Квазизакуп отдадут под контроль

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
6893

Правительство поддержало идею о контроле за закупками квазигоссектора.

Квазизакуп отдадут под контроль Фото: Мария Матвиенко

Закупки субъектов квазигосударственного сектора с 2018 года могут оказаться под контролем министерства финансов. Соответствующий законопроект поддержало правительство во вторник на своем заседании, а уже осенью за его рассмотрение возьмутся депутаты парламента.

"По закупкам квазигоссектора предлагается установить единые правила закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе нацхолдингов "Самрук-Казына", "Байтерек", "КазАгро", – сообщил, выступая на заседании правительства, министр финансов Бахыт Султанов.

Предлагается законодательно закрепить подконтрольность государству закупок квазигоссектора. При этом будет установлена ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство.

"При этом очень важно понимать, что никто не собирается возвращать в орбиту Закона "О государственных закупках" регулирование закупок квазигоссектора. Для закупок квазигоссектора будут разработаны отдельные правила, которые, в отличие от государственных закупок, будут более гибкими. Они будут содержать лучшие практики корпоративного сектора", – подчеркнул глава минфина.

Одним лишь квазисектором минфин не ограничивается. Планируемые изменения затронут все сферы закупок. В частности, сократятся возможности для манипуляций с закупками из одного источника. Министр констатировал, что их доля сегодня велика: только в 2014 году доля таких закупок от общего объема составляла 79%, в 2015 году – 75%, в 2016 году – 69%. При этом значительная часть таких закупок проводится из одного источника, выбранного по результатам несостоявшегося конкурса. Именно этот вид закупок из одного источника содержит набольшие коррупционные риски.

"Основная доля несостоявшихся конкурсов, а это около 80%, приходится на работы, связанные со строительством. Это несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в сфере строительства. В среднем количество участников на один такой конкурс составляет семь-восемь компаний. Причины массовых отклонений заявок по закупкам строительства в основном связаны с проектно-сметной документацией. Конкурсные документации требуют представления неоправданно большого количества подтверждающих документов и содержат устаревшую технику. В целях недопущения отклонений по формальным причинам мы упрощаем требования к участникам закупок, где упор будет сделан на положительный опыт (репутацию), коэффициент налоговой нагрузки", – объяснил господин Султанов.
Также предлагается расширить действие института предварительного квалификационного отбора, который сейчас в госзакупках предусмотрен только по строительству объектов первой категории сложности.

Кроме того, предусмотрена и возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. Такой подход, полагают в минфине, позволит приобретать мебель и продукцию легкой промышленности, а также автотранспорт и другие виды товаров в комплекте, независимо от мест поставок.

"То есть единый организатор по заявкам заказчиков сможет формировать лоты по отраслевой принадлежности (детские сады, школы, больницы, административные госучреждения), что позволит стандартизировать закупки", – пояснил министр.

Предлагаемые новшества поддерживает бизнес-сообщество. Как сообщил председатель правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов, больше половины предложений, внесенных в законопроект НПП, были учтены.

"По единым подходам бизнес поддержит, это тоже было наше предложение. Потому что у нас четыре вида закупок – государственные, фонды, недропользователей и системообразующие, и они все обслуживаются на разных площадках. И бизнесу очень тяжело: у каждого свои коды, реестры, правила", – привел он пример.

Возражения нашлись у квазисектора. Как заявил глава фонда "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев, контроль со стороны минфина за закупками квазисектора станет шагом назад и даже повлияет на стоимость компаний при выходе IPO.

"Я бы хотел напомнить, что это уже было, и этот возврат к прежней практике, на наш взгляд, может стать шагом назад, – заявил он. – Мы не возражаем против установления единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора и установления ответственности работников квазигоссектора за нарушение правил закупок через административное и коррупционное законодательство. Но у нас есть вопросы по второму направлению, когда закупки квазигосударственного сектора предлагается загнать под контроль Министерства финансов. Нам кажется, что в предверии IPO это может сыграть негативную роль при оценке наших компаний. Закупки относятся к операционной деятельности компании, и инвесторы будут достаточно чувствительны к тому, что закупки коммерческих организаций регулируются государственными органами. (...) Мы предлагаем, что надо наши правила привести в единый формат, и чтобы все-таки эти правила регулировались решениями советов директоров холдингов, где по нашему холдингу председателем является премьер-министр, и членами совета директоров – министр финансов, министр национальной экономики, помощник Главы государства. Я думаю, этого достаточно, чтобы держать закупки квазигосударственного сектора под контролем государства".

"Я считаю, что здесь такого мы не должны допустить, и не будет, – возразил ему министр финансов. – На самом деле, когда мы говорим о подконтрольности, речь идет о координации служб внутренних аудитов. Потому что действительно много проблем, которые могли быть решены на уровне компаний. Поскольку нет такой координации, мы на первом этапе сделаем только координацию, и если надо будет, на следующих этапах вообще уйдем, если система корпоративного управления действительно перекроет эти проблемы".

В итоге после недолгого обсуждения законопроект правительство поддержало, и до конца июня он будет внесен на рассмотрение парламента.

Ирина Севостьянова