Традиционный горячий сезон продаж наблюдается у АО "Майкубен-Вест". В эти дни ежедневно самовывозом закупаются по 250 "КамАЗов".
"Горячий период у нас начался с середины сентября и продлится до середины ноября – это то время, когда население запасается бытовым углем на зиму. Ситуация каждый год повторяется: выстраиваются очереди из машин на участке "самовывоз". В день мы отпускаем по 250 "КамАЗов". В этом году порядка 30% из них составляют карагандинцы, что очень удивительно", – сообщил abctv.kz заместитель коммерческого директора АО "Майкубен-Вест" Муслим Балпаков.
В начале осени по традиции к разрезу "Майкубен", специализирующемуся на коммунально-бытовом угле, тянутся вереницы "КамАЗов". Спрос на уголь возрастает вместе с ценой. Если с разреза его отпускают в этом году по цене 6000 тенге за тонну, то для конечного потребителя она вдвое больше.
"Мы работаем в штатном режиме: идет добыча угля, вывозится на склады и производится отгрузка в вагоны. Сегодня на участке "самовывоз" очередей нет. Мы идем с превышением даже от факта прошлого года на 562 тысячи тонн. В этом году на "самовывозе" процентов тридцать – это карагандинские машины почему-то. Они никогда к нам не приезжали. Мы сами удивлены, если честно. Спрашиваем: вы же из города горняков и шахтеров, к нам зачем приезжаете? Говорят, что разрезы у них стоят", – делится представитель компании.
60% добываемого на разрезе угля относится к категории коммунально-бытового.
"Свойства по хранению несколько хуже, чем у Шубарколя и Каражыра. Соответственно, самый пик спроса – середина сентября – середина ноября. Потом идет спад, так как население сделало необходимый основной закуп. Летом стараемся разговаривать с потребителями, чтобы они совершали покупку. Есть методы, позволяющие хранить наш уголь, есть все же потребители, которые стараются взять уголь летом", – говорит Муслим Балпаков.
Впрочем, с установкой автоматизированного фасовочного комплекса, запланированной на конец года, ситуацию с ажиотажем планируется изменить.
"Мы ходим диверсифицироваться в плане линейки продукции. Уже сейчас фасуем уголь в мешки и продаем его, начиная от Кыргызстана и до Калининграда. Те, кто ближе к Европе, не хотят пачкаться, разгружая уголь, как это принято у нас", – говорит заместитель коммерческого директора.
Главная задача менеджеров компании – не потерять рынок. "Если видим, что на каком-то направлении эффективность продаж не очень хорошая, то мы с этим направлением не работаем. Был Узбекистан – по цене не сошлись. Сейчас мешками отправляем в центральную часть России и Калининград. Пока, можно сказать, пробные партии, два-три вагона фасованного угля. Это направление планируем развивать, поэтому и оборудование купили", – отметил Муслим Балпаков.
К слову, об упаковке. Несмотря на то, что в области имеется свой производитель мешкотары – компания "Нефтехим LTD", угольщики приобретают их в Кокшетау, потому что предприятие там более демократично в рыночных условиях. "Мы проанализировали продукцию, и у местного производителя она оказалась дороже. К тому же они не такие оперативные. Говорят, заказывайте за месяц. В Кокчетаве – сегодня мы заявили, и они тут же готовы нам поставить необходимые объемы", – говорит представитель компании.
Сорок процентов угля, добываемого на разрезе, – энергетический. Кроме казахстанских, на нем работают три российских станции: Южно-Уральская ГРЭС, Челябинская и Аргаяшская ТЭЦ. Казахстанцы готовы расширять этот рынок, но губернаторы ряда областей "подсуетились", призывая руководителей компаний поддерживать своего производителя. Так что удержать имеющийся рынок уже хорошо. Если учесть, что не сложились отношения с потребителями из Кыргызстана и Узбекистана. С первыми вышли разногласия по качеству угля, со вторыми – по цене.
До конца года на разрезе планируют добыть 3 миллиона 800 тысяч тонн, в 2016 году эта цифра составляла 3 миллиона 200 тысяч тонн. Также подписан новый контракт на недропользование, и проектная мощность увеличена с пяти до 15 миллионов тонн.
Марина Попова