На одном дыхании

14934

На I Almaty Film Festival состоялась полнометражная премьера фильма – призера Каннского кинофестиваля "Айка".

На одном дыхании Фото: sputniknews.kz

Страшно шумный заснеженный город. Снующие по своим делам бездушно гудящие машины, разворачивающиеся, несущиеся, тормозящие с визгом маршрутки, неповоротливая снегоуборочная техника. Кажется, вот-вот под их колёсами окажется бегущая, истекающая кровью героиня. Так начинается и фактически не меняет своего антуража артхаусный триллер-квест о кыргызской гастарбайтерше, бросившей своего ребенка в московском роддоме. Женщина мечется по российской столице в поисках кругленькой суммы, которую взяла ещё в Кыргызстане на развитие бизнеса, но вернуть так и не смогла. Теперь ей угрожают соотечественники бандитского вида. Кругом тяжёлые условия труда и быта, эксплуатация, бесправие, равнодушие – оскаливший свою пасть бесчеловечный капитализм. Но женщина-терминатор, поставленная в жестокие условия выживания, готова идти до конца… чтобы добыть деньги.

Временами картина выглядит до жестокости натуралистичной. Но это нужно, чтобы пробудить сильные переживания. Временами слишком прямолинейной, как, например, сцены в ветклинике – часто встречающееся противопоставление-аналогия между заботой богатых людей о своих домашних питомцах и их равнодушием к брошенным на произвол судьбы людям. Речь здесь скорее не о реалиях, а о распространённом метафорическом приёме, используемом в кинопроизведении. Главный месседж картины не в политической критике социальной действительности конкретной страны, а в том, чтобы показать, как может вернуться человечность, даже когда, казалось бы, она навсегда потеряна, как героиня оказывается выше нечеловеческих обстоятельств, следуя своей женской природе.

В Казахстане многие в курсе, что за роль Айки Самал Еслямова получила приз в Каннах, прославившись как первая казахстанская актриса, победившая на кинофестивале такого уровня. Десять лет назад в Каннах режиссер "Айки" Сергей Дворцевой уже удостоился "Особого взгляда" за картину "Тюльпан", которая была снята в казахском ауле и представляла нашу страну на фестивале. В этот раз картина не о Казахстане, а о киргизской эмигрантке, роль которой исполняет казахстанская актриса. Это даёт право считать каннский приз казахстанским. Тем более что I Алматинский кинофестиваль проходит под знаком копродукции, пестуемой отечественными кинематографистами ещё со времён алматинской "Евразии". В родителях "Айки" – российский режиссёр, родившийся в Шымкенте, продюсеры из Казахстана и Китая. Интересный факт: в Каннах картину демонстрировали сорок минут. Смонтированную полнометражную версию фильма впервые показали на нашем кинофестивале.

"Если "Тюльпан" – кино о взаимодействии человека и пространства, их конфликте и гармонии, то "Айка" – картина о внутренних переживаниях. Зритель не расстаётся с героиней, и мы должны показать, что происходит в её душе: искать образы, сосульки, кровь, платок, которым она обматывается… Я хотел, чтобы в итоге это выросло в образ современной киргизской мадонны. Это фильм не о киргизах, а о человеке вообще, о любви, о том, что природа, бог сильнее нас", – пояснил режиссёр.

Как рассказала Самал Еслямова, это фильм о невероятно сильной связи между матерью и ребёнком.

"У меня нет детей, и я благодарна режиссёру, что он посчитал, что я смогу сыграть такую сложную роль", – поделилась она.

Роль не далась актрисе спонтанно, ей пришлось много работать.

"Сначала надо было отрепетировать, а потом ломать себя так, как будто я делаю это впервые. Готовилась к сцене пробуждения заранее. Чтобы просыпаться ночью в поту и кошмаре, для меня была разработана своя программа. Я ела селёдку, солёного вяленого леща, не спала и пила много воды, чтобы затем правдоподобно сыграть пробуждение родившей два дня назад женщины", – призналась Самал. Съёмочная группа тайком пробиралась в комнату, где спала актриса, и ждала, когда она проснётся. Задача состояла в том, чтобы заставить поверить, что это всё реальность, не втаскивать в картину очевидный штамп, а идти изнутри от веры, пояснил Сергей Дворцевой.

По словам продюсера фильма Гульнары Сарсеновой, которая снимает с Сергем Дворцевым уже вторую картину и вложила в производство фильма свои деньги, артхаусные фильмы практически нерентабельны, но они поддерживают уровень киноискусства. Картина обращается к проблеме мигрантов, которая стоит остро во всём мире и близка каждому. Продюсер надеется, что после просмотра зрители по-другому посмотрят на гастарбайтеров разных национальностей – "на людей, жизнь которых сравнима с жизнью в ином мире полуподвалов". Сергей Дворцевой снимает в хронологическом порядке, работа над картиной заняла почти десять лет. Во время съёмок грянула девальвация тенге, и финансировать кино было сложно, поэтому его поддержали китайские продюсеры, увидевшие в нём большой потенциал. Сейчас в Китае всплеск артхаусного кино, и "Айка" будет показана на двух крупнейших китайских кинофестивалях, также планируется выпуск фильма в китайский прокат. Создатели уверены: победа на Каннском фестивале означает, что картину будут долго и тщательно смотреть во всём мире.

Ольга Власенко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться