Насколько верно данное убеждение – попытаемся разобраться!
Начнем с данных официальной статистики – индекс инфляции в Казахстане за 2018-2021 гг., по данным бюро национальной статистики РК, и среднегодовое изменение розничных цен на бензин Аи-92 и дизельное топливо на АЗС РК, по данным агентства Argusmedia, еженедельно публикуемым данным изданием и официально признанным источником информации казахстанскими государственными органами.
Если верить представленным данным, то можно отметить, что только в 2018 году рост цен на ГСМ в Казахстане обогнал индекс казахстанской инфляции. В 2019-2020 гг. на розничном рынке даже наблюдалось снижение цен на ГСМ. По 2021 году пока сложно что-то комментировать, потому что данные собраны только за 7-8 прошедших месяцев.
Однако что хотелось бы сказать?
2018 год: рост цен на дизельное топливо – 26,8% по отношению к 2017 году. Индекс инфляции в этом периоде составил 5,43%.
2019 год: рост цен на дизель – 8,5%, а по бензину видим снижение на 5,1%. Индекс инфляции – 4,9%.
2020 год: цены на дизель снижаются на 2,7%, бензин подрос на 2,1%. Индекс инфляции неуклонно растет до 7,5%.
Несомненно, цены на топливо оказывают влияние на индекс инфляции и индекс потребительских цен. Но влияние этих самых изменений, по моему мнению, существенно преувеличено и очень часто используется в собственных спекулятивных целях и интересах при повышении цен на товары и услуги.
Можно согласиться, что стоимость топлива оказывает влияние на стоимость услуг грузоперевозок.
Но давайте приведем самый простой пример.
Перевозка овощей или фруктов из Шымкента в Нур-Султан.
Общий вес груза – 20 т.
Расстояние – около 1500 км.
Расход топлива – до 40 литров дизельного топлива на 100 км.
Несложная арифметика – потребность дизельного топлива в один конец – 600 литров.
В сентябре 2020 года стоимость дизельного топлива на АЗС составляла 185 тг/литр. Расходы на топливо год назад у транспортировщика составили бы 111 000 тг.
В сентябре 2021 года стоимость дизельного топлива на АЗС составляет 203 тг/литр. Расходы на топливо составят 121 800 тг. Увеличение расходов на топливо – 10 800 тг, или 540 тенге на 1 тонну груза. К слову, на 1 кг груза увеличение расходов на транспортировку составит чуть более 0,50 тенге. Даже если эта же фура вернется обратно в Шымкент порожняком, то увеличение расходов на транспортировку, связанное с ростом цены на дизельное топливо, составит чуть более 1 тг на 1 кг груза.
Такой же несложный расчет можно провести и на увеличение расходов на маршрутах внутригородских грузоперевозок.
Понятно, что приведенный выше пример отражает только влияние изменения стоимости грузоперевозок и не учитывает расходы при производстве продукции. Но посмею утверждать, что изменение стоимости топлива и в этом сегменте занимает не абсолютно высокие значения.
Стоимость ГСМ и рост цен на них оказывает гораздо большее влияние на промышленный сектор, чем на потребительский.
Что я хочу этим сказать? Изменение стоимости топлива, несомненно, влияет на прирост цен и индекс потребительских цен. Но он не настолько громаден, как мы привыкли считать.
А теперь обратим внимание на методику расчета индексов, принятую министерством национальной экономики РК (МНЭ). В соответствии с расчетами бюро национальной статистики, вес бензина для расчета индекса потребительских цен составляет около 0,031%.
Согласно сложным расчетам МНЭ РК, изменение стоимости бензина Аи-92 на 10 тенге, или около 6,5%, приведет к росту инфляции лишь на 0,35%.
Я не стану изобретать велосипед, а лишь процитирую экспертное мнение специалистов Центра исследований прикладной экономики: "При удорожании бензина на 6,5% в Казахстане в течение года продовольственные товары суммарно вырастут в цене на 0,71%, непродовольственные товары – на 1,72%, а платные услуги – на 0,46%.
При этом сильнее всего, конечно же, подорожают услуги транспорта и затраты на эксплуатацию транспортных средств (на 2,52%), одежда и обувь (на 1,16%), предметы домашнего обихода и бытовая техника (на 0,86%), продукты питания и безалкогольные напитки (на 0,60%), услуги здравоохранения (на 0,90%). Меньше всего отреагирует стоимость услуг связи, ресторанов и гостиниц (на 0,21%)".
Фактически можно утверждать, что "не так страшен черт, как его малюют", Вклад роста цен на топливо в инфляцию, несомненно, есть, но доля его не так высока, как кажется.
Согласно оценкам, вклад 10%-ного роста цен на бензин в индекс потребительских цен составляет около 5,5% индекса инфляции, а 10%-ный рост цен на дизельное топливо – 1,6%.
Так что выражение "После роста цен на дизельное топливо вырастут цены на все" с экономической точки зрения имеет место быть, но в большинстве своем это обычная манипуляция и желание заработать больше на ажиотаже.
По оценкам многих экспертов в сельскохозяйственной отрасли, в ближайшие полгода стоимость хлеба может вырасти вдвое. Вырастут цены на мясо, молоко и яйца. И причиной этого озвучивается отнюдь не рост стоимости ГСМ, а переход отрасли на рельсы рыночной экономики и необходимость конкурирования на внутреннем и экспортном рынках.
И такая тенденция просматривается во всех секторах экономики страны. Экономика страны может получить свое развитие только в абсолютно рыночных условиях. А вслед за развитием экономики растут и доходы населения.
И будет вполне логично, если через какой-то небольшой промежуток времени ярлык влияния роста цен на ГСМ на экономику всей страны спадет с нефтяной отрасли. Ведь цены формируют не только себестоимость товаров, работ и услуг, но и спрос на эти самые товары, работы и услуги.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!