/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Для товаров повседневного спроса введение данной системы не оправдано, заявляют участники рынка.

04 Июнь 2019 12:10 6636

Маркировка приведет к издержкам добросовестного бизнеса

Автор:

Карина Алимова

Новости

Вчера
23:00

Виртуального ведущего I-Sanjа хотят «познакомить» с онлайн-консультантом I-Dana

Вчера
22:54

Депутаты предлагают увеличить подушевое финансирование в сфере инклюзивного образования

Вчера
22:47

Около $ 1 млн направили ОАЭ на социальные проекты в Казахстане

Вчера
22:41

Стоимость нового аэропорта Кызылординской области снизят на 5 млрд тенге

Вчера
22:35

Строительство БАКАД обойдется казне в 150 миллиардов тенге

Вчера
22:30

Ерлан Тургумбаев: из похищенного оружия не стреляли

Вчера
22:22

Битва за металлолом: бизнес-сообщество ждет принятия законов для развития отрасли

Вчера
20:50

«Котел» и «черная касса» - вся правда о новой финансовой пирамиде

Вчера
20:42

Рустем Даулет назначен акимом Кордайского района Жамбылской области

Вчера
20:02

Посол КНР оценил профилактические меры в Казахстане по предотвращению распространения коронавируса

Все новости

Обязательная привязка к маркировке должна распространяться только на товары с повышенным риском для жизни и высоким уровнем фальсификата на рынке. Целесообразности наносить метки на изделия, пользующиеся каждодневным спросом, нет. Такую позицию обозначили казахстанские производители пищевой продукции.

«Необходимо прежде всего разработать четкие, проверяемые критерии отнесения товара к разряду маркируемых. Считаем, что в основе принятия решения при введении маркировки и системы прослеживаемости в той или иной товарной группе должен применяться взвешенный подход государственных органов, основанный на принципе целесообразности и эффективности предлагаемой меры», – отмечают предприниматели в письме, адресованном Премьер-министру Аскару Мамину.

Система прослеживаемости продукции требует внедрения информационной системы на каждом этапе товаропроводящей цепочки. Что приведет к дополнительным капитальным и операционным издержкам производителей, импортеров, дистрибьюторов. Это, в свою очередь, спровоцирует рост себестоимости продукции и уход добросовестных участников с рынка. Теневой оборот при этом не сократится.

«Выпустили товар – «пропикали». На свой склад поставили – снова его нужно «пропикать». Затем отдали оптовику – «пропикали». Оптовик на свой склад завез – тоже «пропикал», вывез из склада – «пропикал», в магазин продал – «пропикал». Магазин при покупке «пропикал». И, когда в рознице реализован товар, он выводится с оборота», – объясняет простыми словами механизм прослеживаемости продукции президент ассоциации «Масложировой союз Казахстана» Константин Невзоров.

Пока поставщик данного soft не раскрывается. Не исключено, что будет привлекаться система, разработанная партнерами по ЕАЭС, а в частности российская компания. Неясным остается вопрос, как будет обеспечиваться информационная безопасность. Нельзя не учесть то, что предлагаемая система фактически дублирует учет через электронные счета-фактуры (ЭСФ) и виртуальный склад, действующий в Казахстане.

По подсчетам предпринимателей, единовременные затраты на покупку и установку необходимого технического обеспечения могут составить сотни тысяч долларов на одно предприятие. В этой связи малый и средний бизнес попадает в группу риска, так как организовать систему маркировки ему будет сложнее, а стоимость внедрения значительно скажется на реализуемой ими продукции, сделав ее менее конкурентоспособной по ценовому критерию.

«Маркировка товара средствами идентификации в том виде, в котором она предлагается Казахстану, превращается фактически в дополнительный налог с предпринимателей, причем переданный в предпринимательскую среду через механизм государственно-частного партнерства. Наличие заинтересованного лица во внедрении дополнительного сбора в свою пользу может стать источником коррупционных схем и лоббирования интересов группы лиц без учета интересов всего населения Казахстана», – подчеркивают подписанты обращения.

Свободное перемещение товаров на территории Евразийского экономического союза в скором времени потребует подтверждения их легальности в виде маркировочных меток. Соответствующий ратификационный законопроект уже принят в мажилисе преимущественным большинством голосов.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Топ-10 главных торговых партнеров Казахстана

Всего 10 стран обеспечивают почти 78% всего международного товарооборота республики.

21 Февраль 2020 14:00 398

Топ-10 главных торговых партнеров Казахстана

По данным комитета по статистике, в 2019 году товарооборот Казахстана со странами мира составил $96,1 млрд. За рубеж было продано товаров на общую сумму $57,7 млрд – это на 5,5%, или почти $3,8 млрд, меньше, чем в 2018 году. Зато объем поставок из-за границы вырос – импорт за год увеличился на 14%, или $4,7 млрд, составив по итогам 2019-го $38,4 млрд.

В 2019 году Казахстан торговал со 190 странами мира, однако в большинстве случаев назвать торговлю активной нельзя. Со 109 странами суммарный объем экспорта и импорта не достиг $10 млн, при этом с 79 из них торговля не перевалила и за миллион долларов.

С другой стороны, 10 стран – крупнейших торговых партнеров Казахстана обеспечили республике в прошедшем году 77,7% всего товарооборота. И это не очень хорошо: в 2018 году на долю основной десятки приходилось 72,3% сделок. То есть за год Казахстан стал больше зависеть от отдельных стран, не сумев диверсифицировать внешнюю торговлю.

10. Испания

Товарооборот между Казахстаном и Испанией в 2019 году превысил $2,3 млрд, обновив пятилетний рекорд. За год показатель вырос на 15,5%. Благодаря этому страна с Пиренейского полуострова поднялась в рейтинге ключевых партнеров на одну позицию, заняв в нем 10-е место.

Основная торговля с Испанией заключается в продаже Казахстаном своей нефти. В 2019 году экспорт черного золота в эту страну превысил $2 млрд (+17,1% к 2018-му). При этом продажи растут уже четыре года подряд. Помимо нефти, Казахстану практически нечего предложить: в относительно небольших объемах продаются лишь ферросплавы ($26,4 млн). В 2019 году спросом в Испании пользовались и отечественный наземный, воздушный и плавательный транспорт (экспорт составил $50,9 млн).

Впрочем, Испания также не заваливает казахстанский рынок своей продукцией. Импорт за год составил $191,8 млн, уменьшившись вдвое за последние пять лет. Какого-то одного ключевого товара нет: Казахстан закупает понемногу. Более или менее значительный импорт приходится на медикаменты ($36,6 млн) и запчасти для трамваев и локомотивов ($18 млн).

9. Узбекистан

Товарооборот с Узбекистаном в 2019-м немного снизился (до $2 млрд 752,8 млн): до показателей предыдущего года не хватило $42 млн. Произошло это на фоне роста экспорта: за три года объем продаж южному соседу вырос вдвое, лишь немногим недотянув по итогам 2019-го до $2 млрд. Одна из причин – рост продаж пшеницы и меслина, главного экспортного товара в данном направлении: $372,7 млн за год, что на 86,5 млн больше показателей 2018-го. На $44 млн вырос экспорт и цинковых концентратов, и руды.

Но рост продаж не смог полностью покрыть снижение импорта. За год стоимость ввезенных из Узбекистана товаров упала на треть, составив $771,2 млн. В первую очередь это связано со снижением поставок газа – $113,9 млн или лишь четверть от уровня 2018-го.

В 2018 году Узбекистан находился на восьмом месте в списке стран с наибольшим товарооборотом с Казахстаном. Таким образом, за год его значимость во внешней торговле немного снизилась.

8. Швейцария

Еще одна страна, торговля с которой построена на экспорте нефти. Из $2,8 млрд общего товарооборота более $2,3 млрд пришлись на продажу черного золота. При этом стоимость сделок упала на 8,4% по сравнению с 2018 годом, что привело к тому, что экспорт (а вместе с ним и весь товарооборот) падает уже третий год подряд.

Половина от оставшегося полумиллиарда долларов приходится на экспорт газа – Швейцария закупила его на $212,4 млн, увеличив спрос на 11,3%. А вот казахстанский уголь в Альпах стал менее востребован – объем сделок упал более чем в два раза, не добравшись и до $50 млн.

Что идет в обратном направлении? Единственная значимая позиция – это медикаменты. Стоимость завезенных за год лекарств составила $22,3 млн, снизившись на 4%. Общий же объем импорта составил $134,5 млн – минимальное значение за три года.

7. Турция

В 2018 году товарооборот с Турцией составил чуть менее $1,9 млрд и страна была на 13-м месте в списке главных торговых партнеров республики. За год показатель вырос до 3,1 млрд, а место в рейтинге – седьмое. И это один из тех случаев, когда торговля выросла в обоих направлениях.

Во-первых, произошел значительный рост экспорта – на 86%, или более чем $1 млрд. За 2019 год объем продаж казахстанских товаров в Турцию составил $2,3 млрд. Из них более полутора миллиардов приходится на нефть. Вообще, рост торговых отношений во многом связан именно этим фактом: экспорт главного казахстанского сырья вырос за год в 3,4 раза. Сейчас турецкий рынок является восьмым по объемам для казахстанских нефтяников, а в Азиатском регионе страна и вовсе идет второй. Впрочем, Казахстану есть, что предложить и помимо нефти: экспорт меди и алюминия в 2019 году составил $495,9 млн.

В обратном направлении последовало товаров на $819,1 млн – максимальный показатель за пять последних лет. Главный импортируемый из Турции товар – это одежда. Объем поставок за год вырос на 40%, составив по его итогу $137,5 млн.

6. Франция

В 2018 году Франция входила в пятерку ключевых торговых партнеров, но за год одна позиция была утеряна. Произошло это на фоне падения товарооборота: с $4 млрд 496,8 млн до $4 млрд 346 млн. При этом импорт даже стал больше на $38 млн, составив за год $695,6 млн. Около 20% из этого приходится на медикаменты, гигиенические средства, косметику и различные удобрения.

Что касается экспорта, то он практически полностью состоит из двух позиций. Первая – это продукты неорганической химии, продажи которых выросли на треть, достигнув $166,8 млн. Вторая – нефть, экспорт которой упал на 7,4%, но все равно превысил $3,4 млрд. Франция является третьим по объемам покупателем казахстанского черного золота.

5. Нидерланды

А на втором месте идут Нидерланды. Экспорт сырой нефти в 2019 году составил $3,6 млрд, нефти из битуминозных пород – $656 млн. Еще более $650 млн принесли продажи мазута. Вот только все это гораздо хуже показателей 2018 года. За год объем экспорта в Нидерланды упал почти на 30%, или $1,8 млрд, достигнув трехлетнего минимума – чуть менее $4,3 млрд.

Сократился и импорт, который, впрочем, никогда не был особо высок. Тем не менее показатель 2019 года – $234,7 млн – худший за последние как минимум шесть лет. Снизились поставки медикаментов, лакокрасочных материалов и сборных строительных конструкций. Зато почти в девять раз увеличился импорт вычислительных устройств. Впрочем, объем все равно остается незначительным – $23,7 млн.

4. Южная Корея

Корея – страна, торговые отношения с которой растут стремительными темпами:

  • В 2016 году объем торговли составлял $676,5 млн (18-е место).
  • В 2017-м – $1 млрд 695 млн (11-е место).
  • В 2018-м – $3 млрд 897,1 млн (6-е место)
  • В 2019-м – более $6,5 млрд (4-е место).

Итого – почти десятикратный рост за три года! За счет чего этого удалось добиться? Во-первых, за счет продаж нефти. Сегодня Корея – главный покупатель этого сырья в Азии. Объем по итогам 2019-го составил $2,9 млрд, увеличившись на 3,1%. Помимо нефти, Казахстану особо и нечего предложить – совокупный экспорт остальных товаров составляет $175,8 млн, две трети из которых обеспечивают ферросплавы.

Вторая причина роста товарооборота – это резкий рост импорта. В 2019 году из Кореи ввезено товаров на $3,4 млрд. Для сравнения: за пять предыдущих лет суммарный объем составил $3,6 млрд. В 2018 году Казахстан купил корейских жидкостных и воздушных насосов, а также оборудования для термической обработки материалов на общую сумму $55,7 млн. За год объем вырос до $1,44 млрд, то есть объем сделок вырос в 26 раз! Еще почти $300 млн прироста (со $125,3 млн до $418,9 млн) обеспечило увеличение поставок холодильного оборудования, трансформаторов, запорной арматуры и электрических пультов и консолей.

3. Италия

То, почему Италия находится так высоко в рейтинге, объясняется простым фактом – сюда уходит четверть казахстанской экспортной нефти. В 2019 году объем продаж составил $8,2 млрд. Однако это на 28,5% меньше, чем годом ранее: в 2018-м экспорт был на уровне $11,5 млрд (а доля Италии в экспорте нефти превышала 30%). Заодно упали продажи и других товаров, в первую очередь алюминия и ферросплавов.

Зато импорт вырос до $1,58 млрд, установив рекорд за последние как минимум шесть лет. Главные импортируемые товары также напрямую связаны с нефтяной отраслью – к ним относятся запорная арматура ($184,4 млн) и трубы из черных металлов ($83,9 млн).

2. Китай

По официальным данным, товарооборот с Китаем увеличивается третий год подряд, лишь немногим недотянув до $14,4 млрд. При этом все больше становится разница между экспортом и импортом: в 2019-м стоимость проданных товаров на $1,26 млрд превысила стоимость купленных. По сравнению с 2015 годом разница увеличилась в 3,2 раза.

Китай является крупнейшим покупателем казахстанского газа и меди – суммарный экспорт этих товаров в 2019 году превысил $3,1 млрд. Нет равных Поднебесной и по спросу на ферросплавы – $732,6 млн. Значительный объем продаж обеспечивают также нефть и продукция неорганической химии – около $1,2 млрд и $540,2 млн соответственно. Таким образом, только экспорт этих пяти позиций в одну только страну составляет $5,57 млрд – а это почти 10% вообще всего казахстанского экспорта.

Импорт из Китая сильно диверсифицирован – оттуда завозится огромное количество товаров, а общий импорт ими превышает $6,5 млрд. Главные товарные позиции связаны с электроникой: одних только телефонов, по официальным данным, из Китая привезено на 488,3 млн.

1. Россия

Безальтернативный лидер. Главный торговый партнер не только в ЕАЭС, но и во всем мире. Страна, обеспечивающая 36,7% казахстанского импорта и 20,5% всего товарооборота. Страна, объем сделок с которой в последние три года растет со средней скоростью $2,3 млрд в год. Конечно, речь о России – важнейшем торговом партнере Казахстана. Много писать смысла нет, поэтому вот лишь некоторые факты:

  • На каждый доллар, заработанный на продажу в России, приходится 2,5 доллара, потраченных на закупку товаров.
  • Импорт сейчас находится на максимуме за последние как минимум шесть лет – даже до перехода к плавающему курсу объемы ввозимых товаров были меньше.
  • Даже если бы Казахстан ничего не импортировал, Россия все равно была бы одним из главных торговых партнеров Казахстана (экспорта бы хватило для того, чтобы занять пятое место).

Алексей Никоноров

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

Нефть продолжает обеспечивать более половины всего казахстанского экспорта. Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок.

19 Февраль 2020 15:56 726

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

В 2019 году экспорт Казахстана в страны мира составил $57,7 млрд, снизившись по сравнению с 2018-м на 5,5%. Одна из главных причин – это снижение стоимости нефти, повлиявшее на снижение объемов торгов. Заменить черное золото во внешней торговле республике нечем, хотя товаров, объемы продаж которых исчисляются сотнями миллионов долларов, достаточно. Ниже – 10 главных товаров, принесших Казахстану в 2019 году наибольшую экспортную выручку.

10. Транспорт

Казахстан является относительно крупным экспортером средств наземного транспорта, летательных аппаратов и плавучих средств. В 2019 году за границу было продано товаров (сюда относятся, например, локомотивы, вагоны и их части, самолеты, спутники, суда, легковые автомобили и спецтехника) на $575,1 млн – это в 3,6 раза больше, чем годом ранее.

Отечественный транспорт продается в 59 стран мира, включая такие экзотические для отечественного бизнеса, как Эфиопия, Руанда и Джибути. Виргинские острова и вовсе являются пятым по объему покупателем – $46,8 млн. В четверку основных импортеров входят Россия (продажи выросли с $44,3 млн до $145,4 млн), США (с $1,3 млн до $85,8 млн), Великобритания (с $1,3 млн до $62,9 млн) и Испания (с $1 до $50,9 млн).

