Мошенничество: что делать и как избежать

10071

Виртуальные воры переключились на eGov и ЦОН.  

Мошенничество: что делать и как избежать

В последнее время участились случаи мошенничества. Согласно данным органов внутренних дел, за три месяца 2021 года зарегистрировано 6824 факта интернет-мошенничества, сообщает inbusiness.kz.

С банковских счетов и карточек казахстанцев злоумышленники переключились на eGov и ЦОН. Для этого они используют ЭЦП и данные в базе Digital ID. Основная цель таких ухищрений – снять как можно больше денег со своей жертвы. Как же выявить злоумышленника?

Как отличить мошенника от специалиста банка

"Отличить мошенника от сотрудника банка и государственных органов очень просто – он звонит вам сам", – сообщает в беседе с корреспондентом inbusiness.kz главный специалист агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Дмитрий Акмаев.

По словам специалиста, сотрудники банков и государственных органов никогда не звонят для выяснения данных своих клиентов. В случае возникновения проблемы организация присылает уведомление на мобильное приложение либо sms-сообщение.

"В любом случае первичный контакт всегда инициируется гражданином, или потребителем финансовой услуги в случае банка. То есть если в банке действительно происходят подозрительные операции по вашему счету, то он блокирует счет и карточку, затем сообщает об этом в уведомлении. Там он просит клиента прийти в отделение либо позвонить по телефону горячей линии. Проблема купирована, и счет заблокирован до тех пор, пока вы сами не зайдете в периметр безопасности банка. Я полагаю, что с ЦОН такая же ситуация, где все подтверждение идет посредством ЭЦП. Если же звонят для уточнения личных данных, то это мошенники", – пояснил Дмитрий Акмаев.

Зачастую люди впадают в панику, когда слышат на другом конце линии от лжесотрудника службы безопасности, что с их счета списана существенная сумма либо есть задолженность. Мошенники могут называть своего собеседника по имени-отчеству и знать некоторые данные о счете в банке. Как советует Дмитрий Акмаев, лучшее, что можно сделать в этой ситуации, – это повесить трубку и проверить, действительно ли деньги списались или есть долг. Затем позвонить в колл-центр банка или ЦОН либо прийти в отделение.

Правила гигиены

Одна из причин попадания личных данных в руки мошенников – не соблюдение правил кибербезопасности и гигиены личных данных. Злоумышленники с легкостью узнают оставленную когда-то в социальных сетях, блогах, переписках и т. д. информацию. Но даже самые защищенные пользователи могут стать жертвами мошенников, если отправляют свои документы (удостоверение личности, водительские права, документы об образовании, официальные договоры) и личные данные через мессенджеры и соцсети.

"У вас может быть надежный антивирус, вы храните пароли в разных местах или помните их на память, но если взломали вашего страхового агента, к примеру, или взяли данные из его мобильного телефона, то все. Поэтому если вы кому-то пересылаете свои личные данные, то это должен быть знакомый человек, и после пересылки вы просите его удалить весь материал, причем с обоих концов. Поэтому уберегать себя от мошенников – это личная ответственность каждого гражданина", – сказал собеседник.

По словам Дмитрия Акмаева, каждое движение во взаимоотношениях сотрудника ЦОН с клиентом фиксируется. Сотрудники государственных структур придерживаются четкого регламента и взаимодействуют с другой стороной по заявлению и в официальном порядке. Взаимодействие считается нерегламентированным, если оно не было зафиксировано. Аналогично и с банками. Каждое взаимодействие сотрудника банка с клиентом записывается и может быть прослушано представителем управления рисков, систем безопасности.

"Даже зная ваши личные данные, мошенники ничего не смогут сделать с вашим счетом до тех пор, пока вы сами не дадите им недостающие кусочки пазла. Мошенник может знать номер вашей банковской карты, но до тех пор, пока вы не назвали CVV-код, код, приходящий в СМС, пароль от личного кабинета либо банковское кодовое слово, ничего не произойдет. Любые последствия начинаются тогда, когда пострадавший самостоятельно передает недостающие данные мошеннику", – добавляет специалист.

Если пользователь подтверждает свою личность СМС-кодом или кодовым словом, то банк принимает его за своего клиента, даже если он оказывается мошенником. По законодательству банк обязан выполнить запрос от клиента на перевод средств. За неисполнение платежного требования полагается одно из самых суровых наказаний.

"В мире очень мало случаев, когда виновником мошенничества стала финансовая организация. Хакеры не взламывают банки, потому что это невозможно. Там стоят мощные системы защиты, которые к тому же постоянно совершенствуются", –  поясняет Дмитрий Акмаев.

Если вы все же подверглись мошенничеству, нужно обязательно обратиться в правоохранительные органы.

"Факты выявления мошенников и их наказания у нас есть. А если не пожаловаться и не подать заявление, тогда точно никого не накажут. Мы, как агентство, можем проверить финансовую организацию на предмет соблюдения ею законодательства", – резюмировал специалист.

Мария Галушко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться