/img/tv1.svg
RU KZ
«Лучше родное, чем привозное»

«Лучше родное, чем привозное»

Две казахстанские молочные компании отстаивают в судах честную конкуренцию.

19:03 30 Апрель 2019 3789

«Лучше родное, чем привозное»

Автор:

Семен Данилов

В Палату предпринимателей «Атамекен» Актюбинской области обратился местный производитель молочной продукции о несогласии с результатами расследования регионального департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (ДКРЕМ) и вынесении им решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Дело в том, что алматинская компания «ФудМастер» в очередной раз обвинила актюбинскую «Айс-плюс» в недобросовестной конкуренции.

Из обращения следует, что 24 декабря 2018 года департаментом был вынесен приказ «О проведении расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции», предусмотренных подпунктов 5 и 14 пункта 2 статьи 177 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

15 марта 2019 года департамент издал приказ «Об утверждении заключения по результатам расследования», согласно которому вынесено решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении предписания о прекращении нарушений законодательства в области защиты конкуренции.

В чем суть дела, inbusiness.kz рассказал адвокат Нуржан Альжанов, защищающий интересы актюбинской молочной компании.

«В прошлом году на фирменные автомобили компании, развозящие продукцию, был нанесен рекламный слоган «Лучше родное, чем привозное. Сделано в Актобе. А где сделана ваша продукция?». Представители алматинской компании сделали фото этих авто и передали их вместе с жалобой в ДКРЕМ. В связи с тем, что своим слоганом «Лучше родное, чем привозное…» актюбинская компания каким-то образом дискредитирует своих конкурентов. То есть, по их мнению, имеет место недобросовестная конкуренция», – пояснил он.

Антимонопольщики принимают жалобу к рассмотрению и 1 октября выносят уведомление об устранении этих нарушений. Компания «Айс-плюс» устранила нарушение. Предложение «Сделано в Актобе» исправлено на «Сделано в Казахстане». Компания «ФудМастер» приносит уже новые фото, но со старыми претензиями опять в ДКРЕМ. Последние начинают вести расследование, утверждая, что нарушения не устранены. Однако теперь здесь уже применяется статья 191 Предпринимательского кодекса о некорректном сравнении субъектом рынка производимых и (или) реализуемых им товаров с товарами, производимыми и (или) реализуемыми другими субъектами рынка. Говоря, что «лучше родное, чем привозное», мы не имеем в виду, что продукция конкретно актюбинской компании лучше, чем компании из Алматы. Мы имеем в виду, что родное – казахстанское. То есть казахстанская молочная продукция лучше, чем привозимая из дальнего и ближнего зарубежья. Тем самым мы хотели у простых людей-покупателей сформировать стремление к приобретению отечественной продукции, в том числе и выпускаемой компанией «ФудМастер». Молочная компания «Айс-плюс» месяц назад подала заявление в областной экономический суд на отмену приказа антимонопольного органа и признание его незаконным», – объясняет юрист.

По словам Нуржана Альжанова, не совсем понятна позиция регионального департамента КРЕМ, который почему-то усмотрел в этом нарушение и довел дело до суда. Реклама со слоганом «Лучше родное, чем привозное! Сделано в Казахстане! А где сделаны ваши продукты?» была согласована и утверждена в ОЮЛ «Ассоциация производителей и предпринимателей «Сделано в Казахстане», отделом архитектуры и градостроительства Актобе, Управлением по развитию языков по Актюбинской области.

За местную молочную компанию вступилась региональная Палата предпринимателей «Атамекен».

«Мы думаем, что расследование было проведено некачественно. При первом выставлении уведомления государственного уполномоченного органа компании «Айс-плюс» об устранении нарушений оно было исполнено в полном объеме. Эти слоганы компания убрала со всех билбордов и из сетей супермаркетов. Они остались только на автомобилях «Айс-плюс», но и с исправлением на «Сделано в Казахстане». И это прошло согласование с ассоциацией по товарным знакам. В данном случае молочная компания не ущемляет права отечественных товаропроизводителей-конкурентов. Слоган призывает к приобретению именно отечественных товаров, то есть призывает к импортозамещению, что полностью соответствует политике нашего государства», – в свою очередь высказал свое мнение заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Палата предпринимателей, рассмотрев заявление ТОО «Айс-плюс» с изучением заключения по результатам расследования от 15 марта 2019 года и заключения специалиста по судебно-экспертному и психолого-филологическому исследованию от 1 марта 2019 года пришла к следующему мнению: если не упоминается конкретный товар и (или) конкурент, то и нет сравнения. В данном же случае он не содержит сравнений, поскольку в нем не упоминаются иные лица или их продукция.

Однако в областном ДКРЕМ придерживаются своей точки зрения и усматривают нарушения в слогане компании.

«Действительно, нами проводилось расследование. Фраза «Сделано в Актобе» все же осталась на некоторых машинах, что и зафиксировали представители алматинской компании и обратились к нам повторно. Поэтому наше ведомство начало расследование. Оно проводилось объективно с привлечением экспертов со стороны обеих компаний. Считаю, что мы дали объективную оценку. Сейчас дело рассматривается в суде, и Департамент будет отстаивать свою точку зрения. Даже во втором варианте с уже внесенными изменениями усматривается сравнение. Здесь указан логотип компании, изображение линейки продукции. Нижний логотип с надписью «Сделано в Казахстане» мы не затрагиваем и нарушений в этой части не видим. Понятно, что это реклама. Но нельзя говорить о том, что продукция того или иного производителя лучше, чем у конкурентов, если на это нет документального подтверждения. Ведомством были установлены признаки недобросовестной конкуренции и дана соответствующая оценка», – считает заместитель руководителя областного ДКРЕМ, ЗК и ПП Сагындык Иргалиев

Таким образом, конкуренты ждут очередного суда.

В 2017 году компания «ФудМастер» уже подавала жалобу на актюбинскую «Айс-плюс» из-за схожести упаковки одной из молочной продукции. Тогда КРЕМ также подтвердил нарушение конкурентного законодательства.

Семен Данилов

Аблай Мырзахметов – о состоянии бизнеса и антикризисных мерах

Глава НПП «Атамекен» выступил на брифинге СЦК.  

25 Сентябрь 2020 11:19 4758

По данным спикера, в 80% случаев бизнес соблюдает санитарные нормы, предписанные врачами. На сегодня важно не допустить повторного локдауна, иначе потери экономики будут куда более серьезными.

«Мы будем настаивать, что на 100%-ную остановку нельзя уходить, это приведет к банкротству. Уже запаса прочности ни у кого нет», – говорит он.

Однако в случае еще одного жесткого карантина бизнес прежними мерами поддержки уже не обойдется.

«Простая отсрочка (кредитов) уже не поможет. Считаю, что действенным будет применить опыт США, а также России, где под 0%, максимум 2% выдают кредит бизнесу на год-полтора», – говорит он. В случае если бизнес сохранит 80% штата, ему списываются долги. Но это опять-таки зависит от возможностей бюджета страны, как и повышение социальной выплаты в 42 500 тенге, выплачиваемой казахстанцам, потерявшим доход. По мнению главы НПП, это разовое пособие можно было увеличить с учетом девальвации до 55-60 тысяч тенге.

По данным НПП, более 800 тыс. предпринимателей в первую очередь из сферы услуг пострадали. Пока сказать точно, сколько из них закрылись, нельзя.

«Я уже пример приводил, ресторанам разрешили работать с 17 августа, но при этом с ограничением численности посетителей. Любой хозяин бизнеса понимает, можно ли при такой численности и проходимости окупить свои затраты. Тем не менее он отапливает помещение, держит официантов и поваров, закупает продукты. Понятно, что это накладно, и уже 15% или 20% бизнеса до сих пор не начали  свою деятельность, хотя разрешение уже есть. Поэтому статистику по закрытию бизнеса, я думаю, мы увидим в октябре», – говорит спикер.

По его словам, больше всего доходы упали у кинотеатров.

«Буквально вчера сообщили, что руководство Kinopark рассматривает полную приостановку работы. Сильно пострадали аттракционы и фуд-корты, в целом это 15-20% общепита, которые не в состоянии окупить себя», – говорит  он.

В НПП также обеспокоены ситуацией вокруг частных школ и детсадов.

«Мы  обратились к премьер-министру, чтобы было подушевое финансирование, потому что они сейчас не могут платно оказывать свои услуги из-за ограничений и дежурных классов. Госзаказ там тоже пересчитан. Очень не хотелось бы, чтобы эта сфера перестала существовать», – отметил Аблай Мырзахметов.

