По подсчетам экспертов, только годовой госзаказ составляет порядка 25 миллиардов тенге, однако далеко не каждый производитель может и хочет за него побороться. Почему тендеры зачастую выигрывают перекупщики, а производители не спешат участвовать в конкурсах, выясняли корреспонденты редакции программы "Наше дело".
Игорь Проценко – вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана, а по совместительству и владелец крупной компании, производящей мебель, уже на протяжении нескольких лет не тратит время и деньги на подготовку документов для участия в государственных закупках. Причина – преимущества при проведении государственных закупок для обществ инвалидов и филиалов предприятия "Енбек", входящего в систему Комитета уголовной исполнительной системы МВД РК, которые позволяют выигрывать тендеры им. Сделано это для адаптации инвалидов в обществе, создания для них рабочих мест и обеспечения стабильным заработком, и это правильно. Проблема в другом – не все общества инвалидов и филиалы РГП на ПХВ "Енбек" имеют собственное производство.
"Наша компания уже лет семь из-за вот этой ситуации не участвует в тендерах, потому что там безраздельно завладели структуры откровенно спекулятивного характера, которые пользуются определенными пробелами в законодательстве, – рассказывает Игорь Проценко. – К примеру, по прошлому году в топе поставщиков у нас оказались компании без собственного производства, но выигравшие конкурсы на несколько миллиардов тенге, и большинство из этих компаний либо из системы "Енбек", либо общества инвалидов".
По словам специалистов, среди тех, кому достается львиная доля государственных закупок, действительно крайне сложно найти реальных производителей. Большинство из них просто покупают готовую продукцию в одном месте, добавляют собственную маржу и поставляют уже по другой цене заказчику.
"Если говорить про государственные закупки, то 95% от общего объема достается компаниям не производителям, – приводит свою статистику Игорь Проценко. – Это если мы говорим про госзакуп, не имея в виду квазигосударственный сектор и недропользователей".
Обижать инвалидов ни в коем случае не хочется. Мы только за, если каждый в нашем обществе будет социально адаптирован, обеспечен работой и стабильным заработком. Вопрос в другом – специалисты уверяют, что сейчас обществ инвалидов стало очень много (порядка 390. – Прим. автора), и не факт, что в каждом этом обществе люди реально работают и получают заработную плату. Во многих таких обществах люди лишь числятся, а сами организации заточены на участие в государственных закупках и состоят всего из двух-трех человек.
В качестве примера может выступить один из конкурсов на поставку школьных парт, досок и другого оборудования на сумму более 317 миллионов тенге. Участников – 20, и среди них сплошные общества инвалидов. Пусть им будет очень хорошо, вопрос в другом – есть ли у всех у них производство и как они на нем работают? В большинстве случаев происходит банальная купля-продажа и перепродажа. Профильная ассоциация просит ужесточить требования к поставщикам, иначе отрасль не будет развиваться.
"Это внедрение предварительного квалификационного отбора и введение индустриального сертификата. Оба документа имеют цель помочь отечественным товаропроизводителям как в мебельной, так и в легкой промышленности", – рассказывает Игорь Проценко.
Вот и получается, что производители у нас есть, но приоритет и преимущества пока имеют только перекупщики. Вопросов очень много. Почему за долгие годы не ужесточились требования к поставщикам? Почему нет контроля за многочисленными обществами инвалидов? Насколько люди с ограниченными возможностями вовлечены в процесс производства и не является ли эта схема кормушкой для избранных? И однозначно пока можно сказать лишь о том, что пробелы в законодательстве не позволяют легкой промышленности и производству мебели развиваться.
Константин Харламов