Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Дана Жунусова полагает, что импортеры украинских товаров должны вновь рассмотреть возможность использования альтернативных маршрутов доставки товаров в Казахстан. В частности, речь идет о портах Черного и Каспийского морей.
"Сегодня этот вопрос весьма актуален. Да, надо признаться честно, не все гладко на этом маршруте, но, тем не менее, перспективы и потенциал маршрута через порт Актау весьма высоки. В настоящее время уже порядка 70% грузов из Турции в Казахстан и Кыргызстан следуют по указанному маршруту. Сейчас мы предлагаем использовать его и для перевозок грузов из Украины", - сказала зампред правления НПП.
Конечно же, основным фактором при выборе маршрута доставки грузов является удобная логистика, которая позволит достичь оптимальных сроков доставки и стоимости перевозки. В этом плане альтернативный маршрут через порты пока не выдерживает конкуренции с сухопутным маршрутом через Россию. Но в этом направлении, считает представитель НПП, можно работать, и совместными усилиями правительств стран Транскаспийского маршрута, железнодорожных администраций и администраций портов, а также бизнеса добиться минимизации сроков доставки и стоимости фрахта.
По мнению Даны Жунусовой, необходимо наращивать конкурентоспособность альтернативного маршрута. "Нельзя полностью зависеть от одной исторически сложившейся трассы. В этой ситуации мы призываем к развитию возможностей использования Транскаспийского маршрута. Для этого нам необходимо четко определить проблемные моменты и барьеры данного пути доставки с целью поиска их концептуального решения: снижение тарифов на перевозку, сокращение сроков, повышение качества доставки товаров и прочее. Более того, принимая во внимание текущую ситуацию, Нацпалата предлагает провести хронометраж альтернативных маршрутов с целью повышения конкурентоспособности маршрута. На наш взгляд, при содействии всех причастных и заинтересованных государственных органов и организаций мы можем добиться определенных успехов в этой работе", - сказала Дана Жунусова.
В настоящее время, как сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" председатель комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК Асет Асавбаев, Казахстан ведет переговоры с РФ о снятии запрета на транзит украинских товаров.
"Запрет о перевозке украинского груза через территорию РФ начал действовать с 1 июля, и пока он не снят. Переговоры в связи с этим с Россией ведутся не только на уровне комитета (транспорта Мининвестразвития – ИФ-К), но и на самых высоких уровнях", - сказал господин Асавбаев.
Пока, по его словам, из ситуации Казахстан и Украина выходят тем, что пользуются Транскаспийским маршрутом.
"Да, он несколько дороже, чем железнодорожные перевозки, и вел к удорожанию продукции, но это тоже выход", - отметил председатель комитета.
Ранее НПП рекомендовала казахстанским предпринимателям от воздержаться от заключения с украинскими коллегами дополнительных соглашений и перевода денег по ним с 1 июля этого года.
Напомним, что в декабре 2015 года Российская Федерация приостановила действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. Кроме того, с 1 января 2016 года товары, следующие с территории Украины, были также включены в список санкционной продукции. С 1 января 2016 года РФ приняла еще один указ, согласно которому был введен особый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан транзитом через Россию. Новый порядок ввоза накладывал ряд требований на наших предпринимателей. Так, ввозить товары можно было только через определенные пункты пропуска на внешней и внутренней границах, по определенному маршруту, устанавливаемому таможенными органами, с применением пломб ГЛОНАСС на все автомобили и вагоны, под таможенным сопровождением и с неоднократными таможенными досмотрами.
Несмотря на ряд условий, выставленных российской стороной, отечественные перевозчики и импортеры за все это время не допустили ни одного нарушения. По информации комитета государственных доходов министерства финансов РК, все грузы были доставлены в заявленные в инвойсах пункты назначения в Казахстане.
"В то же время действие указа, который определил новый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан, заканчивалось 1 июля 2016 года, и, понимая какие риски в себе несет неосведомленность бизнеса о возможных изменениях, Нацпалата уже с 20 июня начала разъяснительную работу. Была сделана информационная рассылка по СМИ и базе предпринимателей, работающих с украинскими контрагентами, которая имеется в НПП РК, направили официальные запросы в правительство РК и федеральную таможенную службу России. Однако, несмотря на все предпринятые со стороны Нацпалаты усилия и действия, вплоть до 4 июля отсутствовала подтвержденная информация с российской стороны о том, какое решение принято в отношении транзита товаров из Украины, - рассказала Дана Жунусова.
1 июля был подписан новый указ президента РФ Владимира Путина, который внес изменения в предыдущий указ по ввозу товаров из Украины в Казахстан. "Новый указ фактически ввел запрет на ввоз всех товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстан через территорию России. Разрешенными к ввозу через территорию России остались 1908 товарных позиций товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, ввозная таможенная пошлина которых в Едином таможенном тарифе установлена 0%", - прокомментировала зампред правления НПП.
При этом национальная палата совместно с бизнесом проанализировала разрешенные товарные позиции, в отношении которых действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза. Проведенный анализ свидетельствует о том, что 95% разрешенных к ввозу товаров не импортируются из Украины в Казахстан и страны Средней Азии.
Как уже неоднократно заявляла Нацпалата, своевременное информирование бизнеса является эффективным инструментом предупреждения и минимизации негативных последствий от разного рода нововведений условий ВЭД. В этот раз вновь пришлось столкнуться с ситуацией, когда отсутствие подтвержденных данных в очередной раз привело к задержке и простою казахстанских транспортных средств на территории России.
Как рассказала Дана Жунусова, информация по простаивающим машинам и вагонам меняется ежечасно. По последним данным, которые поступили от союза международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО) и предпринимателей, в Смоленске простаивает более 20 автотранспортных средств и 80 вагонов, направлявшихся в адрес казахстанских получателей. Машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск после 30 июня, таможенные органы России разворачивают и отправляют обратно.
"Атамекен" официально обратился в адрес КГД с просьбой оказать содействие в пропуске машин и вагонов, которые прибыли в Смоленск до вступления в силу нового указа. В рамках межведомственного взаимодействия Федеральная таможенная служба России сообщила казахстанским таможенным органам, что 25 машин, которые прибыли в Смоленск до 1 июля, уже оформлены и направляются в Казахстан. По вагонам информация уточняется.
По словам заместителя председателя правления Нацпалаты, все машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск в ночь с 30 июня на 1 июля и позже, проверяются на предмет ставок ввозных таможенных пошлин, и по итогам принимается решение. В случае, если товары проходят по нулевым ставкам в ЕТТ ЕАЭС, то транспорт оформляется и пропускается в РК, если нет, то закрывается транзитная декларация, и весь транспорт, как авто, так и железнодорожный, разворачивается назад и отправляется в пункт отправления.
Как пояснила Дана Жунусова, в настоящее время в России в отношении ряда стран действуют специальные односторонние экономические меры. Данные меры не урегулированы нормативно-правовой базой Союза и являются суверенным правом каждого государства-члена. Вместе с тем, отметила представитель "Атамекен", с 2010 года территории Беларуси, Казахстана и России, а с недавних пор и Кыргызстана, являются единой таможенной территорией, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на ввоз товаров на таможенную территорию Союза и соблюдение запретов и ограничений, вводимых одним из государств Союза.
По словам зампреда правления НПП, на протяжении более 1,5 лет (с августа 2014 года) и Евразийская экономическая комиссия, и уполномоченные органы государств-членов предпринимали неоднократные попытки урегулировать проблемы с транзитом по территории России. В декабре 2014 года была принята рекомендация Коллегии ЕЭК, согласно которой санкционная политика не должна распространяться на товары, которые следуют по территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита. В 2015 году началась работа по разработке механизма взаимодействия государств Союза при введении санкций, сегодня обсуждается система прослеживаемости товаров от момента ввоза до конечного потребителя.
"Однако по факту никаких изменений с проблемами в отношении транзита товаров по территории России на сегодняшний день нет. Остается надеяться, что в ближайшем будущем уполномоченным государственным органам Союза удастся найти консенсус и принять решение, которое позволит минимизировать негативное влияние на предпринимателей и исключит дополнительные финансовые нагрузки при импорте товаров", - отметила Дана Жунусова.
По ее словам, правительство Республики Казахстан направило запрос в правительство России касательно рассмотрения возможности транзита по территории РФ ряда стратегически важных товаров. В данную категорию входят исключительно промышленные товары, от которых критически зависит технологический процесс отечественного производства. Здесь речь не идет о товарах продовольственного назначения, которые в большей степени находятся в санкционном списке.
Вместе с тем, как отметила зампред правления НПП, решение российской стороны по итогам рассмотрения обращения не гарантирует беспрепятственный проезд наших товаров, в связи с чем она попросила казахстанских предпринимателей самостоятельно оценивать риски и финансовые издержки ввиду сложившейся ситуации.
"Мы со своей стороны регулярно оповещаем бизнес посредством официального сайта palata.kz о текущей ситуации, разослали информацию импортерам, заключившим контракты с украинскими контрагентами и представившими информацию об имеющихся контрактах. Департамент экономической интеграции организовал для предпринимателей горячую линию по вопросам транзита товаров с территории Украины. Основные поступающие вопросы касаются как ставок ввозных таможенных пошлин, так и возможностей проезда. Поэтому еще раз хочу отметить, что товары, ставка которых выше 0% от ЕТТ, запрещены к ввозу на территорию РФ", - рассказала Дана Жунусова.
Особое внимание представитель НПП обратила на то, что указ РФ о запрете ввоза товаров, следующих с Украины, распространяется исключительно на территорию России, и не регламентирует перевозки грузов по территории Республики Беларусь. "То есть предприниматели должны понимать, что, въехав на таможенную территорию Союза через внешнюю границу Беларуси, существует риск возврата автотранспортных средств с территории РФ, где, собственно, и будет производиться идентификация товаров по ЕТТ ЕАЭС согласно новым требованиям. Поэтому просим бизнес перед планируемой перевозкой какого-либо товара с Украины в Казахстан удостовериться в том, что ставка ввозной таможенной пошлины на этот товар составляет 0%, согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС", - сказала госпожа Жунусова.
Жанболат Мамышев