9. Железные руды и концентраты

2019 год выдался для экспортеров этого сырья лучшим за последние пять лет. Во-первых, им удалось продать за рубеж максимальное за это время количество руды и концентратов – около 10,2 млн тонн. Во-вторых, выручка от продаж по сравнению с 2018 годом выросла на 37,6%, составив $664,5 млн. И это также лучший показатель с 2014 года.

Практически всю экспортную руду скупают две страны: Россия и Китай. Поэтому состояние дел в отрасли в немалой степени зависит от конъюнктуры на этих рынках. 2019 год был успешным: спрос со стороны России вырос в денежном выражении на 39,6%, Китая – на 23,1%. Помимо этих стран, небольшой экспорт шел в Кыргызстан ($1,3 млн). Кроме того, в официальных списках числятся Канада и Грузия, но суммарный объем продаж за год по этим направлениям не составил и $2 тыс.

8. Мазут

Мазут в последние годы остается одним из главных экспортных товаров Казахстана. В 2017 и 2018 годах объем сделок превышал $1 млрд, а в 2014 году и вовсе был на уровне $2,8 млрд.  Прошедший год выдался не таким успешным: продажи составили $918,1 млн. Произошло это на фоне падения физического объема продаж – менее 2,6 млн тонн, что является худшим показателем за последние как минимум шесть лет. По сравнению с 2018-м отгрузка упала на 14,1%

Общую динамику формирует товарооборот с одной страной – Нидерландами. Они обеспечивают более 70% экспорта мазута. И именно снижение спроса с их стороны на 23% повлияло на итоговое сокращение продаж. Стал меньше закупать и Кыргызстан: экспорт упал с $84,1 млн до $26,9 млн. Кроме того, отказалась от отечественного мазута и Грузия, которая в 2018-м принесла 17,9 млн долларов экспорта. Впрочем, казахстанским предприятиям удалось частично перекрыть эти снижения за счет других стран постсоветского пространства:

  • Продажи в Азербайджан выросли втрое (до $36 млн).
  • В Узбекистан – в 12,5 раза (до $60,4 млн).
  • Начались продажи в Россию, составившие по итогам года $24,8 млн.

Кроме того, вырос спрос на казахстанский мазут на Кипре – продажи выросли с $6,1 млн до $21,4 млн.

7. Плоский прокат

Производственные проблемы, с которыми с 2018 года сталкивается флагман черной металлургии «АрселорМиттал Темиртау», привели к тому, что зарубежные продажи плоского проката оказались на минимальном уровне за последние четыре года – $963,7 млн, что на 30,3% меньше, чем годом ранее. Отгрузка вообще стала худшей за последние как минимум шесть лет, сократившись за год сразу на 26% (до $1,65 млн тонн).

Отказ от экспорта в Иран, заявленный в 2018 году (причина – санкции в отношении этой страны, наложенные США), привел к тому, что теперь на продукцию отечественной металлургии есть, по большому счету, только один крупный покупатель – Россия. Экспорт в эту страну по итогам 2019 года составил $728,8 млн, или более трех четвертей от общего объема зарубежных продаж проката.

Наладить сбыт с другими странами пока не удается: совокупные продажи в Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Украину в 2019 году составили $78,2 млн против $122,7 млн годом ранее. Даже на рынке Узбекистана (который вносит хоть какое-то разнообразие в логистику) продукция отечественных металлургов стала менее востребованной: отгрузка упала на 8,8% (до 199,5 тыс. тонн), доход – на 15% (до $129,6 млн).

6. Пшеница

Рост мировых цен привел к тому, что Казахстан смог нарастить экспорт, сократив отгрузку на 13,3%. В 2019 году за рубеж было отправлено около 5,4 млн тонн пшеницы, на чем было заработано более $1 млрд (это произошло впервые как минимум за шесть лет). Получателями стали 26 стран мира, но в 2019 году ставка была сделана на рынки ближайших стран:

  • Экспорт в Узбекистан вырос с $286,2 млн до $372,7 млн.
  • В Таджикистан – со $159,9 млн до $197,8 млн.
  • В Кыргызстан – с $2,5 млн до $27,7 млн.
  • Начались поставки в Азербайджан, которые принесли $45,6 млн.
  • Одновременно с этим снизился экспорт в Италию (с $66,3 млн до $29,9 млн) и Турцию (с $58,9 млн до $43,6 млн) – эти страны остаются крупными покупателями казахстанской пшеницы, но их доля и влияние на экспорт заметно снизились.

