/img/tv1.svg
RU KZ
Мебельная отрасль страны – почему перекупщики сильнее производителей?

Мебельная отрасль страны – почему перекупщики сильнее производителей?

Мебельная отрасль Казахстана имеет большой потенциал роста.

14:05 14 Июнь 2019 5907

Мебельная отрасль страны – почему перекупщики сильнее производителей?

Автор:

Константин Харламов

По подсчетам экспертов, только годовой госзаказ составляет порядка 25 миллиардов тенге, однако далеко не каждый производитель может и хочет за него побороться. Почему тендеры зачастую выигрывают перекупщики, а производители не спешат участвовать в конкурсах, выясняли корреспонденты редакции программы «Наше дело».

Игорь Проценко – вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана, а по совместительству и владелец крупной компании, производящей мебель, уже на протяжении нескольких лет не тратит время и деньги на подготовку документов для участия в государственных закупках. Причина – преимущества при проведении государственных закупок для обществ инвалидов и филиалов предприятия «Енбек», входящего в систему Комитета уголовной исполнительной системы МВД РК, которые позволяют выигрывать тендеры им. Сделано это для адаптации инвалидов в обществе, создания для них рабочих мест и обеспечения стабильным заработком, и это правильно. Проблема в другом – не все общества инвалидов и филиалы РГП на ПХВ «Енбек» имеют собственное производство.

«Наша компания уже лет семь из-за вот этой ситуации не участвует в тендерах, потому что там безраздельно завладели структуры откровенно спекулятивного характера, которые пользуются определенными пробелами в законодательстве, – рассказывает Игорь Проценко. – К примеру, по прошлому году в топе поставщиков у нас оказались компании без собственного производства, но выигравшие конкурсы на несколько миллиардов тенге, и большинство из этих компаний либо из системы «Енбек», либо общества инвалидов».

По словам специалистов, среди тех, кому достается львиная доля государственных закупок, действительно крайне сложно найти реальных производителей. Большинство из них просто покупают готовую продукцию в одном месте, добавляют собственную маржу и поставляют уже по другой цене заказчику.

«Если говорить про государственные закупки, то 95% от общего объема достается компаниям не производителям, – приводит свою статистику Игорь Проценко. – Это если мы говорим про госзакуп, не имея в виду квазигосударственный сектор и недропользователей».

Обижать инвалидов ни в коем случае не хочется. Мы только за, если каждый в нашем обществе будет социально адаптирован, обеспечен работой и стабильным заработком. Вопрос в другом – специалисты уверяют, что сейчас обществ инвалидов стало очень много (порядка 390. – Прим. автора), и не факт, что в каждом этом обществе люди реально работают и получают заработную плату. Во многих таких обществах люди лишь числятся, а сами организации заточены на участие в государственных закупках и состоят всего из двух-трех человек.

В качестве примера может выступить один из конкурсов на поставку школьных парт, досок и другого оборудования на сумму более 317 миллионов тенге. Участников – 20, и среди них сплошные общества инвалидов. Пусть им будет очень хорошо, вопрос в другом – есть ли у всех у них производство и как они на нем работают? В большинстве случаев происходит банальная купля-продажа и перепродажа. Профильная ассоциация просит ужесточить требования к поставщикам, иначе отрасль не будет развиваться.

«Это внедрение предварительного квалификационного отбора и введение индустриального сертификата. Оба документа имеют цель помочь отечественным товаропроизводителям как в мебельной, так и в легкой промышленности», – рассказывает Игорь Проценко.

Вот и получается, что производители у нас есть, но приоритет и преимущества пока имеют только перекупщики. Вопросов очень много. Почему за долгие годы не ужесточились требования к поставщикам? Почему нет контроля за многочисленными обществами инвалидов? Насколько люди с ограниченными возможностями вовлечены в процесс производства и не является ли эта схема кормушкой для избранных? И однозначно пока можно сказать лишь о том, что пробелы в законодательстве не позволяют легкой промышленности и производству мебели развиваться.

Константин Харламов

Акимат ВКО купил припаромники в 14 раз дороже, чем они стоили

Как следует из конкурсной документации, владелец два года назад купил три несамоходных сооружения для причаливания паромов у другого частника за 4,5 млн тенге, а акимат приобрел их за 66,9 млн тенге.

20 Сентябрь 2020 09:40 21293

Фото: express-k.kz

Конкурс объявляли трижды. Inbusiness.kz решил посмотреть, как прошли госзакупки по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» и натолкнулся на довольно интересную информацию.

Так, в июле заказчик – ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» – прописал в техспецификации, что несамоходные судна, обеспечивающие бесперебойную работу паромов, должны быть не ранее 1970 года выпуска. Название: ПКУ-1, ПКУ-2, ПКУ-3. Класс: О-2,0. Тип и название: Понтон клиновой усиленный. Длина: 28,8 м. Ширина: 16,0 м. Высота борта: 2,20 м. Грузоподъемность: 100 т. Страна происхождения: Казахстан. Завод-изготовитель: Первомайский судостроительный судоремонтный завод. Год выпуска: ПКУ-1 – 1970 г. в., ПКУ-2 – 1971 г. в., ПКУ-3 – 1984 г. в. В протоколе итогов конкурса отмечено, что он не состоялся из-за отсутствия ценовых предложений.

В сентябре техспецификация изменена. Заказчик указывает, что длина припаромников должна быть не менее 25 м, ширина не менее 12 м, высота борта не менее 2 м. Наименование суден не прописано. Но конкурс не состоялся из-за того, что приглашенный поставщик – КХ «Кокжал» – отказался от участия в госзакупке способом из одного источника.

Далее заказчик приглашает на конкурс ИП «Иманбаева Н.О», тоже предприятие из Курчумского района, который по доверенности главы КХ «Кокжал» Гульнары Катпановой участвует в конкурсе и продает принадлежащие крестьянскому хозяйству припаромники марок ПКУ-1, ПКУ-2 ПКУ-4, предоставив договора купли-продажи и судовые свидетельства, выданные комитетом транспорта министерства по инвестицию и развитию РК. Из данных документов следует, что КХ «Кокжал» приобрело плавпричалы у прежнего владельца Ержана Скакова (все данные совпадают с именем скандально известного директора ТОО «Оскемен-Курылыс», экс-депутата областного маслихата) в 2018 году по цене за 4,5 млн тенге. Один припаромник 1970 года постройки и два 1983, 1984 годов постройки. То есть им уже 50 и более 30 лет.

Договор с ИП «Иманбаева Н. О.» заключен 15 сентября нынешнего года. На общую сумму 75 млн тенге с НДС. Сумма без НДС – 66,9 млн тенге.

Напомним, в августе inbusiness.kz писал о начале конкурсных процедур по приобретению понтонов для причаливания паромов. 

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Kazakh Tourism выделил 34 млн тенге на доработку сайта

Лот опубликован на сайте госзакупок.

02 Сентябрь 2020 08:00 2549

Нацкомпания Kazakh Tourism выделила 34 млн тенге на разработку дополнительных функций национального туристского портала Kazakhstan.Travel. Лот опубликован 28 августа на сайте госзакупок, прием заявок продлится до 7 сентября 2020 года.

Как указывается в технической спецификации, в рамках реализации госпрограммы развития туристской отрасли Казахстана на 2019-2025 годы в целях продвижения туристского потенциала страны модернизирован и функционирует туристский портал Kazakhstan.Travel. Основываясь на модели «Пять стадий путешествия: вдохновение, планирование, бронирование, путешествие, стадия постпутешествия», в данный момент является целесообразным разработка дополнительных функций ввиду текущей необходимости фокуса на стадиях планирования и бронирования. На текущий момент портал, являясь вдохновляющим, должен быть дополнен функциями поиска и приобретения услуг сферы туризма РК, сообщается в техспецификации.

В частности, необходимо разработать дополнительный функционал, в их числе баннерная реклама, возможность переключения на арабский язык; онлайн-консультант – обеспечение возможности установки и установка чат-бота; бронирование мест размещений через портал. Также предусмотрено создание следующих страниц с соответствующим функционалом в рамках разработки коммерческой платформы: аренда автомобилей, автокемпинги, страница продавцов и магазинов сувенирной продукции, добавление возможности покупки и/или заказа сувениров через коммерческую платформу и т. д.

Срок оказания услуг – с момента подписания договора до 20 декабря 2020 года.

Примечательно, что нацкомпания уже закупала подобные услуги, в том числе по переводу на арабский язык, которые в настоящее время значатся в техспецификации. Так, в мае 2020 года Kazakh Tourism проводил закупки по переводу и адаптации содержимого портала Kazakhstan.Тravel с английского, казахского, и/или русского на немецкий, французский, китайский, корейский, арабский языки. Сумма договора составила 6 млн тенге.

Также в апреле этого года нацкомпания закупила услуги дизайна новых функций, дополнительных страниц и иллюстративных материалов портала Kazakhstan.Тravel. Договор заключен на сумму 3,6 млн тенге.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!