Министерство здравоохранения намерено выставить ограничения по ценообразованию на лекарственные средства. В среду на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили в первом чтении пакет поправок в законодательство по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий, которым закрепляется порядок регулирования цен на лекарства.
Как пояснил министр здравоохранения Елжан Биртанов, выступая перед депутатами, внедряются механизмы регулирования всех цен при оптовой и розничной реализации. В Казахстане сегодня цены регулируются только на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, путем установления предельных цен, выше которых закупать нельзя.
Между тем, заметил министр, "мониторинг цен в розничных аптеках городов Алматы и Астаны показал, что разница стоимости одного и того же наименования в разных аптеках может составлять более 100%".
"Так, например, минимальная цена препарата "Кеторол" составила 230 тенге, а максимальная цена – 500 тенге, разница составляет более ста процентов. Наценка сегодня колеблется в оптовом звене от семи до 50 процентов в зависимости от стоимости лекарственных средств (чем дороже лекарство, тем меньше наценка), а в розничном сегменте – от 30 процентов на дорогие и до 300 процентов на дешевые препараты, и, как правило, сезонность и высокий спрос имеют значительное влияние на ее формирование", – заметил Биртанов.
Внедрение регулирования цен на все лекарства путем установления предельной цены с учетом оптовых и розничных наценок, выше которой продавать нельзя, по мнению Минздрава, позволит в последующем перейти на используемый в большинстве стран Европы механизм возмещения за лекарственное средство и уйти от процедур закупа лекарств.
Вся информация о предельных оптовых и розничных ценах будет размещена на интернет-ресурсах Министерства здравоохранения, а также в Государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий. Кроме того, планируется внедрить обратную связь от населения с предоставлением фактов о завышении цен. С этой целью уже разрабатывается мобильное приложение для граждан, позволяющее получать информацию о ценах на лекарственные средства.
"Регулирование цен будет проходить в три этапа. На первом этапе в автоматическом режиме все производители и импортеры лекарственных средств будут на сайте Национального центра экспертизы регистрировать цену входа, заводскую цену в Казахстан в сравнении с пятью минимальными ценами для этого препарата в других странах. После этого установлена будет предельная оптовая наценка, и после этого будет применяться предельная розничная наценка. Размер наценок основан на сегодняшних рыночных наценках, но зависит от стоимости препарата. Для более дорогих будут менее низкие наценки, для дешевых препаратов будет позволено более высокие наценки делать. Таким образом, формируется предельная цена, которая будет утверждаться Министерством здравоохранения. Это не приведет к повышению цен, поскольку уже базируется на нынешних рыночных наценках. Она лишь устранит те случаи, когда на одно и то же лекарство цены варьируются. Здесь будет предельная цена, то есть можно снижать, но повышать нельзя", – объяснил глава Минздрава.
При этом он отметил, что планируется установить по пять уровней наценки для оптовой и розничной торговли, причем границы этих наценок определены на основе анализа действующих рыночных цен.
"Розничный максимальный уровень наценки – до 50 процентов. При этом для дорогих препаратов это максимум 10 процентов наценки. Для дешевых препаратов, чтобы они не исчезли с рынка, максимальный размер наценки до 50 процентов", – уточнил Биртанов.
Предусмотрено также внедрение стандартов надлежащих фармацевтических практик. Для этого запланирован переход от действующей системы контроля качества к системе обеспечения качества на всем протяжении жизненного цикла лекарственного средства путем гармонизации с международными требованиями стран ОЭСР.
"Как показал анализ международного опыта, использование данных мер позволит создать эффективную систему до- и пострегистрационного контроля и противодействовать обороту некачественных лекарственных средств. В этой связи министерством будет продолжено внедрение надлежащих фармацевтических практик, при этом соблюдение данных требований для производителей и дистрибьюторов необходимо уже с января 2018 года, а для розничной сети – с января 2023 года", – уточнил министр.
Также для обеспечения рационального использования лекарственных средств и медицинских изделий, с целью исключения лоббирования интересов фармацевтических компаний и предоставления достоверной информации о лекарственных средствах предусмотрено внедрение норм по рациональному выбору и этическому продвижению лекарственных средств и медицинских изделий. В частности, законопроектом предусматривается внедрение системы расчета экономической выгоды государства от использования тех или иных лекарств (оценка технологий здравоохранения). Формирование перечней для закупа в рамках ГОМБП и ОСМС будет основываться на проведении сравнительного фармакоэкономического анализа применения лекарств (оценка технологий здравоохранения).
"Данная мера позволит объективно определить, действительно ли применение того или иного лекарственного препарата, медицинского изделия является клинически более эффективным и экономически целесообразным по сравнению с другими существующими технологиями. Составляющими данного комплексного научного подхода являются доказательная медицина и фармакоэкономика", – объяснил глава Минздрава.
Ирина Севостьянова