Счетный комитет обрисовал деградацию бюджетных процессов

12405

"Налоговый разрыв" только по КПН и НДС превышает 2 трлн тенге, что сопоставимо с накопленной переплатой налогов в бюджет бизнесом на фоне "формального" освоения пятой части госбюджета.

Счетный комитет обрисовал деградацию бюджетных процессов

Правительство Казахстана пожурили за неэффективность в финансовом хозяйстве. Разница между теоретической суммой налогов, которая должна быть уплачена, и фактическим поступлением, или так называемый "налоговый разрыв", только по двум налогам достигает 2 трлн тенге. При этом кабмин "залез в карман" бизнесу в виде переплаты по налогам еще на 2 трлн тенге на фоне "формального" освоения пятой части госрасходов. Завершает "бюджетный пир" рост соцрасходов и долговой нагрузки, тогда как доля бюджетных инвестиций продолжает катиться вниз по наклонной. Таковы краткие итоги заключения Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета за прошлый, 2018-й, год.

Презентуя итоги исполнения республиканского бюджета, вице-премьер и министр финансов Алихан Смаилов, делал акценты на том, что: доходы (без учета трансфертов) были перевыполнены на 2,3%, или 131 млрд тенге, хотя изначально они были еще выше; дефицит бюджета снизился в два раза (до 729 млрд тенге), а по расходам было достигнуто наивысшее исполнение – 99,99%. Другим важным достижением уже текущего года стало снижение доли госзакупок из одного источника с 55% до 10% после череды бюджетных поправок, подчеркнул министр финансов.

Однако прогноз по налогам на корпоративную прибыль (КПН) и добавленную стоимость (НДС) по факту не достигнут. Так, недобор по КПН составил 67,6 млрд тенге; по НДС – почти 115 млрд тенге.

"Неисполнение КПН связано со снижением доходов банков (на 41,8%, или 40 млрд тенге), а также оборотов по уранодобывающим и горнодобывающим компаниям соответственно на 44% и 9,2%. Не исполнен план по НДС. Причиной послужили снижение оборотов по реализации на 68,9% по 25 крупным налогоплательщикам и наличие переплаты по 86 крупным налогоплательщикам", – пояснил Смаилов.

Тем не менее, отмечен рост недоимки по налогам на 72%, которые в большей степени связаны с доначислениями в ходе проверок по НДС и КПН. Сокращение недоимки в значительной степени (40%) осуществляется за счет банкротства должников, что по мнению главы Счетного комитета Наталья Годунова, говорит "о недостаточной эффективности".

"Значительные суммы переплаты налогов и сумм, подлежащих возмещению, в 2018 году свидетельствуют о продолжении практики исполнения плана поступлений за счет авансовых платежей и приостановления возмещения НДС в конце отчетного периода, что создает нагрузку на бюджет следующего года", – подчеркнула Годунова.

Размер накопленной переплаты налогов в бюджет бизнесом за 2018 год вырос на 84 млрд, до 1,72 трлн тенге. Из этой суммы 84,4% приходится на НДС (1,45 трлн тенге), а 12% – КПН (203 млрд тенге). Причем, говоря о КПН, сумма переплаты образовалась из-за уменьшения рядом компаний размера исчисленных авансовых платежей в связи с полученными по итогам года убытками.

На этом фоне поражает размер "налогового разрыва", который, по расчетам Счетного комитета, только по КПН и НДС на начало текущего года составляет 2 трлн тенге, что говорит о необходимости вводить в бюджетное законодательство понятия "налоговый разрыв" и "налоговый потенциал". К слову, "налоговый разрыв" к "потенциалу" по КПН и НДС в 2018 году составлял 14% и 16% соответственно, что говорит о большом недоборе поступлений.

Впрочем, если верить госаудиторам, каждый пятый тенге (или почти 1,9 трлн тенге) из освоенных в 2018 году 9,3 трлн тенге был "закрыт" по бумагам в декабре. Это создает риски их неисполнения, а также является прямым свидетельством формального подхода к исполнению бюджета и стремлению "избавиться" от бюджетных средств без достижения фактического результата, подчеркнула Годунова.

Некачественные бюджетные решения в прошлом году повлекли 138 млрд тенге неэффективных расходов, что, однако, меньше показателя 2017 года в 3,7 раза; количество корректировок бюджета также сократилось в два раза, следует из выводов Счетного комитета.

Сама структура расходов республиканского госбюджета продолжает смещаться в сторону социального блока (рост на 9,7%), при этом доля капзатрат снизилась до 13%,  сократившись в абсолютных цифрах на 130 млрд, до 1,3 трлн тенге. Дефицит капзатрат бюджета создает озабоченность относительно бюджетной обеспеченности, что создает волатильность в "правила игры" между сторонами бюджетного процесса.

"Предприниматели и инвесторы хотят быть уверенными в том, что у Правительства есть конкретные планы и финансы для их реализации, и оно не будет от них отклоняться. А у нас из числа мер господдержки бизнеса, предусмотренных программами, порядка 40% ежегодно меняется. При этом не все госпрограммы доводятся до конца, поскольку досрочно ставятся на утрату либо принимаются в новой редакции на более долгий период", – констатировала глава Счетного комитета.

Вызывает озабоченность и растущий госдолг Правительства, на погашение и обслуживание которого в прошлом году была потрачена рекордная сумма – 1,07 трлн тенге, или 12,2% доходов республиканской казны при допустимом безопасном уровне в 15%. На начало 2019 года его размер достиг 25,8% ВВП страны, или 15,4 трлн тенге, который вырос на 1,88 трлн, включая переоценку валютных займов. В 2019 году размер долга подойдет к предельному уровню, и при сохранении тренда долговая нагрузка рискует выйти за пределы управляемого и безопасного уровня. 

Султан Биманов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться