В Усть-Каменогорске вслед за некоторыми городами страны разрабатывают проект работы школьных столовых в рамках государственно-частного партнерства. Пока речь идет только о пяти общеобразовательных учебных заведениях, где будут такие "столовки", но предприниматели, чей бизнес завязан на школьном питании, находятся, по их словам, в тревожном ожидании. Договоры с руководством учебных учреждений у них заканчиваются 31 декабря 2018 года, не исключено, что в ГЧП их вытеснят крупные городские заведения общепита, создавшие целые сети.
В преддверии перемен
"Вопрос ГЧП в школьном общепите сейчас очень актуальный, мы его рассматриваем всесторонне, – рассказала руководитель отдела общего среднего образования Управления образования ВКО Айгуль Доржанова. – Сейчас предприниматели арендуют столовые на один год, если директор школы захочет, то может продлить договор до трех лет. Механизм ГЧП позволит увеличить срок действия договора на более длительный срок, закупить современное кухонное оборудование – здесь совместно и частный бизнес, и государство будут находить средства для его приобретения, чтобы дети питались не так, как сейчас. Возможно, вложения будут в соотношении 50 на 50, потом предприниматель сможет выкупить оборудование".
Пока механизм государственно-частного партнерства, по информации Управления образования ВКО, только прорабатывается. Ведомство собирает информацию из всех районов о наличии кухонного оборудования, его состоянии, стоимости. Пока никто не дает ответа, будут ли в механизме ГЧП принимать участие крупные фирмы. Но, как отметила на недавнем заседании рабочей экспертной группы Общественного совета ВКО ее руководитель, директор информационно-консалтинговой компании "Авангард-инфо" Елена Березинская-Абилова, желание поучаствовать в ГЧП по школьному питанию выразили известная в Усть-Каменогорске сеть "Пицца-Блюз", а также компании из Астаны, Алматы, Павлодара и других городов.
"Сейчас готовят проект изменений и дополнений в приказ Министерства образования и науки № 717 "Об утверждении правил организации питания", и если в готовом варианте уберут действующее правило, что участвовать в тендерах на поставку услуг школьного питания могут те компании, которые имеют стаж не менее пяти лет в этой сфере, то мы пропали!" – говорит арендатор столовой школы № 36 Усть-Каменогорска, ИП Марина Масалимова. – Тогда в конкурсах смогут участвовать крупные фирмы, с которыми нам не тягаться. Каждая единица кухонного оборудования, будь то плита, холодильные камеры, стоит не менее миллиона тенге. Не каждый предприниматель сможет позволить себе стать соучастником ГЧП. Сейчас все арендаторы ждут, что будет дальше. У всех паника".
По данным Айгуль Доржановой, в ВКО на 657 общеобразовательных средних школ 576 имеют столовые. Таковых нет в малокомплектных школах. Там либо организовано буфетное питание, либо дети на переменах ходят на обед домой. В Усть-Каменогорске порядка 40 школ, на них приходится около двух десятков предпринимателей, которые арендуют в них столовые. Кто-то имеет по одной столовой, кто-то создал ТОО и ИП и является поставщиком услуг по школьному питанию в нескольких общеобразовательных учебных учреждениях Усть-Каменогорска и ВКО. Предприниматели-арендаторы на правах анонимности рассказали, что их бизнес консервативный, рискованный, они зависят и от руководства школы, которое само выбирает одного победителя из двух ИП, набравших на конкурсе по поставке услуг одинаковое число баллов. Им могут продлить договор после его истечения, а могут и не продлить. В договорах указано, что предприниматели должны делать текущий ремонт только в кухонных помещениях, но фактически им приходится за свой счет ремонтировать столовые, другие помещения школы, готовить и накрывать для гостей учебного заведения, проверяющих. Они утверждают также: если конкурсы в рамках ГЧП будут разыгрываться в электронном варианте, то не избежать коррупции. При бумажном варианте, по их мнению, все гораздо прозрачнее.
Предприниматели, делающие бизнес на школьном питании, по их словам, зажаты в рамки существующих цен на продукты питания, рекомендаций по выходу блюд и их стоимости, технологических карт, которые получают от отделов образования, поэтому особого креатива в меню не проявишь. В то же время родители учеников постоянно с ними конфликтуют. Говорят, что питаться в школах дорого и невкусно. Школьников нулевых классов предприниматели кормят три раза в день, с первого по четвертый – горячим обедом, при этом столы накрывают заранее, перед переменой. Стоимость питания для нулевиков не фиксированная, но родители младшеклассников платят примерно по шесть тысяч тенге в месяц. Ученики пятых-одиннадцатых классов обслуживаются возле окна раздачи и могут покупать все, что захотят. Часто их выбор на обед, по словам Марины Масалимовой, чай с булочкой за 70 тенге.
Суп с сыром вкуснее
По информации Айгуль Доржановой, сейчас государство бесплатно обеспечивает горячими обедами только детей-сирот, ребят из малообеспеченных семей. На область для этих целей ежегодно выделяется 1 млрд тенге из фонда всеобуча. Но стоимость горячего питания зависит от состояния местного бюджета. В различных районах ВКО, областях Казахстана стоимость обеда, включающего салат, первое, второе, напиток и выпечку, для такой категории школьников варьируется от 117 до 500 тенге. В Усть-Каменогорске бюджет ежедневно тратит на обед одного социально защищаемого ученика школы 289 тенге. Но это крайне маленькая сумма, взятая с потолка, говорят предприниматели. В нее сложно вложить все свои затраты, с учетом требуемых объемов, норм выхода каждого блюда. А цена на обед для всех остальных школьников тоже высчитывается исходя из 289 тенге. Если она будет намного выше, по мнению Марины Масалимовой, то ученики из обычных семей откажутся покупать такие обеды. Правда, как говорят сами родители, здесь уже предприниматели не соблюдают нормы выхода, делают порции меньше.
"Родители нередко говорят арендаторам, что качество питания их не устраивает. Но это не от нас зависит, а от технологической карты. Есть три категории калькуляции – для столовых, кафе и ресторанов. Для школьных столовых полагается минимальное количество ингредиентов. Это первый вид калькуляции. Конечно, если сыра в суп добавить, он будет намного вкуснее. Но это уже меню кафе, а не столовой. Такой суп будет дороже, а родители не готовы платить даже за первую категорию, – говорит Марина Масалимова. – Мы придерживаемся норм и правил. Есть меню, есть разрешенные продукты. Салаты, к примеру, можно заправлять только подсолнечным маслом. Мы стараемся, чтобы питание было сбалансированным, особенно для малышей".
По словам Марины Масалимовой, она постоянно посещает родительские собрания и агитирует приучать детей с раннего школьного возраста к горячему питанию, а не еде всухомятку, фастфудам.
Успешный бизнес, но "дремучий"
"Бизнес на школьных столовых довольно успешный, но менеджмент, в том числе финансовый, у этой категории предпринимателей оставляет желать лучшего, – считает Елена Березинская-Абилова. – Если в школе учится тысяча детей, то предприниматель собирает до шести миллионов в месяц. Это 18 миллионов в квартал. То есть он уже "вылетает" по НДС с упрощенного режима и должен переходить на общеустановленный. Сейчас же по "упрощенке" работает большая часть арендаторов школьных столовых".
По ее словам, чистая прибыль у предпринимателей, организующих школьное питание, составляет примерно 38% от дохода.
По данным Айгуль Доржановой, кроме механизма ГЧП, в ВКО разрабатывают пилотный проект смарт-школ вместе с Региональным центром новых технологий в образовании. Результаты подготовительных работ будут известны к 1 сентября. Дети в таких школах смогут рассчитываться за питание с помощью карточек. Такая система, считает г-жа Березинская-Абилова, сделает весь доход предпринимателей, специализирующихся на школьном питании, прозрачным. И им жизненно необходимо научиться пользоваться IT-программами, касающимися школьного общепита, налогообложения, правильного учета продуктов, средств, расходов и доходов.
По ее словам, предпринимателям нужно от родителей принимать деньги за питание правильно. Это могут быть безналичные операции, оплата смарт-картами, прием наличных средств. Но тогда у ИП в школьных столовых должны стоять кассовые аппараты, и родителю нужно выдавать фискальный чек. Но сейчас в школьных столовых, по информации г-жи Березинской-Абиловой, никому вообще не дают чеков.
"Уровень знаний предпринимателей из школьных столовых довольно невысок. Поэтому мы предлагаем им работать в проектном менеджменте с госструктурами, НПО, – считает г-жа Березинская-Абилова. – ГЧП – это и есть проектный менеджмент. Есть смысл разрабатывать для них кейсы по управленческому, финансовому, производственному и технологическому менеджменту, а также научить использовать IT-технологии, чтобы они реально понимали, что от них будут требовать. Если мы говорим, что проект по организации школьного питания, созданию комбинатов питания будет переведен в проектный офис, проектный менеджмент, то тогда можно подключить "ДАМУ", Палату предпринимателей ВКО, чтобы там был специальный блок по обучению для бизнесменов, которые занимаются школьным питанием".
Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск