Наука не хочет быть нахлебницей у бизнеса и государства

3426

Что тормозит интеграцию бизнеса и науки, какие научно-исследовательские разработки можно внедрить в производство?

Наука не хочет быть нахлебницей у бизнеса и государства

Наука стимулирует инновационный конвейер, но, с одной стороны, отечественные вузы еще оторваны от реальных потребностей региона. С другой – многие бизнесмены не осознали выгоду от интеграции с наукой, а институты финансирования неохотно дают деньги на научные проекты и изыскания. Об этом говорили ученые и бизнесмены на заседании круглого стола с учеными и бизнесменами, который прошел в Восточно-Казахстанском государственном университете (ВКГУ) им. Сарсена Аманжолова.

Как отметила заведующая лабораторией цифровых технологий и моделирования ВКГУ Алия Нугуманова, малый и средний бизнес начал разворачиваться к науке по своей инициативе, поняв необходимость интеграции. Но есть большие уязвимости.

"Одна из них – дефицит ресурсов, особенно человеческих. "Отток мозгов" – это проблема даже не региональная. Она государственная, – отметила Алия Нугуманова. – Высока аудиторная и внеаудиторная нагрузка педагогов, но исследовательская форма схожа со спортивной – ты не можешь выйти просто так и совершить рекорд. Нужны условия, чтобы в нее входить. Руководство нашего вуза принимает для этого меры. В частности, расширило штат национальной лаборатории. Но у ученых нет времен на развитие фундаментальной науки, а без нее мы не можем освоить прикладную науку и выдавать коммерциализованные результаты".

По словам эксперта, в обществе считают, что если наука не дает результата здесь и сейчас, то она становится нахлебницей на шее у государства и бизнеса. Но Алия Нугуманова уверена: сначала нужно развивать научные школы, вкладываться в лабораторную базу, вовлекать в экспериментальную работу предприятия, вместе проводить опытно-конструкторские работы, а потом говорить о коммерциализации.

"Вторая угроза интеграции бизнеса и науки – конкуренция, которая не оставляет места для поступательного развития. Она забирает лучшие кадры. Молодежь уезжает за рубеж, в лучшем случае в Астану и Алматы. Конкуренция не дает времени бизнесу на внедрение инноваций у себя. Бизнес рассуждает, что ему проще купить что-то в Китае и быстро получить прибыль", – отметила г-жа Нугуманова.

Более того, по ее словам, очень сложно вырвать финансирование из рук тех, кто его дает на уровне республики, международных организаций.

По данным ректора ВКГУ профессора Мухтара Толегена, в этом вузе действует более 20 научных школ, которыми руководят высококвалифицированные научные кадры. На базе университета свыше десятка научно-исследовательских центров, которые имеют аккредитацию и высокотехнологическое оборудование, способное выполнять самые разные научные эксперименты в таких отраслях, как трибология и материаловедение, экология, химия, энергосбережение, ядерная физика, биотехнологии, робототехника.

По словам заведующего национальной научной лабораторией коллективного пользования ВКГУ Бауыржана Рахадилова, этот вуз занимается выполнением хоздоговорных проектов по заказу предприятий. Каждый год выполняются хоздоговорные проекты на 10 млн тенге, также университет выполняет НИОКР.

"Но наблюдается невысокий интерес бизнес-среды к инновациям и недоверие к вузовским наукам со стороны производственных предприятий. Несмотря на это, наш вуз разрабатывает научные проекты на сумму свыше 400 млн тенге", – сказал г-н Рахадилов.

Директор по производству ТОО "Производственная фирма "BEST" Александр Павлов рассказал о сотрудничестве с учеными ВКГУ. По его словам, предприятие выпускает керамику из оксида бериллия, это достаточно высокотехнологичное производство. Компания активно использует производственные и лабораторные базы вуза, его научный потенциал. К примеру, предприятие и вуз совместно изготовили катоды из квазикристаллов.

"Это относительно новое направление в науке, – говорит Александр Павлов. – Нам нужен был сплав, получаемый при помощи индукционной печи. Мы в ВКГУ изготовили графитовый тигель и в нем получили отливку, сделали готовый катод и у себя на предприятии успешно использовали. Университет несколько раз оказывал услугу по отливке катодов".

По данным Александра Павлова, были и другие задачи, которые позволяли предприятию экономить средства, например, на покупке маломощных индукционных тигельных печей, которые необходимы в нанесении на керамику металлизированного покрытия.

Совместно с вузом производственная фирма отработала технологию введения наночастиц с порошка диоксида титана в бериллиевую керамику. Но проект не был профинансирован на уровне республики, хотя он, по словам Александра Павлова, важен для предприятия, а ему "не интересно осуществлять затраты на то, что будет или не будет приносить прибыль".

Также предприятие и ВКГУ создали технологию, с помощью которой можно извлекать из отходов Ульбинского металлургического завода оксид кремния, который можно применять в оборонной промышленности. Пока заявка на финансирование, по данным г-на Павлова, находится на рассмотрении.

У ВКГУ есть проекты с рядом промышленных предприятий, крестьянских хозяйств региона. Один из сельхозпроектов – внедрение оригинального элитного семеноводства с применением биотехнологий совместно с ТОО "Улан-Жемис".

"У нас с хозяйством "Улан-Жемис" заключен договор на сумму 500 тыс. тенге на производство пробирочных растений, сорта которых отличаются высокой продуктивностью. Хотим внедрить новые технологии", – объяснил сотрудник ВКГУ Максим Сутула.

В целом по уровню инновационной активности Восточный Казахстан в 2017 году занял первое место по республике. Такие данные привел руководитель Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержан Шурманов. Более свежих данных, по словам чиновника, пока нет:  результаты наблюдений приходят с опозданием с учетом анализа показателей этой самой активности.

С 2017 года 303 предприятия ВКО выпустили продукцию с применением инновационных технологий на 80 млрд тенге. Показатель растет: в 2016 году инновационной продукции произведено на 54 млрд тенге.

По итогам 2017 года на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВКО потрачено чуть более 6,9 млрд тенге. Это средства предприятий и государственного бюджета.

"По ВКО действуют 142 научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделения, – добавил Ержан Шурманов. – Число работников, которые занимаются деятельностью, связанной с НИОКР, превысило 2,3 тыс. человек. Это выше 10% всего персонала по республике, который задействован в подобного рода работах. По этому показателю ВКО уступает только двум крупным городам – Нур-Султану и Алматы".

По словам Ержана Шурманова, промышленные предприятия региона по НИОКР в основном работают с Восточно-Казахстанским государственным техническим университетом им. Серикбаева; реализуется семь проектов, их финансирование идет за счет целевых программ Министерства образования и науки РК.

"Наши вузы располагают всеми необходимыми квалифицированными кадрами и оборудованием, чтобы внести свою лепту в увеличение производительности нашей области, распространить разработки за пределы Казахстана", – выразил уверенность чиновник.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться