Из-за засухи ситуация на полях с зерновыми культурами в семи областях страны вызывает опасения, а для некоторых хозяйств этот сезон может и вовсе стать последним, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Очаги напряжения
По мнению экспертов, среди очагов напряжения и Костанайская область, в основном южные районы региона, где уже третий год подряд фермерам приходится выращивать урожай в экстремальных условиях. Дождя костанайские аграрии ждали порядка двух месяцев. И только 10 июля, а где-то 11 июля выпали осадки, но для многих полей решающей роли они уже не сыграют.
"За последние три месяца на полях выпало только 30% осадков от среднемноголетних данных. В апреле – 7 миллиметров осадков, в мае – 8 миллиметров, в июне – всего 10 миллиметров. Но дожди были локальными, не сильными. Что существенно сказалось на состоянии посевов", – отметили в управлении сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области.
По официальным данным, свыше 23% посевов в регионе характеризуются как плохие, более 62% – как удовлетворительные и только 14% полей находятся в хорошем состоянии.
Урожай зерновых не выше 14 млн тонн
В последние дни высказывается множество предложений по стабилизации ситуации, в том числе и по ограничению экспорта зерна, для того чтобы потом его могли использовать животноводы и мукомолы. Но, по мнению экспертов, такая мера приведет к еще более печальным последствиям.
Кто-то скажет, что прогнозы делать рано, но полеводы с опытом утверждают, что примерный объем урожая уже ясен.
"Хотел бы объяснить ситуацию на полях. У нас есть очаги напряженности – это юг Костанайской области, половина Акмолинской, весь юг страны, часть Карагандинской и Актюбинской областей и СКО, хуже, чем обычно, обстоят дела и в Павлодарском регионе. В стране ожидается сбор зерновых культур порядка 14 млн тонн, из которых 10 миллионов – пшеница", – отметил председатель Союза полеводов Казахстана Виктор Асланов.
По словам эксперта, есть мнение, что еще рано делать прогнозы, что ожидаются дожди в зерносеющем поясе, но в названных очагах уже сформировалась корневая система растений. В процессе засухи вегетационный период становится короче. У растения одна задача – быстрее сформировать плод, так как оно чувствует угнетение со стороны солнца и нехватку влаги.
"Корневая система у растений слабая, а стеблей не 4-5, как обычно, а 1-2. А значит, и колосьев будет мало. И можно уже говорить о том, что мягкой пшеницы будет порядка 9-10 млн тонн, твердой – не более 500 тыс. тонн, ячменя – в пределах 3 млн тонн. Остальных зерновых – около 2 млн тонн. Если будет ограничен экспорт, то несложно посчитать, что получим. К примеру, животноводы страны потребляют 3-4 млн тонн всех зерновых в год. Мукомолы потребляют порядка 3 млн тонн пшеницы, которую перерабатывают в муку, идущую на внутренний и внешний рынки. Куда девать остальные 7 млн тонн полеводам?" – задается вопросом Виктор Асланов.
Эксперт утверждает, что ни в коем случае нельзя ограничивать экспорт зерна. Он, скорее всего, снизит цены, но даже за счет средних цен полеводы смогут компенсировать уже понесенные потери от засухи. И за примерами далеко ходить не надо: на юге Костанайской области ситуация с засухой повторяется третий год подряд. Там предприятия находятся на грани банкротства. И об этом говорят уже фермеры, ранее крепко стоявшие на ногах.
"Не мешать и поддержать"
По мнению Асланова, сейчас цена на продовольственную пшеницу составляет около 210 долларов. И это невысокая цена. Если сейчас будут сдерживать цены на пшеницу, чтобы поддержать социально уязвимые слои населения, то это станет большой ошибкой и поставит под угрозу банкротства многие агропредприятия. И получится такая ситуация, что зарежут корову, которая давала молоко. Сейчас пожертвуют тысячей фермеров, чтобы один год оказать помощь малоимущим казахстанцам, но потом из-за отсутствия фермеров будут вынуждены помогать им ежегодно.
"Нам не хватает мониторинга, раннего предупреждения о засушливых годах. Мы побаиваемся такого слова, как ЧС, хотя в соседних областях России ее вводят как в отдельных районах, так и в областях, и фермеры быстро получают хоть какую-то компенсацию своих потерь. В регионах Казахстана, где засуха наблюдается третий год подряд, должен работать закон. И там, где есть ЧС, она должна включиться", – подчеркнул председатель союза.
Но все же самыми главными в сложившейся ситуации эксперт назвал два тезиса. Первое – это не мешать свободному рынку. Он утверждает, что осенью будет высокий спрос на продукцию у южных соседей: Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Афганистана. Так как там ситуация еще критичнее, чем у Казахстана. Во-вторых, не нужно отнимать у фермеров то, что у них уже отняла природа. Не надо жертвовать аграриями, нужно открывать стабилизационные фонды. Пришел год для этого.
Таисия Колевид, Костанай
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!