"Лучше родное, чем привозное"

5726

Две казахстанские молочные компании отстаивают в судах честную конкуренцию.

"Лучше родное, чем привозное"

В Палату предпринимателей "Атамекен" Актюбинской области обратился местный производитель молочной продукции о несогласии с результатами расследования регионального департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (ДКРЕМ) и вынесении им решения о возбуждении дела об административном правонарушении. Дело в том, что алматинская компания "ФудМастер" в очередной раз обвинила актюбинскую "Айс-плюс" в недобросовестной конкуренции.

Из обращения следует, что 24 декабря 2018 года департаментом был вынесен приказ "О проведении расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции", предусмотренных подпунктов 5 и 14 пункта 2 статьи 177 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

15 марта 2019 года департамент издал приказ "Об утверждении заключения по результатам расследования", согласно которому вынесено решение о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении предписания о прекращении нарушений законодательства в области защиты конкуренции.

В чем суть дела, inbusiness.kz рассказал адвокат Нуржан Альжанов, защищающий интересы актюбинской молочной компании.

"В прошлом году на фирменные автомобили компании, развозящие продукцию, был нанесен рекламный слоган "Лучше родное, чем привозное. Сделано в Актобе. А где сделана ваша продукция?". Представители алматинской компании сделали фото этих авто и передали их вместе с жалобой в ДКРЕМ. В связи с тем, что своим слоганом "Лучше родное, чем привозное…" актюбинская компания каким-то образом дискредитирует своих конкурентов. То есть, по их мнению, имеет место недобросовестная конкуренция", – пояснил он.

Антимонопольщики принимают жалобу к рассмотрению и 1 октября выносят уведомление об устранении этих нарушений. Компания "Айс-плюс" устранила нарушение. Предложение "Сделано в Актобе" исправлено на "Сделано в Казахстане". Компания "ФудМастер" приносит уже новые фото, но со старыми претензиями опять в ДКРЕМ. Последние начинают вести расследование, утверждая, что нарушения не устранены. Однако теперь здесь уже применяется статья 191 Предпринимательского кодекса о некорректном сравнении субъектом рынка производимых и (или) реализуемых им товаров с товарами, производимыми и (или) реализуемыми другими субъектами рынка. Говоря, что "лучше родное, чем привозное", мы не имеем в виду, что продукция конкретно актюбинской компании лучше, чем компании из Алматы. Мы имеем в виду, что родное – казахстанское. То есть казахстанская молочная продукция лучше, чем привозимая из дальнего и ближнего зарубежья. Тем самым мы хотели у простых людей-покупателей сформировать стремление к приобретению отечественной продукции, в том числе и выпускаемой компанией "ФудМастер". Молочная компания "Айс-плюс" месяц назад подала заявление в областной экономический суд на отмену приказа антимонопольного органа и признание его незаконным", – объясняет юрист.

По словам Нуржана Альжанова, не совсем понятна позиция регионального департамента КРЕМ, который почему-то усмотрел в этом нарушение и довел дело до суда. Реклама со слоганом "Лучше родное, чем привозное! Сделано в Казахстане! А где сделаны ваши продукты?" была согласована и утверждена в ОЮЛ "Ассоциация производителей и предпринимателей "Сделано в Казахстане", отделом архитектуры и градостроительства Актобе, Управлением по развитию языков по Актюбинской области.

За местную молочную компанию вступилась региональная Палата предпринимателей "Атамекен".

"Мы думаем, что расследование было проведено некачественно. При первом выставлении уведомления государственного уполномоченного органа компании "Айс-плюс" об устранении нарушений оно было исполнено в полном объеме. Эти слоганы компания убрала со всех билбордов и из сетей супермаркетов. Они остались только на автомобилях "Айс-плюс", но и с исправлением на "Сделано в Казахстане". И это прошло согласование с ассоциацией по товарным знакам. В данном случае молочная компания не ущемляет права отечественных товаропроизводителей-конкурентов. Слоган призывает к приобретению именно отечественных товаров, то есть призывает к импортозамещению, что полностью соответствует политике нашего государства", – в свою очередь высказал свое мнение заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Палата предпринимателей, рассмотрев заявление ТОО "Айс-плюс" с изучением заключения по результатам расследования от 15 марта 2019 года и заключения специалиста по судебно-экспертному и психолого-филологическому исследованию от 1 марта 2019 года пришла к следующему мнению: если не упоминается конкретный товар и (или) конкурент, то и нет сравнения. В данном же случае он не содержит сравнений, поскольку в нем не упоминаются иные лица или их продукция.

Однако в областном ДКРЕМ придерживаются своей точки зрения и усматривают нарушения в слогане компании.

"Действительно, нами проводилось расследование. Фраза "Сделано в Актобе" все же осталась на некоторых машинах, что и зафиксировали представители алматинской компании и обратились к нам повторно. Поэтому наше ведомство начало расследование. Оно проводилось объективно с привлечением экспертов со стороны обеих компаний. Считаю, что мы дали объективную оценку. Сейчас дело рассматривается в суде, и Департамент будет отстаивать свою точку зрения. Даже во втором варианте с уже внесенными изменениями усматривается сравнение. Здесь указан логотип компании, изображение линейки продукции. Нижний логотип с надписью "Сделано в Казахстане" мы не затрагиваем и нарушений в этой части не видим. Понятно, что это реклама. Но нельзя говорить о том, что продукция того или иного производителя лучше, чем у конкурентов, если на это нет документального подтверждения. Ведомством были установлены признаки недобросовестной конкуренции и дана соответствующая оценка", – считает заместитель руководителя областного ДКРЕМ, ЗК и ПП Сагындык Иргалиев

Таким образом, конкуренты ждут очередного суда.

В 2017 году компания "ФудМастер" уже подавала жалобу на актюбинскую "Айс-плюс" из-за схожести упаковки одной из молочной продукции. Тогда КРЕМ также подтвердил нарушение конкурентного законодательства.

Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться