Тем более что Российская Федерация уже с 1 июля текущего года вводит обязательную маркировку обуви. Как будет внедряться это новшество на казахстанском рынке, а главное, зачем и кому это нужно, рассказал в интервью Аtameken.kz заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Евгений Больгерт.
– Давайте начнем с начала и определим, что такое маркировка и для чего она нужна?
– Сегодня в рамках евразийской интеграции набирает обороты тема маркировки различной продукции. Маркировка по своей сути решает сразу две основные задачи: во-первых, прослеживаемость жизненного цикла товара на единой территории и рынке. Вторая задача – это борьба с контрафактом. В настоящее время у нас в работе находится вопрос по маркировке обуви. Тема эта достаточно важная и чувствительная. Причиной тому является тот факт, что с 1 июля текущего года Российская Федерация вводит обязательную маркировку обуви. Что касается Казахстана, то мы только приступим к реализации пилотного проекта по маркировке в ближайшее время, как и наши соседи из Белоруссии. То есть это будет не полноценный механизм, как в России, которая уже успела его "обкатать" на протяжении года и начать внедрение. У нас нет соответствующей инфраструктуры, чтобы здесь и сейчас внедрять маркировку, но мы неоднократно обсуждали этот вопрос с бизнесом и пришли к общему выводу, что надо быть готовыми к этому процессу, а не игнорировать его. Все-таки основная цель – маркировка должна стать действенным механизмом по развитию добросовестной конкуренции.
– Если говорить о цифрах, сколько пар обуви поставляет ежегодно Казахстан на рынок ЕАЭС?
– На недавнем заседании Совета Евразийской экономической комиссии, который проходит на уровне первых вице-премьеров стран, вопрос маркировки обуви рассматривался достаточно детально. Согласно имеющимся данным, на российский рынок наши предприниматели поставляют 5,5 миллиона пар обуви в год. Именно поэтому мы заостряем сегодня внимание на этой теме. С момента введения односторонней обязательной маркировки в РФ у нас возникают серьезные опасения, что это станет препятствием для поставок казахстанской обуви на российский рынок. Наша позиция – что внедрение обязательной маркировки на данном этапе времени во всех странах преждевременно. Мы обратились к коллегам из Евразийской экономической комиссии и Российской Федерации с просьбой не допускать ограничения поставок казахстанской обуви на российский рынок на тот период времени, который будет у нас определен как пилотный. Наша задача – пройти все этапы, определить все риски и механизмы нанесения маркировки на товар, а также элементарно понять, сколько это будет стоить для предпринимателей. Сегодня желание участвовать в пилотном проекте высказали несколько производителей и ритейлер. Для нас это хорошая увязка, чтобы понять, как движется товар от производителя до покупателя. Когда мы поймем этот механизм, то будем уже думать о маркировке других видов товарных групп.
– Какие функции в решении этой задачи возьмет на себя Национальная палата, помимо традиционной диалоговой площадки между бизнесом и государством? А также расскажите алгоритм, по которому будет проводиться процесс апробации механизма маркировки обувной продукции в Казахстане?
– Мы однозначно является единым представителем казахстанского бизнеса и в работе с Евразийской экономической комиссией, и в работе с Правительством. Мы готовы и будем отслеживать, как развивается проект, уведомлять о проблемах или успехах. Что касается алгоритма, то нужно понимать, что он зависит от того механизма, который будет выбран. Будет ли это нанесение маркировки на сам товар или же на упаковку. Какое оборудование для ввода товара в оборот необходимо будет производителю или импортеру. Далее в цепочке оптовая торговля, которой возможно будет интересно использовать сканеры для агрегации товаров, и продавец, который также должен иметь онлайн кассовый аппарат и сканер, с помощью которого товар будет выводиться из оборота.
По задумке авторов проекта у нас с вами, то есть покупателей, может быть приложение, которое путем сканирования маркировки будет выдавать всю базовую информацию, как об изделии, так и о производителе. Это дает понять, легально ли находится в продаже на территории этой страны обувь. Я хочу подчеркнуть, что в этом деле нельзя спешить. Мы хотим пройти этот путь полноценно, понять плюсы и минусы и в течение 2019 года попутно проводить работу над ошибками. Также мы ставим перед собой задачу по мере внедрения пилотного проекта вовлекать все больше игроков, чтобы потом говорить, что эксперимент проводился не на двух компаниях. Поэтому наша задача сегодня еще и доносить правильную информацию до предпринимателей.
– Если говорить о сроках пилотного проекта по маркировке обуви, на протяжении какого времени в Казахстане он будет реализовываться?
– Я упоминал о том, что российский эксперимент длился на протяжении года. Это разумный срок, который позволил достаточно четко понять все нюансы и риски, чтобы избежать их в дальнейшем. Мы говорим о том, что пилотный проект в Казахстане необходимо реализовывать хотя бы до конца 2019 года. Это не должно быть революционно. До определенного периода у предпринимателей был дефицит информации, поэтому они смотрели на всю эту инициативу достаточно осторожно. Сейчас мы будем работать с реальным сектором плотнее, должна быть дорожная карта по реализации пилотного проекта. Отдельно я хотел бы поблагодарить Правительство в лице Алихана Смаилова и профильное ведомство за то, что инициатива палаты по созданию межведомственной рабочей группы по вопросам маркировки была поддержана и создана на уровне первого заместителя Премьер-министра РК. То есть наше государство уделяет большое внимание этому вопросу. И я надеюсь, что на площадке Нацпалаты и Правительства мы сможем совместно выработать алгоритм, который позволит реализовать этот проект.
– Резюмируя все выше сказанное, давайте обозначим конкретный алгоритм, которого необходимо придерживаться, хотя бы на этапе пилотного проекта?
– Первое – это определиться с той платформой, которая будет использована. Будем мы использовать чей-то опыт или же внедрим собственный механизм. Также необходимо определиться с инфраструктурой, то есть на чем будет базироваться сам механизм маркировки в Казахстане. Второе – нужно провести встречи на нашей площадке с производителями и импортерами для разъяснения всех нюансов. Третье – выбрать компании, которые будут принимать участие в пилотном проекте, следующий пункт – обеспечить полное сопровождение этих компаний на всех этапах и по всем вопросам. При этом особое внимание необходимо уделить охвату и вовлечению розничной торговли (малый бизнес), поскольку они являются конечным звеном в обороте товара. И пятым пунктом станет подведение итогов, анализ информации, полученной в ходе реализации пилотного проекта, а также выработка рекомендаций по повышению эффективности данного механизма. Со своей стороны "Атамекен", может посодействовать также в вопросе организации выезда казахстанской делегации на российские заводы и фабрики, где уже реализуется маркировка.