RU KZ
Леа Белски – главный директор ведущей образовательной онлайн-платформы Coursera – о том, как заработать на счастье

Леа Белски – главный директор ведущей образовательной онлайн-платформы Coursera – о том, как заработать на счастье

15:00 18 Май 2020 3836

Леа Белски – главный директор ведущей образовательной онлайн-платформы Coursera – о том, как заработать на счастье

Автор:

Меруерт Жакиянова

Эксклюзивное интервью на телеканале ATAMEKEN BUSINESS в программе Exclusive.

Как COVID-19 изменил систему образования? Почему наука о счастье сегодня самая востребованная дисциплина? Получить ученые степени онлайн – возможно? На эти и другие вопросы отвечает Леа Белски – главный директор ведущей образовательной онлайн-платформы Coursera. В прошлом году американский Forbes оценил образовательного единорога в $1 млрд. В период пандемии показатели компании только росли.

– Дистанционное образование во время пандемии так или иначе коснулось каждого из нас. Как этот период отразился на Coursera? Ваша образовательная онлайн-платформа – одна из самых крупных, американский Forbes в карантин оценил ее в 1 млрд долларов. С введением карантина у людей появилось больше свободного времени, наверняка, есть всплеск в количестве подписок. Какие курсы сейчас особенно востребованы?

– Для тех, кто не знаком с Coursera, – это глобальная образовательная онлайн-платформа с курсами из 150 лидирующих компаний и университетов по всему миру, их сейчас порядка 3 тыс.. Мы обслуживаем около 50 млн учащихся по всему миру, в основном это взрослые люди, которые приходят к нам за знаниями по разным направлениям, чтобы преуспеть в карьере. Последние несколько месяцев в онлайн-пространстве были удивительными. Сразу после того, как пандемия начала распространяться по всему миру, из-за закрытия школ, согласно ЮНЕСКО, на домашнем обучении оказалось сразу полтора (1,5) миллиарда учеников. И мы в Coursera решили запустить новый проект, превратить нашу платформу в своеобразный кампус и обеспечить бесплатный доступ студентам университетов со всего мира. Реакция была поразительной. У нас было зарегистрировано 40 тысяч подписчиков, откликнулись 8 тыс. организаций. И это только начало. По мере того как страны одна за другой уходили в локдаун, количество наших слушателей росло. Сейчас популярны курсы по карьерному росту, особенно востребован спецкурс от Йельского университета «Наука о счастье», разработанная профессором Лори Сантос. В среднем каждый подписчик Coursera тратит $50 в месяц.

– География подписчиков Coursera расширилась?

– 60 процентов нашей аудитории – это иностранцы. В Азии, к примеру, у нас более 16 млн учеников, а в Казахстане – 166 тысяч слушателей. 380 наших курсов переведены на русский и пока что пять – на казахский. Как видите, международная аудитория обширна, как и сами образовательные организации.

– Какие курсы, специализации и университеты предпочитает казахстанская аудитория?

– Сразу скажу, что средний возраст казахстанских студентов на нашей платформе – 41 год. Самые востребованные курсы среди них – «Английский язык» для развития карьеры, мегапопулярный курс на площадке «Научитесь учиться», который раскрывает слушателю науку обучения, он помогает понять, какое умственное состояние подходит для запоминания того или иного понятия, это отличная программа. Еще один популярный курс – «Программирование для всех». Также в Казахстане популярны лекции, которые я уже упоминала, – «Наука о счастье». Он помогает людям следовать своему пути и наслаждаться жизнью.

– После старта пандемии в Coursera запустили курсы по COVID-19. О чем эти лекции и насколько они популярны?

– Самый популярный курс со стотысячный аудиторией, который мы запустили в этот период, – от Имперского колледжа Лондона, он называется «Наука имеет значение: все о коронавирусе». Также есть программа от Университета Джонса Хопкинса «Эпидемиология в борьбе с COVID-19», другой курс – «Управление разумом» от Университета Торонто, который помогает работать с психологическим здоровьем во время пандемии. Еще ряд лекций от Университета Джонса Хопкинса по отслеживанию больных COVID-19 и масса других программ по предотвращению распространения заболевания

– Я знаю, что Coursera запустила проект по бесплатному доступу к своим программам для нескольких стран, включая Узбекистан и Казахстан. Расскажите поподробнее, пожалуйста.

– Около двух недель назад мы запустили новый проект, где сотрудничаем с правительствами стран и предоставляем доступ их гражданам, которые остались без работы в это время. Коронавирус больно ударил по экономикам государств, и поэтому уровень безработицы во многих странах возрос. На прошлой неделе Coursera совместно с казахстанским министерством труда анонсировала проект по социальной защите оставшихся без работы. Таким образом, Coursera становится доступной любому, кто лишился заработка. Мы выдали более 50 тысяч лицензий и будем рады предоставить еще. Они будут действовать до конца года. В вынужденный перерыв получение новых знаний и навыков – отличная возможность. После того как кризис закончится и человеку удастся найти работу, все это можно будет применить на практике. Более того, образовательный процесс отвлечет казахстанцев от лишних переживаний на время пандемии. Мы очень рады посотрудничать с казахстанским правительством. Также мы работаем с правительством Коста-Рики, Колумбии, Греции, Арабскими Эмиратами, и еще с целым рядом штатов Америки, включая Оклахому. Число наших стран-партнеров постоянно растет.

– Леа, есть такая теория, что высшее образование в традиционном смысле изживет себя и в ближайшем будущем студенты не будут ходить в университеты, а будут обучаться онлайн. Это возможно, как считаете? И если да, то когда?

– Думаю, что настанет время, когда система высшего образования в корне поменяется. Вы видите, как преобразовал карантин привычные схемы и насколько по-разному отреагировали на эти перемены высшие учебные заведения в зависимости от интенсивности применения технологий в процессе обучения до пандемии. В будущем поменяется несколько подходов. Во-первых, большинство классов будут комбинированными с дистанционным обучением, и некоторые студенты за всю учебу не посетят кампуса университета, в котором фактически обучаются. Также университеты будут больше сотрудничать друг с другом, предлагая своим студентам курсы профессоров из других вузов. Несомненно, все больше студентов привлечет новый формат обучения, но не думаю, что традиционные университеты полностью исчезнут. У них очень важная роль – привлекать студентов, мотивировать их, развивать их. Еще мы видим, как наши партнеры-университеты начинают задумываться о присвоении ученых званий вне традиционной системы. Они задаются вопросом, как можно запустить программы по развитию трудовых ресурсов, программы по продолжению обучения, как можно усовершенствовать технологии для предоставления доступа студентам. Сейчас Coursera пользуются 8 тыс. университетов. Поразительно, насколько быстро им удалось встроить нашу онлайн-платформу в свои кампусы, и сейчас они ломают голову над тем, как интегрировать наши продукты в свои образовательные программы, что позволило бы студентам получать кредиты и дополнительные квалификации для их будущих профессий.

– Леа, как Вы считаете, такая комбинированная система более эффективна в наше время?

– Думаю, что в пост-COVID период обучение действительно стало более эффективным. Сегодня в системе высшего образования есть три ключевые проблемы. Одна из них – дефицит доступа к университетскому образованию. Вторая – цена, стоимость в университетах очень высока. И третья – это то, что у выпускников университетов нет нужных навыков для получения желаемой работы. Coursera может решить эти проблемы для многих людей по всему миру.

– Я хотела бы поделиться казахстанским опытом, как мы проживаем этот период. К сожалению, коронакризис обнажил проблему слабой интернет-инфраструктуры Казахстана. Мне интересно, какие есть перспективы у нашей страны в этих условиях? По всему миру борьба за высококвалифицированные человеческие ресурсы становится все более обостренной.

– Думаю, что внедрение цифровых технологий в жизнь населения – это первое, над чем правительствам всех стран нужно усиленно поработать, чтобы быть вовлеченными в новые тренды образовательной системы. У населения должен быть доступ к цифровой грамотности, доступ к Интернету. Признаюсь, это вызов для многих стран, и для США в том числе. Некоторые школы просто закрылись, ведь учащиеся не смогли обучаться дома, у одних не было доступа к Интернету, у других – компьютеров. Однозначно в краткосрочной перспективе этому будет уделяться пристальное внимание.

– Понятно. А что насчет Вашей личной карьеры? Я читала, что Вы выпускница знаменитого Йельского университета. Какой совет Вы можете дать казахстанцам, которые хотят построить блестящую карьеру?

– Думаю, что самое главное для успеха – продолжать обучаться, где бы ты ни был, и постоянно ставить перед собой новые вызовы на своем поприще. Это то, как я построила свою карьеру. Еще нужно не бояться рисковать и пробовать что-то новое, общаться с людьми и создавать что-то вместе. Потому что множество компаний по всему миру открылись именно тогда, когда люди что-то придумали, проявили инициативу. Поэтому нужно создавать, неважно, внутри своей компании или вне ее. Нужно быть постоянно сфокусированным на обучении. Это ключевой фактор, который помогает достигать людям успеха.

– Леа, спасибо что уделили нам время. Разговор был очень интересным. Думаю, Ваши советы будут очень полезны казахстанцам.

Меруерт Жакиянова