Как показал анализ работы отрасли за 2017 год, две трети казахстанского рыбного рынка уже давно работают в тени. В этом секторе народного хозяйства самый высокий уровень теневого оборота. Об этом свидетельствуют цифры. Казахстанцы за год потребили 10,7 тыс. тонн рыбы. Однако официально было продано лишь 3 тыс. тонн. Остальное реализовали нелегально.
Такие выводы сделали разработчики концепции развития рыбного хозяйства Казахстана в лице компании Dasco Consulting Group. Эту работу исследователи провели совместно с Республиканской ассоциацией общественных объединений рыболовов и субъектов рыбного хозяйства "Казахрыбхоз".
Залечь на дно
"Легальное потребление по итогам 2017 года в объеме 55,9 тысячи тонн. Причем 34,8 тысячи тонн из этого объема – импорт. Мы также проанализировали так называемое неучтенное потребление, объем которого составил 138,2 тысячи тонн, или в 2,5 раза больше легального рыбного рынка. В этом объеме 27 тысяч тонн – это та рыба, что была поймана в рамках спортивного и любительского рыболовства. Но львиная доля неучтенного потребления – это нелегальный импорт и вылов. Мы считаем, что на долю браконьерства приходится в общей сложности около 55,5 тысячи тонн рыбы", – отметил партнер Dasco Consulting Group Бирлик Мендыбаев.
Разработчики концепции отметили, что наблюдается тенденция потери промыслового значения водоёмов. Их потенциал используется лишь на 12%. Если же говорить об аквакультуре (разведение и выращивание рыб в естественных и искусственных водоёмах или морских плантациях), то этот потенциал, по мнению разработчиков, не используется вовсе.
Не с того берега зашли
Ситуацию хотят изменить с помощью включения в госпрограммы развития и поддержки предпринимательства рыбоводства, как отрасли. В частности, речь идет о садковых фермах и ОТРХ (озерно-товарные рыбоводные хозяйства. – Авт.).
В то же время разработчики говорят, что необходимо будет внести изменения примерно в 50 нормативно-правовых актов, регулирующих работу рыбоводческого сектора экономики. Здесь изменения в Земельный и Водный кодексы, КоАП, УК РК, новые нормы по аквакультуре и возобновлению ресурсов (в идеале новый закон). В списке также актуализация норм использования и возобновления ресурсов, изменение подзаконной базы по организации рыбоводных хозяйств.
Также в планах упростить и ускорить получение различных разрешительных документов. К примеру, сегодня выдача пропусков на выход в территориальные воды и внутренние воды РК требует двух месяцев или 50 рабочих дней. В проекте сокращение этого периода до 11 рабочих дней. В планах и массовая цифровизация, включая маркировку рыбы. Предлагают ту рыбу, что не имеет маркировки, вовсе считать нелегальной.
Поднять отрасль со дна планируют в кратчайшие 10 лет: обучить специалистов, модернизировать производство, полностью изменить систему контроля, увеличить потребление рыбы внутри Казахстана и наконец вывести отрасль из тени. Правда, потребует это около триллиона частных инвестиций. Государственные исчисляются тремя миллиардами тенге на развитие системы регулирования и еще пятью миллиардами на техническое переоснащение, автоматизацию госуслуг и цифровизацию.
Сами рыбоводы отнеслись к концепции скептически. Костанайские рыбоводы озвучили один из пунктов концепции по развитию рыбного хозяйства, которая действовала с 2007 по 2015 год. В этом документе было сказано о стимулировании отлова малоценных пород рыб и замене их более ценными. По факту же даже на ловлю карася и плотвы до сих пор стоят ограничения.
А ведь в ряде северных областей страны карась и плотва – основные породы потребляемой рыбы. К тому же анализ, проведенный в рамках разработки концепции развития рыбного хозяйства РК, показывает, что в Костанайской, Акмолинской областях и СКО объемы производства рыбы можно увеличить в 15 раз. В ВКО и на юге республики в лидерах по потреблению лещ.
Специалисты в рыбоводстве в регионах вовсе говорят о том, что причиной сложившейся в отрасли ситуации стали многочисленные барьеры, выставленные в том числе Минсельхозом.
Заморить червячка
По официальным данным, озвученным костанайскими рыбоводами, в области более 5000 водоемов. Однако предприниматели говорят о том, что их число не гарантирует достаточного насыщения рынка рыбной продукцией. Наука не изучала малые и средние водоёмы Северного Казахстана, поэтому не каждый учёный в курсе местных климатических условий.
Председатель Костанайского областного общества охотников и рыболовов Анатолий Коваленко подчеркнул, что в регионе 90% озер заморные, а значит, бизнес-риски растут.
Предприниматель Эдик Цой рассказал, что заморы возможны даже в летний период из-за большой заиленности и выбросов метана. Его коллеги подчеркивают, что большую опасность представляет и цветение воды. Вред наносит опахивание водоёмов под урез воды, химическая обработка полей вблизи водоёма, которая вовсе может привести к полной его гибели.
Специалисты отрасли говорят, что средняя глубина водоёмов в регионе составляет около двух метров. Озера заилены, на 50-70% они забиты травой и камышом. Отсюда и периодические заморы. Предприниматели говорят, что аборигенный карась во многих малых и средних водоёмах мелкий, потому что вырождается.
"В Костанайской области с начала этого года было закреплено около 100 водоемов. Это вроде бы хорошо, но до марта 2019 года мы не можем даже посмотреть в сторону карася. Потому что нет лимита, который утвердят лишь в 2019-м. В то же время мы должны проводить рыбохозяйственную мелиорацию, зарыблять водоемы, зимой бороться с заморами, нести охрану. Если мы не сможем выполнить такие обязательства, то договор будет расторгнут в одностороннем порядке", – высказал свое мнение Анатолий Коваленко.
И в этих нюансах работы в регионах на самом деле кроется, судя по словам рыбоводов, одна из главных причин высокого теневого оборота в этой отрасли. Ученые и чиновники в центре просто не знают реальной картины на местах.
Отпустить в плавание
Отрасли нужна наука, кадры, кормовая база и свободные руки. Планируемый перевод озер заморного типа Северного Казахстана в разряд ОТРХ воодушевил рыбоводов костанайщины Коваленко. Однако их тут же предупредили, что в таком случае все проблемы флоры и фауны станут проблемами именно владельца.
В ответ же прозвучало предложение передавать и ввести налог на площадь зеркала воды. Рыбу же, находящуюся в водоёме, считать собственностью природопользователя. В таком случае, по словам предпринимателей, природопользователь сам будет регулировать, какую рыбу и в каком количестве запускать в водоем и сколько выловить. Тут же на откуп владельцу отойдут вопросы сроков проведения мелиоративных работ, противозаморных мероприятий.
Плюс к этому раз за разом звучат предложения по отмене лимита вылова рыбы. Предприниматели говорят об этом факторе как о сдерживающем рыболовный туризм. Если эту норму упразднить, то будут расти объемы легального оборота, снизится дефицит потребления рыбы населением страны, который, по данным Минздрава, составляет около 30 тысяч тонн в год. Здесь же открываются экспортные возможности (российский и китайский рынки эксперты называют практически бездонными для Казахстана), увеличится роль отечественных компаний в импортозамещении, не говоря уже о создании на селе новых рабочих мест, налаживании переработки рыбной продукции.
Разработчики концепции по развитию рыбной отрасли в Казахстане говорят о том, что этот документ должен лечь в основу отраслевой инвестиционной программы. От самих рыбоводов ждут аргументированных предложений.
Татьяна Шестакова