Также он ответил и на вопросы по цифровой платформе Qoldau. По словам спикера, она преследовала благую цель – сделать процесс сельхозсубсидирования  прозрачным и легким. Но, к сожалению, реформа была проведена быстро и некачественно. С 2019 года фермеры стали жаловаться на отсутствие Интернета, внедрение платности и несовершенство системы. В НПП предложили сделать эту госуслугу за счет бюджета, освободив мелких фермеров от платы, а также снизить расходы за счет перехода на другие информационные системы госорганов. Поскольку тарифы «Транстелекома», чьими провайдерскими услугами пользуется система, недешевы. Решение по этому вопросу будет найдено до 15 октября.

Также председатель правления Нацпалаты проинформировал, что в период пандемии НПП сократила свои расходы на 20% и после предстоящего съезда 29 октября планирует продолжить оптимизацию затрат.

В настоящее время НПП совместно с бизнес-сообществом участвует в  рабочих группах правительства по реализации поручений президента по следующим среднесрочным мерам: внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, ревизия  Налогового кодекса, снижение доли государства в экономике, создание единого реестра ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с применением единой системы сертификации, увеличение местного содержания, подготовка до конца 2021 года госпрограммы АПК на пять лет и др.

Айгуль Тулекбаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Как чувствует себя казахстанский бизнес в настоящее время

Вопросы последствий кризиса прозвучали на Kazakhstan Growth Forum.

23 Сентябрь 2020 21:06 1930

Сегодня в ходе Kazakhstan Growth Forum форума председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал о текущем состоянии бизнеса. В начале своего выступления он напомнил, что казахстанские власти прогнозировали, что во время пандемии падение ВВП страны составит порядка 1%, международные организации оценивали в 2,7-3%.

«По итогам восьми месяцев мы видим падение на уровне 3%, в сфере услуг падение составило 6,1%. В основном это касается как раз-таки тех сфер, которые были серьезно поддержаны во время пандемии. Рост производства произошел на уровне 1,7%, в строительстве он составил 6,5%, в сельском хозяйстве – 4,9%, в обрабатывающей промышленности – 3,3%», – рассказал глава Нацпалаты.

По данным НПП, в сфере развлечений падение составило более 60%, торжеств, банкетных залов – более 70%, это дает понимание того, в каком критическом состоянии оказалась сфера услуг. Так, по данным главы НПП, бизнес пережил два уровня ограничений – чрезвычайное положение с середины марта до середины мая, в этот период НПП получила более 55 тысяч обращений от предпринимателей. Если посмотреть на структуру обращений, то можно выделить пять основных проблем, с которыми столкнулись предприниматели: налоговые послабления, финансовые меры поддержки, форс-мажорные обстоятельства, отсрочки по арендной плате, проблемы со сбытом, проблемы с поставками импортного сырья.

Далее, продолжил Аблай Мырзахметов, во второй период карантина, после снятия ЧП – с июня до конца августа, поступило более 20 тысяч обращений от предпринимателей. Опросы показали, что из 1,3 млн действующих субъектов бизнеса порядка 800 тысяч зарегистрированы в форме ИП, которые заняты в сфере услуг. Кроме того, Нацпалата самостоятельно провела опрос порядка 70 тысяч субъектов МСБ. Более половины опрошенных на тот момент поднимали вопросы, связанные с ужесточением санитарных норм: установка санитайзеров, социальное дистанцирование. На второй строчке проблемных вопросов расположилась отсрочка по кредитам и налогам, продолжались вопросы по форс-мажору, по сбыту.

«В целом вся ситуация с пандемией породила кризис спроса и сейчас для нас главное – это понять размер кризиса спроса. Какие сектора, какие виды бизнеса его переживают, все ли приняты меры, позволяющие решить этот вопрос. Понятно, что полностью решить вопрос восстановления спроса будет тяжело, и, скорее всего, невозможно, но нужно понимать последствия и то, как стимулировать спрос в этих условиях», – подчеркнул Аблай Мырзахметов.

Также, по его словам, много вопросов ставилось по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда. Как известно, МНЭ признало всего 29 отраслей.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Саян Абаев

Подпишитесь на наш канал Telegram!