Барьеры при выделении земель под занятие бизнесом остаются одними из самых частых в практике казахстанских предпринимателей. Одна из актуальных проблем до недавнего времени касалась заключения договоров аренды и купли-продажи земель между акиматами и бизнесом.
"Сложилась практика, когда каждый акимат включал в договоры свои условия, и даже те, которые не предусмотрены законом. К примеру, акиматы могли изменять стоимость участка уже после заключения сделки. Или устанавливать запрет на отчуждение арендованных земель, хотя закон позволяет в отдельных случаях распоряжаться землей, предварительно совершив выкуп права у государства. Также были факты, когда в договорах указывалось, что несвоевременно уплаченный налог на землю является причиной расторжения договора и изъятия участка, хотя такая ответственность прописана налоговым законодательством, а Земельным кодексом установлены иные основания для изъятия", – рассказывает директор департамента строительства НПП РК "Атамекен" Назира Усенова.
В связи с частыми жалобами предпринимателей "Атамекен" инициировал поправки в проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности". Интересы бизнеса в этом вопросе НПП активно отстаивала вместе с МСХ РК и защищала новую норму закона в мажилисе РК.
В итоге в 2019 году были приняты поправки, согласно которым, уполномоченный орган наделен компетенцией разрабатывать и утверждать типовой договор аренды, а также купли-продажи земельного участка. Таким образом, предпринимателей избавили от системной проблемы, установив единые требования ко всем акиматам.
В рамках этого же закона "Атамекен" защитил права предпринимателей от необоснованного изъятия земель под строительство. Как известно, если предприниматель в течение трех лет не использует землю по назначению, ее принудительно изымает государство. При этом случаи "непреодолимой силы" (которые позволяли собственникам сохранять участки) распространялись только на земли сельхозназначения.
К примеру, бизнесмен мог лишиться земли из-за отсутствия утвержденного проекта детальной планировки, без которого невозможно получить архитектурно-планировочное задание на строительство объекта. Из-за этого могли изъять участок. Благодаря "Атамекену" случаи "непреодолимой силы" распространяются теперь и на участки под строительство.
"На практике возникает очень много споров при изъятии неиспользуемых земель в судебном порядке. В законе отсутствует определение понятию "освоения", не установлены конкретные требования к освоению земель, предназначенных для строительства. Это приводит к различной правоприменительной практике. К примеру, в одном регионе наличие АПЗ и техусловий является для суда основанием не изымать землю. В другом регионе могут изъять участок при наличии положительного заключения экспертизы, только потому, что на участке не начаты работы", – говорит Назира Усенова.
"Дополнительно мы проработали этот вопрос с Верховным судом. С нашим участием в настоящее время вносятся поправки в соответствующее нормативное постановление Верховного суда", – говорит спикер.
Принятые меры призваны защитить предпринимателей от необоснованного изъятия земель, сократить издержки и исключить неоднозначную правоприменительную практику.
Еще один вопрос, который решил "Атамекен" для предпринимателей – утверждение порядка определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из госсобственности.
"Закон позволяет акиматам предоставлять землю без аукциона для реализации инвестиционных проектов, но из-за отсутствия требований к таким проектам сами акиматы затруднялись определять, какой проект является инвестиционным, а какой нет. В итоге норма фактически не работала на практике. Теперь будет утвержден понятный для акиматов порядок, посредством которого предприниматели-инвесторы смогут получить землю под свой проект без аукциона", – говорит директор департамента строительства НПП РК "Атамекен" Назира Усенова.
Всего за годы работы в реестр НПП "Атамекен" было включено свыше 600 проблемных вопросов предпринимательства, 428 из них полностью решены, 123 вопроса в настоящее время находятся на стадии решения.