О необходимости легализации института лоббизма в стране в 2009 году заявлял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Попыток по введению законодательного регулирования сферы "проталкивания интересов" в стране было несколько. Последняя предпринималась в 2012 году министерством юстиции РК. Законопроект "О лоббировании" рассматривался в мажилисе парламента, но в конечном итоге был отозван. Вернуться к этому вопросу сегодня предлагает антикоррупционное агентство Казахстана.
"Пришло время внедрить институт лоббизма. Это наше предложение. В международной практике он активно применяется. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался в Казахстане. Я думаю, что с учетом того, что законопроект рассматривался, и учетом некоторых изменений ситуации можно к нему вернуться. Но проект требует более внимательного повторного изучения, рассмотрения", - заявил на круглом столе в сенате заместитель председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГС ПК) Алик Шпекбаев.
Ныне член специальной мониторинговой группы АДГС ПК РК, а в недавнем прошлом депутат мажилиса парламента РК V созыва Айгуль Соловьева, входила в состав рабочей группы по рассмотрению законопроекта.
"Мы его и отправили назад в правительство, потому что в нем предусматривались нормы, которые касались только общественных организаций - что только они могут лоббированием заниматься. Но общественные организации кроме социальных вопросов ничего пролоббировать не могут. Они бизнес не лоббируют. В качестве аргумента мы приводили конституционный закон, в котором уже говорится, что общественные организации принимают участие в рабочих группах. Поэтому мы считали, что закон "О лоббировании" по иерархии ниже уровнем", - рассказала Айгуль Соловьева.
По ее мнению, необходимость приведения сферы лоббизма в цивилизованную форму в Казахстане назрела. Пока же законопроекты могут приниматься в угоду определенных групп и иметь коррупционные лазейки. Однако факт продвижения чьих-то интересов проявляется после того, как одобренные нормы начинают работать.
"Потому что депутаты могут смотреть на все предлагаемые нормы через розовые очки, а они (рассматриваемые нормы законодательства) могут иметь определенный контекст. Разработчики законопроектов расшивают его в нормативно-правовых актах более низкого уровня. Поэтому если усматриваются коррупционные риски, должна быть экспертиза", - отметила она.
В законе должны четко прописываться определение и статус лоббистов, процедура их регистрации, позволяющая проводить лоббистскую деятельность, создание реестра профессиональных лоббистов, прозрачность их деятельности.
К легализации института лоббизма Казахстан готов давно, считает политолог Айдос Сарым. "Есть вещи, которые для всех совершенно очевидны. Есть большой Казахстан, есть отрасли экономики, есть большие финансово-промышленные группы, есть какие-то большие общности интересов. И лучше, чтобы лоббистская деятельность перестала быть теневым бизнесом. Чтобы лоббистские компании официально декларировали свои цели. Чтобы те расходы, которые те или иные финансовые группы готовы тратить на лоббирование, тоже были официальными. Чтобы каждая большая лоббистская компания сопровождалась открытостью, гласностью.
Чтобы, когда принимается тот или иной закон или в СМИ разворачивается та или иная PR-кампания, простые люди, депутаты, чиновники и другие прекрасно понимали, что за этим стоят такие-то интересы. Они преследуют такие-то цели и так далее", - отметил Айдос Сарым.
С одной стороны узаконивание лоббизма может стать дополнительным источником налоговых поступлений, с другой – позволит снизить коррупционные риски, полагает он.
"Поскольку есть значительное количество денежных средств, которые тратятся на взятки, на подкуп депутатов, либо замалчивание каких-то проблем. Понятно, что эти деньги появляются на рынке, и они никуда не исчезают. Они так и остаются на рынке. Пусть лучше будет все открыто, гласно и ясно", - продолжил собеседник.
Обязательным условием законодательного регулирования лоббизма является введение отчетности организаций. Чтобы общественность знала, кто стоит за определенными информационными кампаниями, и какие преследует интересы. Например, аграрное лобби хочет протащить закон о ГМО-продуктах.
"Так или иначе, все эти деньги есть в стране. Они развращают с одной стороны чиновников, с другой стороны коррумпируют и развращают наших журналистов, пиарщиков, развращают законодателей, которые возможно получали бонусы в конвертах, а так будет какое-то понимание, ясность. Если какой-то процесс происходит, и он не сопровождается гласностью и открытостью, то это хороший повод для расследований", - заключил политолог.
Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - воздействие со стороны частных лиц и негосударственных организаций на органы власти с целью добиться принятия ими определенных решений. История этого явления берет начало в Англии XVII века, когда заинтересованные лица в кулуарах английского парламента пытались протолкнуть свои интересы. Впервые в правовую форму лоббизм выведен в США в 1946 году.
Существует законная форма лоббизма, которая предполагает подачу петиций, массовую рассылку писем в органы власти, проведение экспертизы законопроектов для госоргана, проведение информационной кампании по обработке общественного мнения. В некоторых случаях допускается оказание финансовой поддержки государственному политику. К примеру, финансирование избирательной кампании.
К незаконным методам относится прямой подкуп политиков и запрещенное финансирование.
Динара Куатова