В кулуарах форума Центра стратегических инициатив CSI председатель правления Единого накопительного пенсионного фонда рассказал, какая работа проводится по возврату пенсионных накоплений казахстанцев, и ответил на другие вопросы о накопительной пенсионной системе.
– Жанат Бостанович, на какой стадии находится законопроект по передачи части пенсионных активов частным управляющим компаниям?
– Законопроект подготовлен Нацбанком. В принципе, сам концепт закона поддержан Правительством и финансовым рынком. В рамках концепции закона и самого законопроекта предполагается решить основную задачу – разрешение переводить свои пенсионные накопления в управляющую компанию. В настоящее время единственным управляющим пенсионными активами является Национальный банк. Планируется, что законом будет предоставлена возможность вкладчикам влиять на эффективность инвестирования пенсионных активов через выбор управляющей компании. Это первое. Второе – создать конкурентную среду управляющих компаний. Сейчас на рынке управляющих компаний нет, что в конечном итоге влияет на эффективность управления, ценообразование, определение справедливой стоимости финансовых инструментов. Законопроектом предусмотрено, что передавать часть своих пенсионных накоплений смогут вкладчики, у которых есть накопления свыше определенного порога. Предполагается, что для мужчин этот порог будет на уровне 8 млн тенге, для женщин, поскольку у них продолжительность жизни больше, – 10 млн тенге. Практически это стоимость аннуитета, которую предлагают компании по страхованию жизни.
Если такие пороги будут установлены, то накопления сверх этих сумм люди смогут передавать в управление управляющим компаниям. Почему подошли осторожно к данному вопросу? Сейчас делается фокус именно на людей, которые более подготовлены, у них есть накопления, которые можно инвестировать более рискованно через управляющие компании. Поэтому, скорее всего, речь идет о 90-100 тысячах человек, которые будут готовы передать часть своих активов. Расчеты показывают, что таких людей будет становиться больше и со временем этот рынок разовьется. Я думаю, что с этой точки зрения у нас появится возможность, во-первых, повысить эффективность управления пенсионными активами, и во-вторых, появятся интересные инвестиционные продукты и решения. Сейчас Нацбанк управляет очень консервативно.
– Возможно ли запретить использовать пенсионные средства на финансирование проектов квазигосударственного сектора?
– Нацбанк, когда принимает инвестиционные решения, он не ориентируется на госпрограммы, Правительство, он покупает конкретно финансовый инструмент и смотрит на две вещи. Первое – рыночная доходность по этому финансовому инструменту, и второе – какие риски того, что эмитент выполнит все свои обязательства по этому финансовому инструменту и вернет деньги населения. Поэтому при принятии решений Нацбанк обращает внимание только на эти два фактора. Прежде всего, анализируется именно финансовое состояние с точки зрения рейтингов. К примеру, что касается холдинга "КазАгро", то на момент принятия решения он соответствовал этим требованиям с точки зрения Национального банка. Если в целом посмотреть по квазигоссектору, есть некоторые проблемы у эмитентов финансовых инструментов, но в целом пока не было ни одного случая, когда квазигосударственный институт не ответил по своим обязательствам по пенсионным накоплениям, и даже "КазАгро" сейчас выполняет все свои обязательства.
Основные проблемы и токсичные активы, которые оказались в портфеле ЕНПФ, – это активы, которые были профинансированы, когда существовали частные пенсионные фонды. В основном это пришлось на период финансового кризиса, потом часть этих токсичных активов перешла в портфель. Мы сейчас проводим большую претензионно-исковую работу, возвращаем деньги вкладчиков. Понятно, это занимает очень много времени. Есть эмитенты, суды по которым происходят в других юрисдикциях, например в Лондоне по "Казахстан Қағазы".
– Сегодня на форуме звучат мнения о применении других моделей пенсионных отчислений. В частности, сингапурский метод. Рассматривается ли в принципе такой вопрос?
– ЕНПФ не принимает решение по моделям. Это задача Правительства, решения по инвестиционному управлению – это задача Национального банка. Мы считаем, что вопрос не в том, чтобы мы взяли и выбрали модель какой-то страны и стали ее применять в Казахстане. В то время, когда мы вводили накопительную пенсионную систему, анализировали весь международный опыт, не только чилийский, и опыт Сингапура в том числе. Есть ряд других стран, в которых достаточно успешно работает пенсионная система, поэтому вопрос не в том, чтобы взять какой-то опыт и применить его в Казахстане, нужно решить основную задачу. Пенсионные взносы платятся с дохода работников, и основная задача – это повысить трудовые доходы работников. В Сингапуре как раз-таки эту задачу решили, доходы их работников в 12 раз выше, чем в Казахстане. Поэтому даже если механически привнести какой-то опыт, если у нас доходы населения небольшие, то эффекта не получим. Поэтому надо решать задачи, в первую очередь экономические, такие как производительность труда, занятость населения, повышение доходов работников, от которых они отчисляют пенсионные взносы. Наибольший потенциал видим в этом.
Если в чистом виде перенести сингапурский опыт, тогда надо быть готовыми к увеличению нагрузки: в Сингапуре отчисления составляют 37%, у нас 32% – общая нагрузка на фонд оплаты труда. Но сюда входят и индивидуальный подоходный налог, и социальный налог, и взносы в государственный Фонд социального страхования, и взносы в Фонд медицинского страхования. В Сингапуре подошли очень прагматично, они установили 37% отчислений, из них 20% платит работник, 17% – работодатель до 55 лет. Все остальные вопросы социального страхования в Сингапуре не решаются, сколько накопил – столько будешь использовать. Применим ли такой опыт в Казахстане? Нужно подходить очень осторожно. Потому что, если мы завтра скажем нашим работникам, что государство снимает с себя обязательства по системе социального страхования, по медицинскому страхованию, и люди смогут использовать только свои накопления, то при низких доходах населения, когда сейчас накапливают только на пенсию, кто будет покрывать риски? Если мы поставим перед гражданами задачу самостоятельно копить на образование, медицину, и человек не сможет накопить, он же потом вернется к государству и скажет: я с такими рисками сталкиваюсь, меня никто не защищает, я не виноват, что живу на те доходы, которые сейчас получаю. Сингапурский опыт применим к странам, у которых очень высокие доходы населения.
Майра Медеубаева