъектов крупного бизнеса и МСБ.
По сути, выводы Счетного комитета свидетельствуют об одном: вопрос об эффективности работы субъектов квазигосударственного сектора на реальную пользу экономики страны по-прежнему остается открытым.
Ирина Севостьянова