5. Ферросплавы

Отгрузка ферросплава из Казахстана растет четвертый год подряд, практически достигнув по итогам 2019 года 1,7 млн тонн. Это происходит на фоне собственного производства: по данным комитета по статистике, в 2019 году в республике было произведено более 2,2 млн тонн продукции, что на 6,2% больше показателей предыдущего года.

Однако падение цен на товар не позволило нарастить выручку: если в 2017-2018 гг. экспорт в денежном выражении составлял $2,2 млрд, то в 2019-м – менее $1,9 млрд. Основные изменения в экспорте затронули страны дальнего зарубежья. Продажи в Японию снизились на 22% (до $445,1 млн), в США – на 43% (до $107,5 млн), в Китай – на 7,5% (до $732,6 млн), в Германию – на 58% (до $62,7 млн). При этом начались продажи в Индонезию, что принесло $88,9 млн экспорта.

4. Продукция неорганической химии

Уран и прочая продукция неорганической химии, а также различные соединения металлов и элементов всегда были одной из главных статей отечественного экспорта. Но в последние годы физический объем продаж неуклонно снижается – по итогам 2019 года отгрузка оказалась на минимуме за последние шесть лет, а само сокращение началось еще в 2017-м. Тем не менее отчасти из-за снижения предложения удается поддержать цены. В 2019 году доход от зарубежных продаж составил 2,2 млрд долларов, показав трехлетний максимум.

В прошедшем году значительно увеличились продажи в Таджикистан (с $3,6 млн до $48,5 млн), Канаду (с $140,4 млн до $277,2 млн), США (с $69,2 млн по $110,9 млн) и Францию (сo $125,8 до $166,8 млн). Значительное снижение произошло только в китайском направлении – продажи сократились более чем на 20%, но, даже несмотря на это, Поднебесная остается вторым по величине покупателем казахстанской продукции.

3. Медь

Тройку главных казахстанских экспортных товаров открывает медь, доход от продажи которой растет третий год подряд. По итогам 2019-го объем зарубежных сделок превысил $2,5 млрд. При этом около 60% от этого объема пришлось на одну страну – Китай. Физический объем поставок в этом направлении за год увеличился более чем на четверть, а выручка – более чем на 15%. Хорошую динамику показывают и рынки Объединенных Арабских Эмиратов (+10%, до 433,7 млн долларов) и Турции (+20%, до $329,1 млн), зато втрое упали продажи в Великобританию (до $125,5 млн).

Вообще, в Казахстане в 2019 году было произведено 472,8 тыс. тонн меди, что на 7,9% больше показателей 2018 года. Экспорт за это же время составил 443 тысячи тонн. Это значит, что за рубеж уходит более 93% всей продукции.

2. Газ

Начало в 2018 году масштабного экспорта газа в Китай привело к тому, что этот вид товара уже через год обогнал медь и ферросплавы, выйдя на второе место по важности для внешней торговли республики. За прошедший год объем зарубежных сделок составил $2,8 млрд. Большую часть этих средств (около $1,6 млрд) принесли контракты с Китаем, доход от сделок с которым за год вырос на 60%. Еще более $1 млрд дали продажи в Украину, Швейцарию и Россию. Общий объем проданного за рубеж газа составил 28,5 млрд кубометров – этот показатель растет уже как минимум пять лет подряд.

1. Нефть

Тут никакой интриги быть и не могло – главным экспортным товаром Казахстана была, остается и (по крайней мере, в ближайшее время) будет нефть. По итогам 2019 года нефть обеспечила более 58% казахстанских зарубежных продаж. Если посчитать доход от продаж всех товаров во все страны мира, то окажется, что нефть все равно принесла на $9,3 млрд долларов больше.

Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок. В 2018 году в страны региона было продано нефти на $7 млрд, что составило 18,6% от общего объема. Год спустя продажи выросли до $8,8 млрд, а доля – до 26,2%. «Урезанными» оказываются страны Европы, продажи в которые за год упали на 20% (до $24,2 млрд), а доля снизилась с 79,4% до 72%.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: