/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 419,55 Brent 36,55
Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Для товаров повседневного спроса введение данной системы не оправдано, заявляют участники рынка.

12:10 04 Июнь 2019 7010

Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Автор:

Карина Алимова

Обязательная привязка к маркировке должна распространяться только на товары с повышенным риском для жизни и высоким уровнем фальсификата на рынке. Целесообразности наносить метки на изделия, пользующиеся каждодневным спросом, нет. Такую позицию обозначили казахстанские производители пищевой продукции.

«Необходимо прежде всего разработать четкие, проверяемые критерии отнесения товара к разряду маркируемых. Считаем, что в основе принятия решения при введении маркировки и системы прослеживаемости в той или иной товарной группе должен применяться взвешенный подход государственных органов, основанный на принципе целесообразности и эффективности предлагаемой меры», – отмечают предприниматели в письме, адресованном Премьер-министру Аскару Мамину.

Система прослеживаемости продукции требует внедрения информационной системы на каждом этапе товаропроводящей цепочки. Что приведет к дополнительным капитальным и операционным издержкам производителей, импортеров, дистрибьюторов. Это, в свою очередь, спровоцирует рост себестоимости продукции и уход добросовестных участников с рынка. Теневой оборот при этом не сократится.

«Выпустили товар – «пропикали». На свой склад поставили – снова его нужно «пропикать». Затем отдали оптовику – «пропикали». Оптовик на свой склад завез – тоже «пропикал», вывез из склада – «пропикал», в магазин продал – «пропикал». Магазин при покупке «пропикал». И, когда в рознице реализован товар, он выводится с оборота», – объясняет простыми словами механизм прослеживаемости продукции президент ассоциации «Масложировой союз Казахстана» Константин Невзоров.

Пока поставщик данного soft не раскрывается. Не исключено, что будет привлекаться система, разработанная партнерами по ЕАЭС, а в частности российская компания. Неясным остается вопрос, как будет обеспечиваться информационная безопасность. Нельзя не учесть то, что предлагаемая система фактически дублирует учет через электронные счета-фактуры (ЭСФ) и виртуальный склад, действующий в Казахстане.

По подсчетам предпринимателей, единовременные затраты на покупку и установку необходимого технического обеспечения могут составить сотни тысяч долларов на одно предприятие. В этой связи малый и средний бизнес попадает в группу риска, так как организовать систему маркировки ему будет сложнее, а стоимость внедрения значительно скажется на реализуемой ими продукции, сделав ее менее конкурентоспособной по ценовому критерию.

«Маркировка товара средствами идентификации в том виде, в котором она предлагается Казахстану, превращается фактически в дополнительный налог с предпринимателей, причем переданный в предпринимательскую среду через механизм государственно-частного партнерства. Наличие заинтересованного лица во внедрении дополнительного сбора в свою пользу может стать источником коррупционных схем и лоббирования интересов группы лиц без учета интересов всего населения Казахстана», – подчеркивают подписанты обращения.

Свободное перемещение товаров на территории Евразийского экономического союза в скором времени потребует подтверждения их легальности в виде маркировочных меток. Соответствующий ратификационный законопроект уже принят в мажилисе преимущественным большинством голосов.

Карина Алимова

Е-базар растет как на дрожжах

Интернет-торговля в период карантина значительно выросла в Карагандинской области.

29 Июль 2020 15:08 894

Е-базар растет как на дрожжах

И до конца года ожидается ее дальнейшее увеличение. По прогнозам, доля онлайн-торговли в рознице поднимется в три раза – с 0,8% до 2,4%. Об этом говорили на прошедшем совещании в режиме онлайн.

Одним из вопросов данного обсуждения стала реализация дорожной карты по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы. Документ предусматривает меры по защите потребителей, преференции для бизнеса, создание инфраструктуры поддержки.

Здесь хотелось бы напомнить прошлогоднее интервью inbusiness.kz с бывшим замакима Карагандинской области, а ныне заместителем министра иностранных дел Алмасом Айдаровым. В этой части интервью разговор шел о работе нового оптово-распределительного центра «Альфарух».

Время торговли с обозов у дороги ушло?

Да, все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «Я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин – что едет к нам, видит эту заявку, и сделка состоялась. Ну и плюс здесь же еще есть огромный центр розничной торговли.

Вы, я слышал, и электронщиков хотите всех сюда пристегнуть?

Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

На данный момент в Карагандинской области создали интернет-площадку ba09.kz, на которой представлены ссылки на онлайн-магазины и услуги.

Руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева сообщила, что, согласно официальным данным, в 2019 году объем розничной электронной торговли в области составил 8,1 млрд тенге:

«Учитывая ситуацию в период карантина, когда из-за закрытия многие торговые дома и объекты общественного питания перешли на работу по доставке, по итогам 2020 года ожидается рост электронной торговли не менее чем в три раза, с повышением доли в розничном товарообороте на уровне 2,4%».

С начала года в области объем безналичных платежей вырос в пять раз. По статданным, за пять месяцев он составил почти 553 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже сообщал, что после обновления исторического максимума в мае объем безналичных карточных платежей в стране за июнь вновь побил рекорд за всю историю наблюдений.

Этот показатель вырос с 2,4 до 2,7 трлн тенге (+15,4%), при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается более выраженный рост – в 2,7 раза с показателя в 1,0 трлн тенге.

В июне в Казахстане отмечалось практически равнозначное увеличение как платежей через POS-терминалы (+16,9%), так и оплат в Интернете (+15,2%). Тем не менее в абсолютных величинах интернет-платежи (2,2 трлн тенге) почти в пять раз превышают объемы платежей через POS-терминалы (489 млрд тенге).

Напомним, в июне 2019 года в целом по стране превышение интернет-платежей над соответствующими платежами через POS-терминалы составляло 2,2 раза.

Если ранее перед Карагандинской областью стояла задача довести долю е-коммерции к 2025 году до 10%, то с учетом заявления Бахыта Султанова на заседании правительства 28 июля теперь этот индикатор не грех поднять, и подняли до 15%:

«Объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это 9,4% от общего объема розницы. До конца этого года ожидаем 900 млрд тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли», – сказал министр торговли и интеграции.

Здесь же следует напомнить о поручении Аскара Мамина проработать вопросы финансирования интернет-торговли:

«Для поддержки и стимулирования отечественной онлайн-торговли поручается министерствам цифрового развития и торговли совместно с Банком развития Казахстана проработать вопросы кредитования в онлайн-бизнес».

Работы на «виртуальной ферме» прибавится всем. Лишь бы на радостях не бросили всем скопом традиционный уклад и не пошли всей страной майнить. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющая часть того, что мы приобретаем в Сети, – это категорически не казахстанские товары. Так что нам самим все еще придется сеять хлеб, добывать уголь, варить сталь и легкую промышленность поднимать.

И возвращаясь к совещанию в акимате Карагандинской области:

«Мы видим, что объемы электронной торговли в регионе растут, – отметил Женис Касымбек. – Это положительный фактор, торговля максимально выходит из тени. Этот тренд надо поддерживать, совместно с палатой «Атамекен» помогать бизнесу осваивать электронные площадки».

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Закрытые рынки провоцируют социальный взрыв»

Сокращенный график работы торговых центров способствует массовому скоплению покупателей, что повышает риски распространения коронавируса.

23 Июль 2020 10:01 10731

«Закрытые рынки провоцируют социальный взрыв»

Фото: Серикжан Ковланбаев

Торговый бизнес не видит логики в радикальных мерах по запрету и ограничениям на функционирование объектов розницы в период карантина. Подходы, которых придерживаются санитарные врачи, ведут предпринимателей к убыткам, не имеют эффекта и даже, напротив, повышают риски массового заражения. К примеру, сокращение графика работы рынков способствуют скоплению покупателей в одно время. При этом ритейлеры подчеркивают, что закрытие торговых объектов, которые, к слову, относятся к сфере жизнеобеспечения, может привести к росту цен, а соответственно, и накалить социальную напряженность среди населения. Об этом представители сферы торговли заявили на онлайн-конференции, организованной Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в среду, 22 июля.

«Крытый незакрытый»

Постановлением главного санитарного врача во время локдауна разрешается деятельность открытых рынков, тогда как в законодательстве нет четкого разграничения понятий «открытых» и «крытых» торговых объектов. Это дает повод для разночтений.

 «У нас классификация немного другая – универсальный и специализированный. Когда главный санитарный врач выносит свои постановления и по регионам, указывается формулировка, что открытые рынки разрешены к функционированию в определенные часы, а крытые – нет. Но многие рынки включают и стационарные здания, и торговые места на открытом воздухе. Возникают вопросы и разногласия – им работать или нет? Или работать только тем, кто на улице? Госорганы такие ответы не дают. Им проще сказать, что рынок закрыт. Диалога не получается», – отметил директор департамента торговли НПП «Атамекен» Асет Айтбаев.

Он напомнил, что в последние годы в стране велась активная работа по модернизации рынков и ликвидации торговых контейнеров, работающих на улице.

«Ликвидированы контейнеры, построены стационарные здания, торговые места переведены в эти здания. Большие инвестиции собственники туда вложили, построились практически все. Теперь им говорят: вы крытые, вы не работаете, то есть логика этой модернизации теряется. Такие разночтения в акиматах чуть ли не в каждом регионе», – недоумевает директор департамента торговли нацпалаты.

В «Атамекене» поясняют, что ряд модернизированных рынков имеют торговые дома и прилегающую территорию с крытыми рядами на улице. Однако местные исполнительные органы относят их к закрытым объектам торговли.

«Сокращенный график – скопление покупателей»

Обновление рынков, по мнению вице-президента Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаевой, повысило их санитарную безопасность. В частности, в торговых объектах обеспечены: несколько входных дверей, воздухопроводы, системы кондиционирования, санитарные зоны.

«Почему министерство фактически не изучает НПА? Они эти СНиПы не смотрят, технические требования. Сегодня от бизнеса требуют, чтобы они были семи пядей во лбу, а сами эти вопросы не изучают. И удивляет ограничение по времени работы торговых рынков, которые находятся в стационарных условиях. Например, ТЦ «Артем». Получается, что весь миллионный город столичный, чтобы получить свежую продукцию, мчится в этот торговый центр. До 12:00 покупатель должен отовариться. Как вы считаете, там нормально организована санитарная безопасность? Нет. Весь город туда идет», – констатирует Жибек Ажибаева.

Обеспокоенность торговых предприятий вызывает и намерение ввести в торговых центрах видеоконтроль за соблюдением санитарных правил, так как это создаст дополнительную нагрузку на предпринимателей, и без этого терпящих убытки.

Ритейлеры не считают торговые рынки объектами повышенной опасности, так как установленные санитарные требования соблюдают. Правильно выстроенное время работы торговых точек разгрузит клиентопоток, полагают они. Риски распространения КВИ также может снизить одностороннее передвижение в их зданиях. В таком режиме торговые центры дадут возможность населению закупиться и сделать запасы впрок.

«Если мы сегодня не дадим населению вовремя отовариться, подготовиться к работе или к жизнедеятельности в осенне-зимний период, будет социальный взрыв. Сейчас, пока мясо дешевое, овощи свежие, надо заготовить и законсервировать. Почему нас сталкивают? Завтра торговля снова будет виновата. Скажут: вот взвинтили мясо до 3200 тенге, овощи. Сегодня томаты до 800 тенге доходят, потому что нам не дают нормально стабильно работать. Соответственно, и оптовики не знают, как себя вести. Здесь вопрос очень серьезный. Есть смысл сегодня разговаривать с местными исполнительными органами», – заявила Жибек Ажибаева.

С началом пандемии и карантинных мер у предпринимателей появилась новая статья расходов по обеспечению санитарной безопасности. Приобретение средств индивидуальной защиты, санитайзеров и дезинфицирующих средств влетает им в копеечку, а поддержки от государства нет, жалуется торговый бизнес.

«Летний товар простаивает»

Предприниматель Светлана Боярская работает в торговом центре «Ауган сити». Объект закрыли, а соответственно, единственный источник дохода потерян.

«Мы подавали заявку на 42 500, но нам, индивидуальным предпринимателям, в выплатах отказали. Но оплачивать налоги нам обязательно придется, товар мы закупили, весенний не успели продать. В мае немножко поторговали, закупили летний товар. Сейчас он снова простаивает. Осенью мы даже не сможем ничего купить», – говорит Светлана Боярская.

Она не понимает, почему уличные рынки, на которых высокий поток покупателей, функционируют, а торговые центры, в которых одну точку в день посещают по 10-20 человек, вынуждены простаивать.

Директор рынка «Арыстан Тиграхауд» Жанар Курабааева также не считает закрытые торговые дома рассадниками инфекции.

«Для нас разработали алгоритмы. Мы их максимально стараемся соблюдать. Главная причина закрытия торговых домов – требование в проветривании помещений. Крытые рынки должны быть проветриваемыми, должны нормально функционировать системы вентиляции и кондиционирования, должны своевременно проводиться сервисные работы по обеззараживанию воздуха, который кондиционируется. В таком случае снижается риск заражений. Но мы можем обеспечить выполнение этих условий», – говорит Жанар Курабааева.

Динара Куатова


Подпишитесь на наш канал Telegram!