Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек объяснил сложности с открытием многострадального прямого авиарейса Астана – Улан-Батор. Национальный авиаперевозчик Air Astana ранее объявил о начале полетов по маршруту с июня 2016 года, однако затем был вынужден отменить их.
В январе 2016 года Air Astana инициировала признанные на международном уровне процедуры по запуску воздушных перевозок между Астаной и Улан-Батором с июня 2016 года. При этом авиакомпания успешно прошла требуемый аудит операционной безопасности авиационных властей Монголии. Однако в апреле 2016 года Улан-Батор отозвал разрешение и отказал в выдаче сертификата воздушного оператора, требуемого от иностранных перевозчиков, летающих в Монголию. В ноябре 2016 года в Air Astana призвали авиационные власти Монголии пересмотреть решение об отзыве разрешения на полеты и признать причины для такого решения не только необоснованными, но и "нарушающими практику давно существующих международных стандартов гражданской авиации".
Кратчайший путь из Астаны в Улан-Батор пролегает через воздушное пространство, которое, по мнению российской стороны, входит в так называемую Транссибирскую магистраль. В связи с этим российская сторона предлагала казахстанской авиакомпании платить за пролет порядка 300 км по Транссибу – как и любой другой иностранной авиакомпании. Казахстанская сторона, как министерство по инвестициям и развитию РК (МИР), в структуру которого входит комитет гражданской авиации, так и сам национальный авиаперевозчик, считали такую постановку вопроса неправильной и настаивали на том, что Air Astana не должна платить за пролет по Транссибу в рамках действующих между государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) соглашений. При этом национальный перевозчик все же рассматривал возможность в качестве оплаты предоставлять российской стороне определенное число кресел на борту.
Российская сторона также настояла и на втором пункте – допуске в Казахстан второго российского авиаперевозчика. После банкротства российской авиакомпании "Трансаэро" из Москвы в Астану и Алматы летал только "Аэрофлот". Таким образом, российская сторона предлагала допустить на эти наиболее хлебные маршруты еще одну авиакомпанию. Более того, российская сторона предложила полностью либерализовать взаимное воздушное пространство. Именно это вызвало наибольшее неприятие казахстанской стороны. 7 июля 2016 года тогдашний председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Бекен Сейдахметов сообщил abctv.kz, что авиационные власти Казахстана не готовы дать добро на "открытое небо" между двумя странами по причине неравных условий.
"Принципиально наша позиция – взаимная выгода, если сейчас "Аэрофлот" войдет со 180 самолетами, то от Air Astana ничего не останется, потому что маршрутная сеть "Аэрофлота" – это весь мир, и, естественно, у них есть преимущество: они за пролет по Транссибу берут порядка 500 млн долларов роялти. Они могут субсидировать, демпинговать и прочее, и прочее", – сказал господин Сейдахметов.
В конце 2016 года российская сторона все же сообщила о назначении четвертой по размеру авиакомпании РФ – "Уральские авиалинии" – вторым авиаперевозчиком на полеты из Москвы в Астану и Алматы. Для сохранения лица в качестве аэропорта был взят запущенный в коммерческую эксплуатацию подмосковный аэропорт Жуковский. При этом авиаперевозчик с казахстанской стороны тогда не был назван.
Одновременно с этим был решен вопрос и с возможностью пролета через Транссиб. Однако остался вопрос с монгольскими авиационными властями. В 2017 году и представители комитета гражданской авиации РК, и представители национального авиаперевозчика высказывали надежду на то, что рейс Астана – Улан-Батор будет запущен этим летом, однако воз и ныне там.
Возможную причину такой медлительности монгольских авиавластей называет министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
"По рейсу на Улан-Батор мы около года не могли договориться с российской стороной. В конце года договорились, но монгольская авиационная администрация не дала нам разрешения", – сказал он на встрече с журналистами. – На самом деле это очень большая конкурентная борьба между "Эйр Астаной" и "Аэрофлотом". Мы за последние семь лет в 20 раз увеличили количество транзитных пассажиров из Европы в Китай через Астану и Алматы. Сегодня те, кто летали через Екатеринбург, Новосибирск, летают через Астану. Сегодня почти 300 тысяч через Астану. Мы планируем до миллиона в ближайшие три-четыре года. Когда у нас емкость рынка маленькая – 18 миллионов человек, понятно, нарастить невозможно компании, только транзит. И мы пытаемся сейчас за счет транзита увеличить свою доходность. Здесь "Аэрофлот", с учетом того, что очень много российских активов там, например, "Монгольские железные дороги" под управлением "Российских железных дорог", исторически какие-то связи, монгольская авиационная администрация, с учетом того, что многие авиарейсы в Монголию через Транссиб летают, нам отказывают. Это неофициальная версия, но она, по нашему мнению, основная".
Сам глава национального авиаперевозчика Питер Фостер заявлял 15 марта о планах начать полеты в течение 12 месяцев. В случае успешного завершения переговоров с монгольской стороной договоренность с Россией о пролете через Транссибирскую магистраль имеется, а "Монгольские авиалинии" (MIAT) смогут летать три раза в неделю, как и Air Astana.
"Переговоры с MIAT проведут. Если они будут летать, то будут на паритете. "Эйр Астана" планирует три раза в неделю, у монгольской стороны такие же права имеются, но они не планируют. Права есть, но не планируют полеты", – сообщал ранее abctv.kz заместитель председателя КГА Талгат Ластаев.
Жанболат Мамышев