– Наталья Артемовна, в этом году Вы возглавили Финансовую академию и стали руководителем нового сетевого фининститута Евразийского экономического союза. Расскажите, пожалуйста, немного об этом объединении, о цели его создания?
– Сетевой финансовый институт – это объединение шести ведущих вузов в рамках евразийского экономического пространства. Это наша Финансовая академия, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Финансовый университет при правительстве РФ, Российско-Армянский и Кыргызско-Российский Славянский университеты, а также Белорусский государственный экономический университет. Основная цель института заключается в подготовке и переподготовке кадров для рынка, теперь уже не только казахстанского, но в целом интеграционного пространства. У всех нас одна задача – восполнять нехватку компетенций и перенимать передовой опыт обучения друг у друга.
– Каких конкретно специалистов сегодня выпускает Финансовая академия министерства финансов Казахстана?
– Мы готовим бухгалтеров, аудиторов, налоговиков, таможенников, специалистов в сфере финансового мониторинга или финразведки, специалистов, которые занимаются расследованием экономических преступлений, казначеев, госаудиторов – прежде эта специальность называлась "ревизор". Мы готовим людей, которые занимаются вопросами банкротства, обучаем многим специальностям, которые сегодня необходимы нашему рынку.
На базе нашей академии также действуют курсы повышения квалификации, можно получить и дополнительное образование.
– Одно дело теория, другое – практика. Означает ли вхождение Финансовой академии в сетевой финансовый институт ЕАЭС, что у ваших выпускников появится возможность практиковаться за пределами страны, в странах Евразийского экономического союза?
– Теоретические знания сегодня дают многие вузы, а вот практико-ориентированными оказываются не все. В рамках Евразийской недели в Астане мы с коллегами задались вопросами, как сделать так, чтобы специалист, закончивший один из вузов сетевого финансового института, был везде востребован, имел большие конкурентные преимущества в странах Содружества. Практика, опыт и двухдипломное образование – вот ответ. В настоящее время мы занимаемся поиском интересных мест для практики как внутри республики, так и за ее пределами. Кроме того, наши лучшие выпускники, которые решили посвятить себя делу интеграции, будут стажироваться на базе Евразийской экономической комиссии. Между вузами-партнерами также практикуется обмен студентами. У каждого вуза свои сильные стороны, поэтому тут все зависит от желания студента и от правильно выбранного направления.
Еще мы планируем, что будет производиться обмен преподавателями, чтобы они имели возможность оценить, как их предмет преподается в Армении, Беларуси или Кыргызстане. Взять, к примеру, информатизацию, о чем постоянно говорит президент Назарбаев. Чтобы выполнить поставленную перед нами амбициозную задачу и создать цифровой Казахстан, мы просто обязаны знать, как цифровизация экономики внедряется в странах ЕАЭС, как преподается этот предмет там, насколько учебные программы совпадают или отличаются от наших. Мы обязаны знать, насколько модули по информационной безопасности, кибербезопасности, вопросам программирования, по тем интересным альянсам, куда сегодня вступают университеты, насколько все это совпадает с общими интересами единого экономического пространства.
– Речь идет о каких-то единых стандартах и программах подготовки специалистов?
– Образование не входит в договор единого экономического пространства. Это правильно, потому как образование любого человека начинается с детского сада и школы, и каждая страна выбирает для этого свои стандарты. Что касается вузов, по модульной системе у них есть обязательные дисциплины, но далее возможности расширяются. Вузы вправе привлекать ведущие университеты мира или внедрять в свою систему обучения какие-то интересные дисциплины, которые сегодня востребованы на рынке. Если мы видим, что какой-то вуз преуспел или имеет более интересного партнера, почему бы не позаимствовать его опыт. Со временем, об этом говорил и глава государства, вузы смогут получать полную автономию после достижения определенного уровня развития.
– А что касается повышения квалификации специалистов, уже работающих в едином экономическом пространстве?
– Здесь есть стандарты, принятые договоры, нормативно-правовые акты, которые чиновники и субъекты рынка должны уметь применять. К примеру, таможенники обязаны соблюдать единые таможенные процедуры в соответствии с единым Таможенным кодексом. Казначеи и закупщики должны руководствоваться теми бумагами, которые подписаны и составляют основу нормативно-правовой базы единого экономического пространства. Если мы видим, что они не могут этого делать, не понимают какие-то детали, что нуждаются в повышении квалификации, мы обучаем их в соответствии с нормативно-правовой базой, которая действует в едином экономическом пространстве. Для этого и создается сетевое образование. Мы считаем, что важно иметь обратную связь с потребителями наших услуг. Таким образом, еще на старте будет понятно, что нужно рынку сейчас и на чем нужно сделать акцент.
– Говоря про акцент. Один из казахстанских политологов отметил, что сегодня, несмотря на довольно длительное существование ЕАЭС, до сих пор трудно найти юриста и экономиста, который бы знал законодательство сразу нескольких стран-участниц союза. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Сетевой институт как раз и предлагает подготовку и переподготовку кадров. Более того, для таких специалистов будут разработаны общие квалификационные требования. Уже к 2025 году финрынок будет единым. К этому времени мы должны подготовиться сами, подготовить наших ученых, преподавателей, студентов, специалистов и обязательно население. Ликвидация финансовой безграмотности важна, потому что время диктует необходимость быстро адаптироваться к изменениям: стремительно развиваются технологии, появляется огромное количество информации. Все это заставляет нас меняться, думать о модернизации собственного мышления, сознания. Очевидно, что успех каждой личности и в целом государства будет достигнут только тогда, когда люди будут постоянно заниматься образованием и самообразованием. Наша задача – работать на опережение. Наша миссия – стать проводником самых лучших тенденций в образовании, объединив усилия и интегрируя знания и опыт.
– На сегодня Вы отметили только шесть вузов. Планируете ли расширение партнерской сети?
– Безусловно, мы открыты для всех. Финансовая академия, к примеру, сотрудничает и с корпоративным Университетом Сбербанка, и с МГИМО, и с Высшей школой экономики, мы готовы дружить и с другими вузами. Есть и другие сетевые объединения, например по линии финансового мониторинга.
Алина Альбекова