DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
Малый бизнес идет в рост

Малый бизнес идет в рост

В Казахстане растет количество юрлиц, но происходит это на фоне сокращения крупного и среднего бизнеса, а также рекордного роста числа неактивных предприятий.

14 Январь 2020 11:53 4651

Малый бизнес идет в рост

Автор:

Алексей Никоноров

По состоянию на 1 января 2020 года в Казахстане зарегистрировано 446,7 тысяч юридических лиц. За последний год их количество увеличилось на более чем 12,9 тыс. единиц. Рост продолжается уже как минимум 10 лет подряд: даже в непростые для экономики республики годы юрлиц становилось больше. По сравнению с началом 2010 года их общее количество выросло в полтора раза (с 298 тыс.).

Более 98% из них – это малый бизнес, доля которого растет вместе с количеством регистраций. Только в 2019 году количество субъектов выросло на 13,2 тыс. единиц, практически достигнув 438 тысяч.

Зато средний бизнес становится редкостью. На 1 января 2015 года в республике было зарегистрировано почти 15 тыс. подобных юрлиц. На протяжении четырех из пяти последующих лет их количество сокращалось. Как итог: в 2020 год Казахстан входит менее, чем с 6,3 тыс. предприятиями среднего бизнеса. Только в 2019 году их количество снизилось на 193 единицы. Становится меньше и крупного бизнеса – 2402 ед., что на 86 ед. меньше, чем в начале 2019-го. И это лишь на 30 больше, чем в начале 2010 года.

Государство помогло

Статистика могла бы быть еще хуже, если бы не бюджетные организации. Количество субъектов среднего бизнеса, находящихся в государственной собственности, растет уже четвертый год – их количество на 1 января 2020 года составляет 3418 единиц. При этом частных предприятий становится меньше, причем эта тенденция наблюдается уже пять лет подряд. Сейчас их чуть более 2,6 тыс. единиц. Таким образом, на 10 частных субъектов среднего бизнеса приходится 13 государственных. Чуть лучше ситуация с крупным бизнесом: на 1 января 2020 года в Казахстане зарегистрировано 997 государственных и 1215 частных предприятий (в 94 из них есть доля государства).

Значительное преобладание отмечается в социальных сферах: в образовании, здравоохранении, искусстве, а также развлечениях и отдыхе государственных средних и крупных предприятий в разы больше, чем частных. Преобладание есть и в сфере водоснабжения и управления отходами: из 38 крупных предприятий, зарегистрированных в Казахстане, 20 – полностью государственные, еще в семи у государства доля.

Самая привлекательная сфера – торговля

Бизнес уходит из финансовой системы. По итогам 2019 года количество зарегистрированных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области финансовой и страховой деятельности, снизилось на 25 единиц. Почти втрое больший отток произошел в сфере госуправления и обороны, а также обязательного соцобеспечения – количество юрлиц всех размерностей в 2019 году тут снизилось на 70 единиц. Впрочем, дефицита это не вызвало – осталось около 9,9 тыс. единиц.

Во всех сферах деятельности наблюдается прирост зарегистрированных юрлиц. Наиболее сильный – в торговле (+1602 ед.), административном и вспомогательном обслуживании (+1161 ед.) и образовании (+1146 ед.). Помимо этого:

  • Количество юридических лиц, предоставляющих услуги проживания и питания, за год выросло на 12% (до 7371 ед.).
  • В сельском хозяйстве прирост составил 602 ед. – это в 2,4 раза больше, чем в обрабатывающей промышленности (+254 ед.).
  • Почти треть бизнеса занимается торговлей. В розничной и оптовой торговле на 1 января 2020 года зарегистрировано более 131,5 тыс. юрлиц – это 29,5% от общего количества.

Крупный и средний бизнес уходит из строительства

Однако общую динамику формирует малый бизнес, а если смотреть на более крупные предприятия, то выходит иная картина. Например, количество субъектов среднего бизнеса в строительстве за год уменьшилось на 52 ед. (до 325 ед.), в торговле – на 26 (до 439 ед.), в профессиональной, научной и технической деятельности – на 24 (до 219 ед.), в здравоохранении и соцобеспечении – на 33 (до 400 ед.). Чуть больше средних предприятий стало в логистике (+7 до 182 ед.), искусстве, развлечениях и отдыхе (+3 до 235 ед.), образовании (+31 ед. до 2489 ед.) и госуправлении (+4 до 433).

Что касается крупного бизнеса, то его сокращение заметно практически во всех сферах, кроме госуправления (+2 до 273 ед.), а также информации и связи (+7 до 45). Наиболее сильный отток крупного бизнеса в 2019 году  произошел в обрабатывающей промышленности (-13 до 248) и строительстве (-24 до 149).

Почти четверть всех компаний неактивна

Бизнес не только мельчает, но и теряет в качестве. Количество юридических лиц, временно приостановивших деятельность, за год выросло с 73,4 тыс. до 97,5 тыс. единиц. В процессе ликвидации находится около 7,5 тысяч единиц, включая 33 средних и 13 крупных субъектов. На 1 января 2019 года такой статус имело чуть более 5 тыс. юрлиц.

Как итог: общее количество неактивных субъектов бизнеса составляет 104  966 единиц. А это почти каждое четвертое зарегистрированное юридическое лицо (23,5%). Хуже ситуации в минувшем десятилетии не было: даже во время девальваций и кризисов доля юрлиц, продолжающих деятельность, не падала ниже 80%.

Где ситуация хуже всего?

Хуже всего ситуация в горнодобывающем секторе – тут неактивны 34,9% от зарегистрированных юридических лиц (1433 из 4106 ед.). Чуть лучше ситуация в строительстве (34,5%) и сельском хозяйстве (31,6%) – более чувствительным к сезонности сферам деятельности. В обрабатывающей промышленности «простаивает» 27,7% субъектов или почти 6,5 тыс. ед.. В абсолютном выражении худшие показатели в торговле – тут неактивны почти 32,5 тыс. юрлиц или 24,7% от их общего количества.

Наиболее эффективным с этой точки зрения являются госструктуры – тут активны 98,5% зарегистрированных организаций. В образовании процент составляет 87,6%, в финансовой и страховой деятельности – 85,4%.

28% юрлиц зарегистрировано в Алматы

Если смотреть на бизнес в разрезе регионов, то тут прослеживается следующая картина: Алматы с огромным отрывом лидирует по количеству зарегистрированных юридических лиц, на втором месте идет Нур-Султан. Показатель южного мегаполиса – более 125,5 тыс. единиц, столицы – 73,7 тыс., всех остальных регионов вместе взятых – 247,4 тыс.

Больше всего юрлиц, занятых в сельском хозяйстве, зарегистрировано в Туркестанской области – 4086 единиц (22,8% от общереспубликанского показателя). Нур-Султан лидирует по строительным компаниям – 14 660 ед. (24,7%). Больше всего юрлиц, осуществляющих госуправление и соцобеспечение – в Алматинской области (970 ед., или 9,8%). Во всех остальных категориях (их 16) с большим отрывом лидирует Алматы:

  • тут зарегистрировано 44% всех предприятий информации и связи;
  • 41% всех юрлиц, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность;
  • 34,4% бизнеса в сфере предоставления услуг по проживанию и питанию;
  • 32,9% всех предприятий торговли;
  • 32% всех компаний в области транспорта и складирования.

За 2019 год количество зарегистрированных в крупнейшем городе Казахстана юрлиц выросло на 1758 единиц. Быстрее бизнес растет только в Нур-Султане (+4546 ед.). Единственным регионом республики, показатели которого сократились, стала Северо-Казахстанская область: тут и так регистраций меньше всего, так еще количество снизилось за год на 142 единицы.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Почему нельзя сокращать расходы на коммуникации в кризис

Антикризисная стратегия может спасти бизнес.

28 Май 2020 08:00 547

Почему нельзя сокращать расходы на коммуникации в кризис

Пандемия застала многие сферы бизнеса врасплох. Некоторые компании сокращают расходы на связи с общественностью и маркетинг. О том, почему не стоит этого делать, в интервью Inbusiness.kz рассказала управляющий директор коммуникационного агентства PBN Hill+Knowlton Strategies в Казахстане Инна Ан.

Насколько важно для бизнеса наличие антикризисной стратегии?

Чаще всего антикризисная стратегия является частью коммуникационной стратегии либо ее запрашивают отдельно для того, чтобы подготовиться к конкретным кризисным ситуациям. Любая стратегия строится примерно по одинаковому алгоритму: сначала оценка рисков для компании в конкретной отрасли, стране, в городе в текущих условиях, оценка готовности компании к кризисам, какими ресурсами она обладает, а дальше разработка сценариев работы по наиболее вероятным кризисам и рискам и затем оттачивание мастерства реагирования через тренинги и симуляции.

По Вашему мнению, есть ли различия между кризисами 2008, 2014 годов и сегодняшним?

Я лично захватила в Казахстане отголоски кризиса 2008 года, когда в 2010 году присоединилась к компании. Если говорить с точки зрения готовности компаний к кризисам, то я не вижу большого прогресса. Наши предприниматели как не готовятся в целом к небольшим кризисам, которые касаются их бизнеса, продукции, отрасли, так и не готовятся к большим кризисам. Безусловно, сегодняшняя ситуация с пандемией была совершенно непрогнозируемой. Тем не менее именно с точки зрения проработки антикризисных стратегий и готовности я бы не сказала, что есть огромные отличия.

Что разительно отличает эти кризисы друг от друга – это то, что текущий кризис в принципе не имеет аналогов и прецедентов, все оказались в равных условиях одного глобального кризиса. Еще сегодняшняя ситуация не сравнима с ситуацией 2014 или 2008 года с точки зрения каналов и инструментов взаимодействия с аудиториями – сегодня компании вынуждены быстрее реагировать, они более доступны, близки к потребителям и к ключевым стейкхолдерам. Если в 2008 году про социальные сети можно было ничего не говорить, в то время только появились «ВКонтакте» и «Одноклассники», причем бизнес там не был представлен, то в 2014 году мы видели чуть большую активность со стороны бизнеса и потребителей в Интернете. Стало больше каналов, форматов взаимодействия с аудиторией, которая стала более требовательной и получила больше доступа к компаниям. Сейчас же мы видим огромный спектр каналов и форматов коммуникаций, начиная от уже ставших классическими Instagram и Facebook и заканчивая Tik-Tok, который стремительно ворвался в нашу жизнь. Мы видим, что компании в части работы по этим каналам больше подготовлены. Но я думаю, что эта реакция на кризис через социальные сети не столько проработанная стратегия, сколько накопленный опыт работы в этих каналах и достаточно быстрая адаптация. Поэтому говорить о том, что компании готовы к кризисам и стали разрабатывать серьезные антикризисные планы, нет, скорее всего, это просто реактивная работа на ситуацию.

Почему Вы не рекомендуете снижать расходы на пиар и маркетинг в период кризиса?

Поколение бизнесменов, которые сейчас у руля, прожили несколько кризисов. И в каждый кризис в первую очередь бюджет, который начинают резать, – это то, что касается PR, рекламы, маркетинга. Они считают, что это что-то неосязаемое, и поэтому можно сократить. На самом деле это одна из самых последних статей, которую надо резать. Потому что только коммуникации позволят вам удержать связь с потребителями, заинтересованными сторонами. Не общаясь, не выстраивая коммуникации, не обрабатывая негативные коммуникации с потребителями, не давая четкую последовательную информацию журналистам, вы можете, по сути, разрушить свой бизнес. Есть классическое выражение, что репутация строится годами, а разрушиться может за пять минут. Для того чтобы ее в кризис не потерять, как раз-таки стоит вкладываться в коммуникации и общаться со своими целевыми аудиториями.

Если посмотреть на то, как развиваются коммуникации в последние несколько лет, то мы видим, что общественность никогда ранее не была настолько сильна. Во многом благодаря развитию социальных медиа, когда контент создается 24 часа в сутки, люди находятся на расстоянии вытянутой руки от политиков, бизнесменов, руководителей компаний. Мы все видели, как рушились карьеры политиков и бизнесменов не только на Западе, но уже и в нашей стране из-за волны возмущения или кампании в социальных сетях. Два года назад, когда мы говорили, что все, что вы говорите, пишите, комментируете в социальных сетях, ничего нельзя скрыть, потому что социальные сети – это инструмент, который позволяет общественности за вами следить, призывать к ответу, задавать вопросы и ожидать, что вы будете отвечать на эти вопросы. Благодаря развитию социальных сетей любой кризис легко может выйти за масштабы страны. Еще два года назад нам говорили, что это возможно только на Западе, когда из-за социальных сетей, скандала кто-то потерял должность или компания была вынуждена снять продукт или отменить мероприятие, то сейчас ситуация поменялась – вы видели, достаточно кейсов и у нас. Это глобальная тенденция, и в условиях кризиса особенно важно это учитывать и быть к этому готовыми. Расходы на PR не только не нужно урезать, при возможности нужно увеличивать инвестиции. Если этой возможности нет, то те бюджеты, которые были, нужно сохранить и перераспределить их на актуальные коммуникационные инициативы, чтобы оставаться релевантными повестке дня, удерживать своих клиентов и минимизировать риски развития кризисной ситуации.

Поможет ли компаниям выжить ранее приобретенная лояльность клиентов?

Безусловно. На бытовом примере: в магазине, в который вы ходите пять лет и где вам все нравится, где всегда свежие продукты и отличное обслуживание, внезапно вам один раз нахамили. Вероятность того, что вы их простите и продолжите ходить туда за продуктами, гораздо выше, чем если бы это был магазин, в который вы заходите время от времени. То же самое с большой компанией: наработанная лояльность клиентов – и не только клиентов – очень важна. Мы всегда говорим о том, что к кризису надо готовиться заранее, коммуникации – это не разовая активность, они должны быть основаны на стратегическом подходе, это должна быть постоянная последовательная работа с журналистами, инфлюенсерами, потребителями, отраслевыми ассоциациями и другими стейкхолдерами. Для того чтобы выстроить отношения, недостаточно одного-двух дней, недостаточно провести одно мероприятие – должна быть долгосрочная работа, потому что мы говорим про отношения. Когда у вас есть лояльные партнеры, потребители, клиенты или журналисты, с которыми вы работаете, в случае если вы ошиблись или оказались в кризисной ситуации, вам будет проще из этой ситуации выйти, если будете правильно действовать. Ваш лояльный клиент даже в случае ошибки, скорее всего, не пойдет писать публичные обвинения в социальных сетях, вместо этого он напишет в службу поддержки и даст вам шанс либо исправить ситуацию, чтобы она не развивалась дальше, либо подготовиться к кризису. Приобретенная лояльность играет роль в любой кризисной ситуации, не только в той, в которой мы оказались сейчас.

Как Вы оцениваете конкуренцию на рынке пиар-услуг?

Говорить о нашем рынке достаточно сложно, потому что, с одной стороны, рынок очень маленький, но с другой – он очень разобщенный. Да, есть ассоциации, но у нас нет диалога, открытого обмена опытом, активного отраслевого взаимодействия, как нет единых подходов к коммуникациям и этических стандартов. Поэтому говорить конкуренции, которая бы рождала качественное развитие отрасли, сложно. Плюс качество подготовки специалистов в отечественных университетах по коммуникациям достаточно низкое, существующие программы во многом устарели, а среди преподавателей практически нет практиков.

Майра Медеубаева

Как построить карьеру в международной корпорации?

Мифы и реальность: история Михринисо Нигматуллиной.

19 Май 2020 09:41 862

Как построить карьеру в международной корпорации?

Построить карьеру менеджера в крупной корпорации – мечта тысяч талантливых амбициозных людей, но по-настоящему успешными становятся единицы. Как можно проявить себя и выделиться среди других? Эксперт в интернет-маркетинге, e-commerce и продажах Михринисо Нигматуллина стала одной из тех, кому удалось достичь карьерных успехов, и поделилась с читателями впечатлениями от работы в стартапе до мультинациональной компании.

Михринисо, расскажите о первом опыте работы. Где учились? С чего начинали?

Когда я была студенткой факультета государственного управления МГУ, проходила летние стажировки в государственных структурах. Тогда я поняла, что не хочу оставаться в госсекторе – меня больше влекло в менеджмент, продажи, работу с людьми. Поэтому после окончания университета я пришла в американско-русский стартап Grabr на должность product curator. Я изучала популярные на американском рынке товары, которые могли бы заинтересовать российского покупателя, далее мы размещали их на главной странице сайта. Как результат продажи компании росли, в этом была и моя заслуга. Меня очень вдохновляло то, что я видела результат своей работы. Я хотела продолжать развиваться в этом направлении, мне хотелось попасть в крупную международную компанию. Так и получилось, мне удалось попасть в компанию мечты – Procter & Gamble. На дне открытых вакансий в МГУ им. Ломоносова мне удалось узнать больше о компании, и в тот же день я подалась через сайт компании на вакансию. В международных компаниях процесс прохождения интервью достаточно длительный, от трех до шести месяцев, сначала тест на личностные качества, далее на логику и математику, и только потом около трех-четырех собеседований с менеджерами и HR-компанией. Советую тщательно порешать SHL-тесты для успешной подготовки.

Расскажите о первых месяцах в компании? Над каким проектом Вы работали?

Первые полгода я разрабатывала планограммы для крупнейших ритейлеров России – схемы расположения товаров на полках в магазинах. Я поставила себе задачу – сделать такую планограмму, чтобы она максимально была эффективной с точки зрения продаж и ее применили в реальных магазинах. Вместе с дизайнерами P&G я создавала эти материалы на основе исследовательских данных о поведении покупателей. Через менеджеров, которые непосредственно работали с ритейлерами, я влияла на выкладку товара в реальных магазинах. Моя работа воплотилась в жизнь – с бумаги рекомендации перешли на реальные полки. Это подтвердили независимые аудиторы, отчеты из магазинов, фотографии. Во многом успех моей дальнейшей карьеры в компании зависел от того, что мои планограммы были осуществлены и влияли на рост продаж.

Говорят, что в крупных корпорациях сложно продвигаться по карьерной лестнице. И каждое повышение занимает по несколько лет. Что Вы можете сказать об этом?

В моем случае было наоборот. Я стала менеджером по работе с ключевыми клиентами всего после года в должности территориального менеджера. Это был быстрый и успешный промоушен. Если до этого я работала с локальными менеджерами сети гипермаркетов, а теперь напрямую веду переговоры с центральными офисами крупных национальных сетей аптек, как офлайн, так и с e-commerce. Для каждого своего партнера я разрабатывала разные стратегии продаж и интернет-маркетинга. Индивидуальный подход к каждой задаче, детальный анализ проектов – все это отложило отпечаток на результат быстрого развития по карьерной лестнице.

Не все справляются с карьерным ростом, так как появляются совсем другие обязанности и сложности. Как Вам удалось адаптироваться?

К новой роли я подошла с большим энтузиазмом, идеями и стратегией. Я очень хотела получить отличный результат и вкладывала всю себя во все процессы, поэтому быстро адаптировалась. К этому моменту у меня уже был опыт: выстроенная техника продаж, ведения переговоров, а именно работа с возражениями, умение задавать уточняющие вопросы, а также знания о трендах на рынке e-commerce. Умение слышать партнера, его позицию и главные цели – один из главных успехов в ведении бизнеса. Как результат у меня получить выстроить слаженную работу по всем процессам. Я всегда следила за последними трендами на фармацевтическом рынке и в e-commerce, анализировала эффективность промостратегий, маркетинговых запусков, рекламы. Cейчас очень много открытых источников про успешные кейсы таких компаний, как Amazon, Ebay, Alibaba. Какие они используют стратегии, тренды – всегда можно увидеть у них на сайте или в интервью, а также интересная литература: «What They Won't Teach You: How Young Entrepreneurs Can Find Success Outside of The Classroom» by Andre Haucal. В результате за короткий период мне удалось успешно реализовать совместно с заказчиками маркетинговые стратегии в их аптечных сетях, которые основывались на спланированных мной промоакциях, мерчендайзинге, digital-маркетинге и, конечно же, в точном планировании бюджетов и инвестиций. Одним из самых громких проектов в компании, которым я руководила, была работа с одним из моих e-commerce партнеров. Я понимала, что для каждой сферы e-commerce существуют свои стратегии оптимизации, учитывающие особенности ниши и ее целевой аудитории. Проанализировав их, я выделила несколько универсальных рекомендаций, которые помогли нам в оптимизации онлайн-бизнеса и выходе на новый уровень работы. Такие как:

  • Развитие персонализации при помощи e-mail.
  • Актуализация мобильной версии сайта или приложения.
  • Улучшение пользовательского опыта.

В компании очень ценят успех сотрудников, и в качестве вознаграждения за мой вклад в развитие бизнеса я дважды была награждена «Золотой медалью» за лучшие проекты.

Существует миф о крупных корпорациях – все процессы тщательно отлажены, и очень сложно привнести что-то новое, найти новые подходы и выделиться. Так ли это?

Некоторые мифы оказываются правдой, но этот – нет. Будучи еще территориальным менеджером, я договорилась о перевыкладке одной из категорий товаров по уходу за собой по планограмме. Это увеличило трафик магазина, средний чек и выручку гипермаркетов. Я стала первым территориальным менеджером, который сделал такой переворот.

К разработке планограммы для каждого гипермаркета я подходила индивидуально. Для начала я визуально смотрела, как расположен товар, видит ли его покупатель, находит ли он то, что ему нужно. Также анализировала продажи, что влияло на принятие решения. Так, оказалось, что выкладка с товарами для одной из категорий товаров по уходу за собой выглядела совершенно нелогично. Продукция стояла так, что покупатель просто не находил нужную вещь, разворачивался и уходил. Потому что выкладка была по цене, а не по брендам и сегментам. Из-за этого покупателям было сложнее найти нужный товар или выбрать подходящий. И он уходил без покупок.

Каждый гипермаркет отличается от другого. Например, если он находится в благополучном районе, в окружении апартаментов премиум-класса, то и товары, которые видит покупатель сразу после входа в категорию, должны быть премиальные. Я рекомендовала менеджеру такого гипермаркета премиальные продукты ставить на уровне глаз, а товары низкого ценового сегмента переносить вниз.

Также я была инициатором размещения промоутеров в гипермаркетах. Промоутеры могли рекомендовать покупателям, какой продукт им лучше подойдет, познакомить с новинками, тем самым увеличивался средний чек магазина и лояльность к бренду.

О софт-скиллах. Какую роль играют личностные качества и коммуникационные навыки?

Большую роль в карьере сыграла моя стратегия убеждения. Чаще всего я слышала от заказчиков «нет». Но я задавала уточняющие вопросы, понимала, какая из названных причин отказа истинная, и работала только с ней. Это сэкономило мне много времени. Например, когда я предлагала увеличивать ассортимент в том или ином сегменте, менеджер мне отвечал отказом по нескольким причинам. Потому что, во-первых, нет места для размещения на полках, во-вторых, потому что долго реализуется бренд, в-третьих, товар слишком дорогой, его никто не купит. Я уточняла, какая из этих трех причин составляет наибольшее ограничение в принятии решения. Предположим, менеджер отвечал, что больше всего его беспокоит, что товар не будет продаваться. На это я предлагала со своей стороны договориться на тест в нескольких точках продаж и в случае успешных продаж расширить дистрибуцию на большее количество точек. Если в этом случае менеджер соглашался, я понимала, в чем было его истинное возражение, и продолжала дальше вести встречу.

Считается, что направление фармацевтики кардинально отличается от других сфер. Расскажите, в чем была специфика интернет-маркетинга для интернет-аптек?

Очень важно иметь актуальный контент, с видео и полным описанием, размещать самые ходовые SKU (Stock Keeping Unit – идентификатор товарной позиции) на главную страницу сайта, с привлекательной ценой и баннером, а также важно, чтобы товар вашего бренда находился первым, выше, чем остальные бренды категории, в поисковой выдаче,как на сайте, так и в поисковиках. Участие в акциях было немаловажным, но для покупателя интернет-аптек лучше работают стратегии, связанные с импульсной покупкой, чем ценовые промо. Данную стратегию активно используют и в ритейле, когда покупатель заходит на страницу продукта, внизу или справа страницы видит бандл (комплект, состоящий из нескольких товаров): например, при покупке станка и средства для бритья скидка X%. Хорошо работают товары-рекомендации: когда покупатель кладет в корзину товар, сайт предлагает ему купить в дополнение к этому товару что-то из той же категории или с похожим назначением. Скорее всего, покупатель не купил бы это целенаправленно, но вместе с релевантным товаром многие кладут в корзину подобные предложения.

Отлично работает стратегия «купи-получи»: купи электрическую щетку для зубов – получи зубную пасту бесплатно. Так, я предложила заказчику делать основной фокус на бандлы. За счет чего нам удалось поднять продажи в несколько раз относительно прошлого года. Я была одним из первых менеджеров в компании, кто придумал и продал заказчику стратегию продвижения товара на сайте через правильные товары на главной странице при покупке и после покупки в e-mail рассылке.

Вас приглашают на крупнейшие конференции и конкурсы, выступаете на тематических мероприятиях, публикации в СМИ. Как так получилось и что Вам это дает?

Обмен опытом и информацией – это всегда очень крутой нетворкинг. Ты зачастую можешь найти своего единомышленника и вынести из общения много практичной информации. Я хотела разбираться во всех процессах создания и построения бизнеса. Публикации в бизнес-СМИ, приглашение на участие в качестве жюри на масштабные федеральные конкурсы для предпринимателей и стартап-проектов позволили мне разобраться во многих тонкостях и увидеть новые возможности в стартап-индустрии.

Мой опыт и вклад повлияли на выбор стратегии в управлении бизнесом, как выходить на федеральный и международный уровени, какие тренды и тенденции на рынке лучше использовать для достижения своих целей. Как результат эти знания помогли мне построить успешные бизнес-планы для десятков проектов и добиться высоких финансовых показателей.

Фото с конкурса предпринимателей iVolga 2.0 https://ivolgaforum.ru/

Как Вы видите развитие продаж в Интернете сейчас, когда пандемия изменила правила игры?

Безусловно, пандемия коронавируса влияет на бизнес, как, к сожалению, на всю мировую экономику. Но для онлайн-бизнеса это возможность в разы увеличить свою прибыль, если правильно подготовиться и вовремя среагировать.

Сейчас спрос на покупки товаров повседневного спроса через Интернет резко вырос, задержки доставки также увеличились. Расходы на рекламу, в свою очередь, сократились в таких секторах, как развлечения, розничная торговля. Это изменение во многом связано с прекращением работы кинотеатров и других развлекательных офлайн-площадок из-за вируса. Напротив, наблюдается рост использования сетевых мультимедийных услуг по запросу, таких как Amazon Prime, Netflix и Disney+.

Я вижу основные возможности для электронной коммерции во время пандемии коронавируса в нескольких аспектах:

  1. Компаниям следует адаптировать рекламу под текущую ситуацию, что подчеркнет особую выгоду данного продукта во время пандемии. Поэтому стоит увеличивать инвестиции в digital. Главный аргумент – измеримость результатов: количества просмотров, переходов на сайт, онлайн-заказов. В digital вы сможете точно рассчитать стоимость привлечения каждого покупателя.

Прямо сейчас начинайте изучать рынок интернет-маркетинга и установите те KPI, которые покажут эффективность ваших вложений в digital. Потом можно провести несколько пробных кампаний, чтобы протестировать разные инструменты и сверить результаты с ключевыми показателями (и, возможно, их подкорректировать).

  1. Онлайн-подразделения крупных ритейлеров станут основными бенефициарами. Потребители будут переходить на онлайн-покупки, чтобы избежать общественных мест. Такие услуги, как доставка на дом, и такие бренды, как Amazon, будут процветать. Основной плюс для онлайн-бизнеса в том, что покупатели смогут ощутить комфорт и удобство при покупке в онлайне и могут вернуться к этому же процессу снова и после пандемии коронавируса.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: