Деятельность риелторских компаний законодательно все еще не полностью урегулирована, и недобросовестные информационные агентства продолжают обманывать потребителей. Как уберечь себя от мошенников, на что важно обращать внимание при обращении в агентство недвижимости и другие важные вопросы обсудили представители Объединенной ассоциации риелторов Казахстана в ходе круглого стола "Вся правда об информационных агентствах", состоявшегося в Палате предпринимателей Алматы.
Как обманывают недобросовестные риелторы
По словам президента ОАРК Ларисы Степаненко, первые зачатки риелтерского бизнеса стали появляться в начале 1990-х с легализации рыночных отношений в этой сфере. Это были небольшие агентства, предлагающие населению услуги по приватизации, оформлению и подбору недвижимости.
С развитием рынка недвижимости, ростом строительства в стране риелторский бизнес становился все более привлекательным. Население, мало понимающее в операциях с недвижимостью, активно пользовалось услугами посредников. На рынке стали появляться недобросовестные риелторские компании.
По данным руководителя проекта "Крыша КЗ" Севиль Дарган, на портале сегодня зарегистрировано 324 149 объявлений о продаже и аренде объектов недвижимости. Из них 1198 было заблокировано, 3638 было удалено, поймано 1177 мошенников.
"С точки зрения публикации объектов недвижимости мы, как площадка, которая принимает объявления, принимаем меры для чистоты рынка. Проводим определенные процедуры, чтобы отделить тех, кто работает цивилизованно. Таких агентств и специалистов в сумме около 2 тыс. по всему Казахстану. Это агентства, которые размещаются на портале больше полугода и не имеют штрафных баллов за определенный период. Специалисты с рядом нарушений и жалобами имеют статус "Оштрафован". Мы не держим нарушителей и за набор определенных штрафных баллов удаляем кабинет", – пояснила в ходе круглого стола Севиль Дарган.
Лариса Степаненко добавила, что с недавних пор на рынке появились информационные компании, которые на сайты продаж подают объявления по заниженной стоимости, при этом объявления оформлены красивыми фотографиями, привлекая внимание своих "жертв". После того как клиент звонит компаниям, он получает приглашение в офис. Соответственно, перед тем как получить телефоны якобы хозяев квартир, клиент подписывает договор и оплачивает 15-20 тысяч тенге. В большинстве случаев компании дают недействительные номера или контакты хозяев, которые уже сдали свои квартиры.
"Далее человек не получает никакой полезной информации, работники компании подпитывают надежду обещаниями, чтобы обманутые клиенты не предпринимали никаких действий. Кто-то безуспешно пытается вернуть деньги, кто-то идет по кругу и попадает уже в другие такие же компании", – говорит президент ОАРК.
Лариса Степаненко добавляет, что почти все, особенно молодые и неопытные арендаторы, после долгих и безуспешных попыток найти жилье, отчаявшись, идут на поводу у этих организаций.
"На первый взгляд, к ним не придерешься, так как в договоре они указывают, что не несут ответственности перед заказчиком по обеспечению его жильем. Тогда что же они делают? Они всего лишь предоставляют информацию – номера телефонов лиц, сдающих в аренду свою недвижимость, и не более. Другой вопрос, какие контакты они дают… Чаще всего на звонки никто не отвечает или говорят, что давно сдали. Случается, что клиентам удается дозвониться до предполагаемого хозяина, но он находит причины отказать будущим арендаторам, создается впечатление, что это подставные лица. Люди не знают, куда обращаться с этой проблемой, и в поисках "правды" звонят в ассоциацию", – добавляет спикер.
По словам советника президента ОАРК Нины Лукьяненко, большинство клиентов в эту ситуацию попадают сами. Необходимо внимательно читать письменную форму договора, смотреть, что является предметом договора, гарантирует ли компания организацию просмотра объекта, будет ли она сопровождать вас по договору и т. д.
"Ведь большинство этих компаний работают в рамках закона, и ничего сделать нельзя. В договоре они так и пишут, что предоставляют услуги информационного характера. И впоследствии, когда человек сталкивается с некачественной услугой, из-за маленькой суммы услуги никто не хочет обращаться в соответствующие органы. Грамотность среди потребителей на низком уровне, и нужно ее повышать", – заметила Нина Лукьяненко.
Предпринимаемые меры
Профессиональное агентство никогда не пошлет клиента на объект одного и обязательно будет его сопровождать, отметила Лариса Степаненко. Брать деньги за просмотр или нет, оговаривается в условиях ценовой политики каждого агентства. При этом профессиональные агентства по предоплате не работают.
"Мы периодически выпускаем публикации, где разъясняем, как должен выглядеть договор нормального агентства. Проблема в том, что человек задумывается об этом, только когда обжегся. За февраль мы обработали 35 500 жалоб. Причем не все из них подлинные. Некоторые кабинеты специалистов, чтобы оградить себя от санкций, отправляют ложные жалобы. И среди общего количества нам приходится искать истинные проблемы, чтобы быстрее помочь потребителю", – добавила Севиль Дарган.
На тему ценовой политики квартир на портале работает искусственный интеллект, в том числе если объект сильно отклоняется от рыночной стоимости. Технически объявления, соответствующие правилам "Крыши", удалить нельзя. На портале есть процедура жалоб, дающая для этого законные основания.
Если вы все же стали жертвами мошенников, то первое, что необходимо сделать, – это составить досудебную претензию в адрес компании, предоставившей неверную информацию, с указанием требований о расторжении договора и возврате денежной суммы в полном объеме, согласно ст. 10, ч. 2., п. 1, Закона "О защите прав потребителей". Они должны рассмотреть эту претензию в течение 10 дней.
Мария Галушко